Тема практического (семинарского) занятия №3: Психологическая сущность РДА. Классификации детского аутизма.




Психолого-педагогическое сопровождение образования детей

С расстройствами аутистического спектра

Методические рекомендации к практическим занятиям

Тема практического (семинарского) занятия №1: Классификация психического дизонтогенеза. Искаженное психическое развитие

Вопросы:

1. Проблема классификации психического дизонтогенеза.

2. Варианты психического дизонтогенеза в классификации В.В.Лебединского:

· Характеристика психического недоразвития.

· Характеристика задержанного психического развития.

· Характеристика поврежденного психического развития.

· Характеристика дефицитарного психического развития.

· Характеристика дисгармонического психического развития.

· Характеристика искаженного психического развития.

3. Ранний детский аутизм (РДА) как искаженное психическое развитие. Распространенность РДА.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Законспектируйте главу № 3 «Классификация психического дизонтогенеза» из книги В.В. Лебединского «Нарушения психического развития у детей».

2. Подготовьте реферативное сообщение по одному из видов психического дизонтогенеза.

 

Список литературы

1. Лубовский В.И. Дифференциальная психодиагностика нарушений развития. Проблемы и перспективы // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства». - М., 1998. - С. 9-19.

2. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 1989.

3. Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. - М., 1990.

4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.,1985.

5. Лебединский В.В. Некоторые актуальные проблемы детской патопсихологии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 1971. - №6.

6. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю.Циркина. - СПб.,1999.

7. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. /Под ред. К.С. Лебединской. - М.,1982.

8. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения. - М.,1980.

9. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.,1979.

10. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. - М.,1995.

11. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.,1997.

12. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. - М.,1965.

Тема практического (семинарского) занятия №2: Предмет и задачи психологии детей с РДА. Причины и механизмы возникновения детского аутизма.

Вопросы:

1. Предмет психологии детей с РДА.

2. Задачи психологии детей с РДА.

3. История становления психологии детей с РДА.

4. Позиции Л.Каннера, Г.Аспергера, С.С.Мнухина в определении клинической сущности РДА.

5. Причины и механизмы возникновения РДА.

6. Детский аутизм как первазивное (всепроникающее) расстройство психики.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Законспектируйте статьи:

· Кревелен В., «К проблеме аутизма» (Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицина. – СПб., 2001, С.17-24);

· Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н. «О синдроме «раннего детского аутизма» при синдроме Каннера у детей» (Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицина. – СПб., 2001, С.24-31)

2. На основе анализа литературы составьте таблицу, отражающую точки зрения различных авторов на причины и механизмы возникновения РДА.

3. Дайте сравнительное описание различных вариантов аутизма: синдрома Л.Каннера, Х.Аспергера и др.

4. Докажите, что РДА является всепроникающим расстройством психики.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Альманах «Исцеление». – М.,1993

2. Башина В.М. Ранняя детская шизошрения (статика и динамика). М., 1989

3. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицина. – СПб., 2001

4. Каган В.Е. Аутизм у детей. – М.,1981

5. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. – СПб., 1996

6. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979

7. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – М.,1985

8. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М., МГУ, 1980

9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1986

10. Лебединский В.В. Некоторые актуальные проблемы детской патопсихологии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 1971. - №6.

11. Лубовский В.И. Дифференциальная психодиагностика нарушений развития. Проблемы и перспективы // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства». - М., 1998. - С. 9-19.

12. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 1989.

13. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.,1997

 

Тема практического (семинарского) занятия №3: Психологическая сущность РДА. Классификации детского аутизма.

Вопросы:

1. Ранний детский аутизм (РДА) как искаженное психическое развитие.

2. Варианты структуры дефекта при РДА. Соотношение ретардации и асинхронии развития.

3. Классификации детского аутизма. Клинико-психологическая классификация РДА О.С.Никольской.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Выпишите из психологического (дефектологического) словаря определения понятий: аутизм, эмпатия, мутизм, эхолалия, стереотипия, синтония, атавизм, первазивное расстройство.

2. Прочитайте книгу О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг «Аутичный ребенок: Пути помощи» (М.,1997), составьте краткий конспект первой части («Детский аутизм: введение в проблему» - С.9-80), используйте ее материал при подготовке к семинару.

3. Составьте таблицу, отражающую основные отличительные характеристики различных форм раннего детского аутизма по классификации О.С.Никольской.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицина. – СПб., 2001

2. Дефектологический словарь. М., 1970

3. Дефектология. Словарь-справочник. М., 1996

4. Кричевец Е.А. Способность понимать метафоры у детей с нормальным развитием и с аутистическими расстройствами// Дефектология, 2008, № 6

5. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – М.,1985

6. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М., МГУ, 1980

7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1986

8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.,1997

9. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред.Л.В.Кузнецовой. – М., 2002

10. Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: ВЛАДОС, 2003

11. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.

12. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю.Циркина. - СПб.,1999.

13. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. - М.,1965.

14. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - 1990

 

Тема практического (семинарского) занятия №4: Особенности психического развития детей с РДА.

Вопросы:

1. Особенности онтогенеза ребенка с РДА.

2. Особенности развития познавательной сферы детей с РДА.

3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.

Особенности деятельности детей с РДА.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Составьте конспект статьи «Развитие детей с разным уровнем аутизма» из книги О.С. Никольской, Е.Р.Баенской, М.М. Либлинг «Аутичный ребенок: Пути помощи». – М.,1997 (С.66-77).

2. Подготовьте реферативное сообщение, раскрывающее особенности психического развития детей с РДА.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология, 1995, №5

2. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Альманах «Исцеление». – М.,1993

3. Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом // Альманах «Исцеление». – М.,1993

4. Блейлер Е.А. Аутистическое мышление. Одесса, 1928

5. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицина. – СПб., 2001

6. Дефектологический словарь. М., 1970

7. Дефектология. Словарь-справочник. М., 1996

8. Каган В.Е. Аутизм у детей. – М.,1981

9. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. – СПб., 1996

10. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979

11. Кричевец Е.А. Способность понимать метафоры у детей с нормальным развитием и с аутистическими расстройствами// Дефектология, 2008, № 6

12. Лаврентьева Н.Б. Формирование учебного поведения аутичных детей-дошкольников. Сообщение 2 // Дефектология, 2008, №5

13. Лаврентьева Н.Б. Обучение чтению детей с аутизмом: создание «личного букваря» // Дефектология, 2008, № 6

14. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – М.,1985

15. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М., МГУ, 1980

16. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1986

17. Лебединский В.В. Некоторые актуальные проблемы детской патопсихологии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 1971. - №6.

18. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. – М.:ВЛАДОС, 2007.

19. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.,1997

20. Никольская О.С. Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения // Дефектология. – 2007. № 1.

21. Никольская О.С., Костин И.А. Еще раз про особые образовательные потребности младшего школьника с расстройствами аутистического спектра // Дефектология. – 2015. № 6.

22. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред.Л.В.Кузнецовой. – М., 2002

23. Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: ВЛАДОС, 2003

24. Пробылова В.С. Особенности самосознания пятилетних детей с ранним детским аутизмом// Дефектология. – 2007. № 2.

25. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.

26. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю.Циркина. - СПб.,1999.

27. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. - М.,1965.

28. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья [электронный ресурс]: доступ с информационного портала «ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Системные требования: Abobe Acrobat Reader.URL: http: // fgos-ovz.herzen.spb.ru

29. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - 1990

Тема практического (семинарского) занятия № 5: Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме.

 

Вопросы:

1. Проблема дифференциальной диагностики раннего детского аутизма.

2. Роль и место психолога в организации комплексного сопровождения индивидуального развития аутичного ребенка. Взаимодействие со смежными специалистами.

3. Проблемы обучения аутичных детей. Методы коррекции детского аутизма.

4. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка.

5. Игра как средство коррекции аутистического поведения у детей.

6. Работа по развитию речи и особенности коррекции речевых нарушений.

7. Современные подходы к коррекции детского аутизма в разных странах.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте роль психолога в системе комплексной помощи аутичному ребенку.

2. Составьте конспект статей:

· М.Ю.Ведениной «Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации» (Сообщение 1 // Дефектология, 1997, № 3);

· Никольская О.С. Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения // Дефектология. – 2007. № 1.

3. Представьте в виде реферативного сообщения характеристику одной из технологий психокоррекционной помощи аутичным детям.

Список рекомендуемой литературы

1. Антонова И.Д. Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг-терапии// Дефектология, 2007, №2

2. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология, 1995, №5

3. Баенская Е.Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми // Дефектология, 2008, №4

4. Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом // Альманах «Исцеление». – М.,1993

5. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение 1 // Дефектология, 1997, № 3

6. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицина. – СПб., 2001

7. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. – СПб., 1996

8. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – М.,1985

9. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М., МГУ, 1980

10. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология, 1996, № 3

11. Либлинг.М.М. Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения // Дефектология, 2014, № 3

12. Либлинг.М.М. Десять аргументов против АВА-терапии// Дефектология, 2014, № 2

13. Лубовский В.И. Дифференциальная психодиагностика нарушений развития. Проблемы и перспективы // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства». - М., 1998. - С. 9-19.

14. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 1989.

15. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.,1997

16. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. – 1995. № 1.

17. Никольская О.С. Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения // Дефектология. – 2007. № 1.

18. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред.Л.В.Кузнецовой. – М., 2002

19. Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: ВЛАДОС, 2003

20. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПБ., 1998.

21. Психологическая служба системы образования. СПб., 1995

22. Рубан О.В. Развитие коммуникативного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами традиционного детского фольклора // Дефектология. – 2015. № 2.

23. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.

Рекомендации к организации самостоятельной работы

 

Сроки выполнения и оценка деятельности студента в процессе обучения

Обязательные виды оцениваемой учебной деятельности Сроки выполнения Количество баллов
1. Посещение лекций (от 80%)   5-10
2. Посещение практических занятий (от 80%) и активность участия в них   5-10
3. Результаты выполнения контрольных работ   5-10
4. Подготовка и выступление с докладом   5-14
5. Конспектирование литературных источников по определенным темам программы   4-6
6. Составления словаря основных понятий специальной психологии   4-6
7. Терминологический диктант   3-6
8. Сбор материала по теме: «Современные подходы к диагностике и коррекции РДА» и его презентация   5-7
9. Заполнение таблицы по определенным разделам программы (по заданному образцу)   4-6
10. Составление и защита конспектов занятий, моделирование коррекционно-развивающих мероприятий.     5-10
  11. Написание реферативных работ по определенным темам программы   10- 15
  ИТОГО:   55-100

 

П римерные темы рефератов

1. Искаженное психическое развитие в структуре интеллектуальных нарушений.

2. История становления психологии детей с РДА.

3. Систематика РДА, подходы к классификации РДА.

4. Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с РДА.

5. Особенности развития познавательной сферы детей с РДА.

6. Роль и место психолога в организации комплексного сопровождения индивидуального развития аутичного ребенка.

7. Дифференциальная диагностика РДА.

8. Современные подходы к коррекции детского аутизма в России.

9. Современные подходы к коррекции детского аутизма в зарубежных странах.

10. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет.

11. Особенности психомоторного развития детей с РДА в раннем и дошкольном детстве.

12. Особенности игровой деятельности детей с РДА.

13. Проблемы семейного воспитания детей с РДА.

14. Психологическое сопровождение образования детей с расстройствами аутистического спектра.

15. Роль и место родителей детей с РДА в системе комплексной помощи ребенку.

16. АВА-терапия: за и против.

17. Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения.

18. Проблема психологической коррекции нарушений в аффективной сфере в подростковом возрасте.

19. Особые образовательные потребности младших школьников с расстройствами аутистического спектра.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: