Психолого-педагогическое сопровождение образования детей
С расстройствами аутистического спектра
Методические рекомендации к практическим занятиям
Тема практического (семинарского) занятия №1: Классификация психического дизонтогенеза. Искаженное психическое развитие
Вопросы:
1. Проблема классификации психического дизонтогенеза.
2. Варианты психического дизонтогенеза в классификации В.В.Лебединского:
· Характеристика психического недоразвития.
· Характеристика задержанного психического развития.
· Характеристика поврежденного психического развития.
· Характеристика дефицитарного психического развития.
· Характеристика дисгармонического психического развития.
· Характеристика искаженного психического развития.
3. Ранний детский аутизм (РДА) как искаженное психическое развитие. Распространенность РДА.
Задания для самостоятельной работы:
1. Законспектируйте главу № 3 «Классификация психического дизонтогенеза» из книги В.В. Лебединского «Нарушения психического развития у детей».
2. Подготовьте реферативное сообщение по одному из видов психического дизонтогенеза.
Список литературы
1. Лубовский В.И. Дифференциальная психодиагностика нарушений развития. Проблемы и перспективы // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства». - М., 1998. - С. 9-19.
2. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 1989.
3. Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. - М., 1990.
4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.,1985.
5. Лебединский В.В. Некоторые актуальные проблемы детской патопсихологии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 1971. - №6.
6. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю.Циркина. - СПб.,1999.
7. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. /Под ред. К.С. Лебединской. - М.,1982.
8. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения. - М.,1980.
9. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.,1979.
10. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. - М.,1995.
11. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.,1997.
12. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. - М.,1965.
Тема практического (семинарского) занятия №2: Предмет и задачи психологии детей с РДА. Причины и механизмы возникновения детского аутизма.
Вопросы:
1. Предмет психологии детей с РДА.
2. Задачи психологии детей с РДА.
3. История становления психологии детей с РДА.
4. Позиции Л.Каннера, Г.Аспергера, С.С.Мнухина в определении клинической сущности РДА.
5. Причины и механизмы возникновения РДА.
6. Детский аутизм как первазивное (всепроникающее) расстройство психики.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Законспектируйте статьи:
· Кревелен В., «К проблеме аутизма» (Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицина. – СПб., 2001, С.17-24);
· Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н. «О синдроме «раннего детского аутизма» при синдроме Каннера у детей» (Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицина. – СПб., 2001, С.24-31)
2. На основе анализа литературы составьте таблицу, отражающую точки зрения различных авторов на причины и механизмы возникновения РДА.
3. Дайте сравнительное описание различных вариантов аутизма: синдрома Л.Каннера, Х.Аспергера и др.
4. Докажите, что РДА является всепроникающим расстройством психики.
Список рекомендуемой литературы
1. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Альманах «Исцеление». – М.,1993
2. Башина В.М. Ранняя детская шизошрения (статика и динамика). М., 1989
3. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицина. – СПб., 2001
4. Каган В.Е. Аутизм у детей. – М.,1981
5. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. – СПб., 1996
6. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979
7. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – М.,1985
8. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М., МГУ, 1980
9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1986
10. Лебединский В.В. Некоторые актуальные проблемы детской патопсихологии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 1971. - №6.
11. Лубовский В.И. Дифференциальная психодиагностика нарушений развития. Проблемы и перспективы // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства». - М., 1998. - С. 9-19.
12. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 1989.
13. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.,1997
Тема практического (семинарского) занятия №3: Психологическая сущность РДА. Классификации детского аутизма.
Вопросы:
1. Ранний детский аутизм (РДА) как искаженное психическое развитие.
2. Варианты структуры дефекта при РДА. Соотношение ретардации и асинхронии развития.
3. Классификации детского аутизма. Клинико-психологическая классификация РДА О.С.Никольской.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Выпишите из психологического (дефектологического) словаря определения понятий: аутизм, эмпатия, мутизм, эхолалия, стереотипия, синтония, атавизм, первазивное расстройство.
2. Прочитайте книгу О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг «Аутичный ребенок: Пути помощи» (М.,1997), составьте краткий конспект первой части («Детский аутизм: введение в проблему» - С.9-80), используйте ее материал при подготовке к семинару.
3. Составьте таблицу, отражающую основные отличительные характеристики различных форм раннего детского аутизма по классификации О.С.Никольской.
Список рекомендуемой литературы
1. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицина. – СПб., 2001
2. Дефектологический словарь. М., 1970
3. Дефектология. Словарь-справочник. М., 1996
4. Кричевец Е.А. Способность понимать метафоры у детей с нормальным развитием и с аутистическими расстройствами// Дефектология, 2008, № 6
5. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – М.,1985
6. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М., МГУ, 1980
7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1986
8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.,1997
9. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред.Л.В.Кузнецовой. – М., 2002
10. Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: ВЛАДОС, 2003
11. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
12. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю.Циркина. - СПб.,1999.
13. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. - М.,1965.
14. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - 1990
Тема практического (семинарского) занятия №4: Особенности психического развития детей с РДА.
Вопросы:
1. Особенности онтогенеза ребенка с РДА.
2. Особенности развития познавательной сферы детей с РДА.
3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.
Особенности деятельности детей с РДА.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Составьте конспект статьи «Развитие детей с разным уровнем аутизма» из книги О.С. Никольской, Е.Р.Баенской, М.М. Либлинг «Аутичный ребенок: Пути помощи». – М.,1997 (С.66-77).
2. Подготовьте реферативное сообщение, раскрывающее особенности психического развития детей с РДА.
Список рекомендуемой литературы
1. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология, 1995, №5
2. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Альманах «Исцеление». – М.,1993
3. Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом // Альманах «Исцеление». – М.,1993
4. Блейлер Е.А. Аутистическое мышление. Одесса, 1928
5. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицина. – СПб., 2001
6. Дефектологический словарь. М., 1970
7. Дефектология. Словарь-справочник. М., 1996
8. Каган В.Е. Аутизм у детей. – М.,1981
9. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. – СПб., 1996
10. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979
11. Кричевец Е.А. Способность понимать метафоры у детей с нормальным развитием и с аутистическими расстройствами// Дефектология, 2008, № 6
12. Лаврентьева Н.Б. Формирование учебного поведения аутичных детей-дошкольников. Сообщение 2 // Дефектология, 2008, №5
13. Лаврентьева Н.Б. Обучение чтению детей с аутизмом: создание «личного букваря» // Дефектология, 2008, № 6
14. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – М.,1985
15. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М., МГУ, 1980
16. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1986
17. Лебединский В.В. Некоторые актуальные проблемы детской патопсихологии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 1971. - №6.
18. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. – М.:ВЛАДОС, 2007.
19. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.,1997
20. Никольская О.С. Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения // Дефектология. – 2007. № 1.
21. Никольская О.С., Костин И.А. Еще раз про особые образовательные потребности младшего школьника с расстройствами аутистического спектра // Дефектология. – 2015. № 6.
22. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред.Л.В.Кузнецовой. – М., 2002
23. Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: ВЛАДОС, 2003
24. Пробылова В.С. Особенности самосознания пятилетних детей с ранним детским аутизмом// Дефектология. – 2007. № 2.
25. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
26. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю.Циркина. - СПб.,1999.
27. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. - М.,1965.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья [электронный ресурс]: доступ с информационного портала «ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Системные требования: Abobe Acrobat Reader.URL: http: // fgos-ovz.herzen.spb.ru
29. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - 1990
Тема практического (семинарского) занятия № 5: Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме.
Вопросы:
1. Проблема дифференциальной диагностики раннего детского аутизма.
2. Роль и место психолога в организации комплексного сопровождения индивидуального развития аутичного ребенка. Взаимодействие со смежными специалистами.
3. Проблемы обучения аутичных детей. Методы коррекции детского аутизма.
4. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка.
5. Игра как средство коррекции аутистического поведения у детей.
6. Работа по развитию речи и особенности коррекции речевых нарушений.
7. Современные подходы к коррекции детского аутизма в разных странах.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте роль психолога в системе комплексной помощи аутичному ребенку.
2. Составьте конспект статей:
· М.Ю.Ведениной «Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации» (Сообщение 1 // Дефектология, 1997, № 3);
· Никольская О.С. Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения // Дефектология. – 2007. № 1.
3. Представьте в виде реферативного сообщения характеристику одной из технологий психокоррекционной помощи аутичным детям.
Список рекомендуемой литературы
1. Антонова И.Д. Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг-терапии// Дефектология, 2007, №2
2. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология, 1995, №5
3. Баенская Е.Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми // Дефектология, 2008, №4
4. Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом // Альманах «Исцеление». – М.,1993
5. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение 1 // Дефектология, 1997, № 3
6. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицина. – СПб., 2001
7. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. – СПб., 1996
8. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – М.,1985
9. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М., МГУ, 1980
10. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология, 1996, № 3
11. Либлинг.М.М. Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения // Дефектология, 2014, № 3
12. Либлинг.М.М. Десять аргументов против АВА-терапии// Дефектология, 2014, № 2
13. Лубовский В.И. Дифференциальная психодиагностика нарушений развития. Проблемы и перспективы // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства». - М., 1998. - С. 9-19.
14. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 1989.
15. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.,1997
16. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. – 1995. № 1.
17. Никольская О.С. Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения // Дефектология. – 2007. № 1.
18. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред.Л.В.Кузнецовой. – М., 2002
19. Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: ВЛАДОС, 2003
20. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПБ., 1998.
21. Психологическая служба системы образования. СПб., 1995
22. Рубан О.В. Развитие коммуникативного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами традиционного детского фольклора // Дефектология. – 2015. № 2.
23. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
Рекомендации к организации самостоятельной работы
Сроки выполнения и оценка деятельности студента в процессе обучения
№ | Обязательные виды оцениваемой учебной деятельности | Сроки выполнения | Количество баллов |
1. | Посещение лекций (от 80%) | 5-10 | |
2. | Посещение практических занятий (от 80%) и активность участия в них | 5-10 | |
3. | Результаты выполнения контрольных работ | 5-10 | |
4. | Подготовка и выступление с докладом | 5-14 | |
5. | Конспектирование литературных источников по определенным темам программы | 4-6 | |
6. | Составления словаря основных понятий специальной психологии | 4-6 | |
7. | Терминологический диктант | 3-6 | |
8. | Сбор материала по теме: «Современные подходы к диагностике и коррекции РДА» и его презентация | 5-7 | |
9. | Заполнение таблицы по определенным разделам программы (по заданному образцу) | 4-6 | |
10. | Составление и защита конспектов занятий, моделирование коррекционно-развивающих мероприятий. | 5-10 | |
11. | Написание реферативных работ по определенным темам программы | 10- 15 | |
ИТОГО: | 55-100 |
П римерные темы рефератов
1. Искаженное психическое развитие в структуре интеллектуальных нарушений.
2. История становления психологии детей с РДА.
3. Систематика РДА, подходы к классификации РДА.
4. Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с РДА.
5. Особенности развития познавательной сферы детей с РДА.
6. Роль и место психолога в организации комплексного сопровождения индивидуального развития аутичного ребенка.
7. Дифференциальная диагностика РДА.
8. Современные подходы к коррекции детского аутизма в России.
9. Современные подходы к коррекции детского аутизма в зарубежных странах.
10. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет.
11. Особенности психомоторного развития детей с РДА в раннем и дошкольном детстве.
12. Особенности игровой деятельности детей с РДА.
13. Проблемы семейного воспитания детей с РДА.
14. Психологическое сопровождение образования детей с расстройствами аутистического спектра.
15. Роль и место родителей детей с РДА в системе комплексной помощи ребенку.
16. АВА-терапия: за и против.
17. Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения.
18. Проблема психологической коррекции нарушений в аффективной сфере в подростковом возрасте.
19. Особые образовательные потребности младших школьников с расстройствами аутистического спектра.