Особенности понимания детьми малых фольклорных форм.




Значение устного народного творчества

Для детей дошкольного возраста.

 

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость.

Фольклор -это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».

 

В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного

словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили

длительную жизнь.

 

 

Раннее детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Именно в этот период ребенок с поразительной быстротой и активностью начинает перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством общения – речью. У детей происходит формирование нравственных чувств, чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Поэтому задача взрослых организовать жизнь детей так, чтобы каждый день и час открывал им новое, развивал их ум, формировал основы личности. Обеспечить это можно только при условии постоянного внимания к внутреннему миру ребенка и учета его возрастных и индивидуальных особенностей.

Характерной особенностью детей раннего и младшего возраста является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодии радостной,

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх.
В этом возрасте песенки и потешки, являются самыми распространенными и действенным жанром.

 

 

Особенности понимания детьми малых фольклорных форм.

Песенная лирика

 

Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и других жанров. Создавались песни в далеко не одинаковое время. Каждое время слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенного жанра.

Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.

В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: “Сорока-ворона, кашу варила…”; “Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки…”.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать.

С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Например:

«Ах, поет, поёт

Соловушка!

Ах, поёт, поёт

Молоденький;

Молоденький,

Хорошенький,

Пригоженькой.»1

Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Например:

«Потягунючки, поростунюшки!

Роток – говорунюшки,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки.»

Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:

· Весна красна! На чём пришла?

· На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку.

Приговорки – словесные обращения к кому-либо. Например, говорят в бане:

С гоголя – вода,

С младенца – худоба!

Укатись вся.

Существовало множество собственно детских игр. Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни.

Особое место уделяется колыбельной песне. Колыбельную песню считают началом народной педагогики. Звук родного языка, слово материнское может все - и утешить, и пожалеет, и сделает счастливым. Колыбельная – это заговор от всех скорбей, от всех напастей: «от лома-ломища, от зла – человечища». В колыбельных песнях ребенку желают удачи и преуспевания: «Будешь в золоте ходить, парчовую шубу носить», раскрывается тема дома, домашнего уюта («Как у дяди Ермолая», «Патока с имбирем»), рассказывают о доброте материнских рук («Баю, баюшки, баю», «Ты, собачка, не лай»). Каждое слово этих песен заветное и передавалось из рода, из поколения в поколение.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими традициями, обычаями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о жизни наших предков. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, живописи…Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.
Наши дети очень любят засыпать под русские народные песни.

Представляем Вам нашу засыпальную песню....

 

https://vk.com/video-131161484_456239289

 

Колыбельные мелодии - первая музыка в жизни малыша. Спокойные, умиротворяющие песни помогают ребенку уснуть, создают ощущение уюта и безопасности, а также знакомят маленького человечка с огромным, неизведанным миром, который его окружает. Колыбельная песня — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка, особый лирический жанр, популярный в народной поэзии.Один из древнейших жанров фольклора. В традиционной народной культуре колыбельная песня могла выполнять магическую охранную функцию. В основном колыбельную поёт мать своему ребёнку. У всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.

 

https://vk.com/video-131161484_456239295?list=8e9f86a7a7068ef9ca

 

Продолжаем знакомиться с народным творчеством русского народа. Частушка - жанр устного народного песенного творчества; миниатюрное стихотворение, обычно из четырех строк, написанное «на злобу дня», на политическую, общественную, любовную, семейную, бытовую и прочие темы.Частушка – это короткая рифмованная народная песня (вне зависимости от того, быстро или протяжно она поется). Это относительно новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества.

Частушки возникли во второй половине XIX века. Этот термин был введён писателем Г.И.Успенским в очерке «Новые народные песни» в 1889 году. В этом очерке Г.И.Успенский давал характеристики народных стишков.

Истоками частушек являются игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм.
Мы с ребятами придумали частушки на тему безопасности жизнедеятельности и предлагаем вам их послушать. Автор Жукова.М.П.

 

https://vk.com/video29295825_456239217?list=79fe3cc07204314021

 

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КОЛЯДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Уже давно Рождество является одним из самых любимых праздников.
На какое-то время Новый год вытеснил эту дату из праздничного календаря. Но теперь рождественское празднество почитаемо не менее новогоднего. Возвращаются также и былые традиции.


Динь-динь-динь, звенят звоночки!
К вам пришли сыны и дочки!
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!

Маленький хлопчик
Сел на снопчик,
В дудочку играет,
Коляду потешает.

Коляда-коляда
Накануне Рождества
Хоть рубль, хоть пятак –
Не уйдем мы просто так!

Вот и матушка – зима пришла,
Отворяй-ка ворота!
Пришли святки!
Пришли колядки!

Коляда, коляда!
На кануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.

Поздравляем с Рождеством,
Мы пришли сюда с добром,
Вы подайте нам немножко,
Пирожочка на дорожку,
Чтобы счастье к вам пришло,
Чтоб во всём вам повезло!

Колядую, колядую
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку:
— Вкусности давай-ка!
И печенья, и конфет,
И с орехами щербет,
Пастилу и мармелад —
Всем гостинцам буду рад.
Всех я стану угощать
И хозяйку восхвалять!

Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
Как на улице мороз
Подмораживает нос.
Не велит долго стоять,
Велит скоро подать
Или тепленький пирог,
Или маслица, творог,
Или денежку копьем,
Или рубль серебром!

Потешка - особый вид малого фольклорного жанра, она очень доступна детям. Мир звуков и красок окружает ребенка. Научить малыша видеть, чувствовать подлинную их красоту, значит сделать его более богатым духовно, более счастливым. Под звуки их ласковых, напевных слов, малыш легче проснется, даст себя умыть («Водичка - водичка»), накормить («Сорока - сорока»). Сопровождая действия с малышом словами потешки, он радуется, вслушивается в звуки речи, улавливает ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникает в их смысл. Малыши знакомятся с элементами народного быта и с действиями человека: «Еду - еду, к бабе, к деду», «Ладушки - ладушки», «Вот и люди спят», «Собака на кухне пироги печет», «Пошел котик на Торжок», «Кисонька -мурысонька», и др. Другие потешки олицетворяют материнскую любовь, взаимодействия «больших» и «маленьких»: «Курочка - рябушка, куда пошла», «Ай, баю - бай», «Баю - баю - баю - бай, ты собачка не лай». В простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным: «Тили - тили - бом», «Наша-то хозяюшка сметлива была», «Пошла Маня на базар», «Котик серенький присел», «Кто у нас хороший?», «Катя, Катя маленька».


Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и подчиняющейся определенным законам. Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия – удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека. Социально-педагогической основой сказки выступают социализирующая, культурно-этническая, голографическая, вербально-образная, креативная функции (Ю.А. Лебедев). Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”). Знакомя детей со сказками, необходимо акцентировать внимание на добрых чувствах, на воспитании гуманного отношения к окружающей действительности. Их содержание направлено на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания душевному и физическому состоянию героя или другим персонажам. Например, физическое напряжение - «тянем - потянем, вытянуть не можем» (Репка), или просьбу - «пустите меня к себе» («Теремок»), или прямую угрозу - «я тебя съем» («Колобок»), или печаль и слезы – «дед плачет, плачет, баба плачет» («Курочка Ряба»), или вежливость и заботу - «козлятушки - ребятушки, отворитеся, отопритеся ваша мать пришла молочка принесла» («Волк и семеро козлят»). Эти сказки открывают перед ребенком первые человеческие отношения
Таким образом, сказки готовят ребенка к жизни, воспитывают добрые чувства, учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их, побуждают к положительным поступкам, действиям. Так воспитывается оптимизм, умение действенно преодолевать трудности, творить добро.

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.

Устное народное творчество, народная игрушка и народная игра — это те средства, которые содержат в себе знания, и позволяют детям наследовать традиционную отечественную культуру. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
В наше время, когда вопросы нравственного, эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке нравственное начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мир.


Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

 

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".

Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

 

Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.

 

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания. Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

 

Русский героический эпос (былины) – замечательное наследие прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном виде сюжетного содержания и главных принципов формы. Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных), воспринявших их по традиции от прежних поколений. Зафиксированы былины только на территории России, главным образом на Севере и в Сибири. В южных областях – в Поволжье и на Дону – они оказались в сильно измененном и полуразрушенном виде. А между тем, следует предположить, что основное количество сюжетов было создано в пределах Киевского государства, т. е. в тех местах, какие в них изображаются. Но на территории Украины былины не обнаружены. Нет в их языке и украинизмов. Источником каждой героической песни был какой-то исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Например, так описывается богатырь Сятогор в былине «Святогор – богатырь», изложенной Л. Н. Толстым:

… Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле,

Никого-то Святогор он не нахаживал,

С кем бы силой богатырскою помериться;

А сам чует в себе силу он великую,

Чует – живчиком по жилкам разливается..

Вот как описывает Н. М. Карамзин богатыря Илью Муромца:

…Он подобен мирту нежному:

Тонок, прям и величав собой.

Взор его быстрей орлиного,

И светлее ясна месяца.

Кто сей рыцарь? – Илья Муромец.

Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей. Например, былины о Вольге Буслаевиче, победителе царя Салтана Бекетовича; о герое Сухмане, победившем врагов – кочевников; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа.

Однако не всегда былины рассказывают о богатырях. Очень интересна былина «Об Авдотье Рязаночке», не побоявшейся самого хана Золотой Орды и вызволившей из плена не только своих родных – мужа, сына и брата, но и весь рязанский полон.

Своих любимых богатыри не уподобляли ни Венерам, ни Дианам, которых они никогда не видели. Сравнения они черпали из природы видимых ими вещей. Например, когда хотели похвалить ту, которая им нравится, то говорили, что у ней:

Очи соколиные,

Брови соболиные,

Походка павлиная;

По двору идет,

Как лебедь плывет.2

Отдельным жанром фольклора являются исторические песни. Их художественное своеобразие остается недостаточно изученным. В дореволюционной науке их нередко признавали деградацией героического эпоса, сколком с былин и в этой связи их достоинством считали общие с былинами мотивы, образы и стилевые приемы (как бы остаточные явления).3 «Песнь о вещем Олеге», «Песни о Степане Разине» можно поставить сегодня в одном ряду с «капитанской дочкой», «историей Пугачева» и другими историческими произведениями. Они также представляют собой огромную художественную ценность. Это выражение исторического самопознания народа. Русский народ в своих исторических песнях осознал свое историческое значение. Сохранение исторически ценного в эпосе (будь то имена, события, отношения) есть результат сознательного, исторического отношения народа к содержанию эпоса. Народ в своем творчестве исходит из довольно четких исторических представлений о времени. Сознание исторической ценности передаваемого и своеобразные представления народа, а не только механическое запоминание, обуславливают устойчивость исторического содержания песен.

Былины хоть и огромны по своему объёму и сразу дети не смогут овладеть этим ёмким материалом, всё же этот жанр имеет значение для развития детей.

 

Заключение

 

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во времена существование монголо-татарского ига, на патриотизм русского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

 

 

Приложение.

Пословица - это сжатое по смыслу, образное, завершенное по форме изречение с поучительным смыслом и ритмическим выражением.

Поговорка — словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.

В гостях хорошо – а дома лучше.

Свои сухари лучше чужих пирогов.

Утирай уски на чужие куски

. Где пирог с крупой, тут и я с рукой, где блины, тут и мы, а где оладьи, тут и ладно.

Сыт, чертенок, коли каши не ест.

Семеро ребят так и барина съедят.

Хлеб человека не вымотает.

Иной любит щи наварные, другой жену нарядную.

Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании этого выражения человек и должен отгадать задуманный предмет.

Дважды родился, не однажды не крестился, а первый на свете певчий (........)

Шило-мотовило под небеса уходило, по-бурлацки песни пело и по-солдатски причитало (.......) Звал меня человек на ужин и на обед: я не человек – по земле не хожу и на небо не гляжу(.......)

Пан-панович упал в колодец и воды не замутил (.......)

Круг носу вьется, а в руки не дается (.......)

Два брата через дорожку стоят, а никогда не видятся (......)

 

Частушки – это короткие (монострофные) песенки-куплеты, обычнорифмованные четырёхстишия (реже - двух и шестистишия). Генетически связаны со старой плясовойпесней, шуточными припевками ярмарочных и масленичных балагуров, свадебными "дразнилками".

Город Вологда красивый,

Красит Вологду вокзал.

Я ни с кем гулять не буду,

Строго милый наказал.

Дорогая моя Нюра,

Нюра из-под Вологды,

Давай, Нюра, погуляем.

Пока обе молоды.

 

 

Моя милая красива,

Куроносенький носок:

Восемь курочек усядутся,

Девятый петушок.

 

Уж ты, милая моя,

Как тебе не стыдно:

Через твой высокий нос

Солнышка не видно.

Разорился парень бедный,

Купил девке перстень медный,

Разорился окаянный

Купил перстень оловянный,

Разорился до конца,

Купил девкам три кольца.

 

Считалки — жанр детского фольклора. Как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества.

- Перва руга, друга руга Шарага, марага Дристень, пристень, Коростень, пенек, Кокорюка, десяток (Нюксенский район) - Рази, двази, Ризи, тризи, Пято, лято Фуни, тыни, Дуби, крес. (Тотемский район)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: