АРСЛАНОВ РАИЛЬ
Формирование исполнительства на губной гармонике в России
(История губной гармоники в России)
Казань, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… | |
ГЛАВА I. История исполнительства на губной гармонике в России…………. | |
ГЛАВА II. Губная гармоника в Татарстане………………………………………. | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
В истории развития язычковых духовых музыкальных инструментов (аэрофонов) народов мира сравнительно новым и мало исследованным является губная гармоника, которая полюбилась миллионам любителей и профессиональным музыкантам в Европе и Америке.
Прототипом этого духового язычкового инструмента, звучащего на вдох и выдох, является китайский духовой язычковый инструмента под названием «Шен», который попал в Европу в середине 18 века. В Берлине в 1821 году была изобретена первая губная гармоника немецким музыкальным мастером Фридрихом Бушманом в качестве камертона, которая звучала только на выдох. Более современная губная гармоника была изобретена в 1825 году в Австрии, в Вене, мастером Антоном Рейнлейном. Далее, автором современного прототипа губной гармоники стал Джозеф Рихтер, который сделал первую конфигурацию гармоники с 20 нотами на вдох и выдох в 1825 году. В 1829 году начинается первое массовое производство губных гармошек в Вене; а в 1832 году производство Кристианом Месснером[1] в Троссингене. В 1857 году, посетив фабрику Месснера, Матиас Хонер в домашних условиях при помощи семьи начинает производство своих губных гармоник. В 1862 году он привозит губную гармонику в Северную Америку, где очень широко начинает распространяться блюзовая губная гармоника.
|
Кустарное производство губной гармоники в России начинается в 1850 года. С этого времени губная гармоника всё глубже входит в культуру России. На этом инструменте играют в России больше века, но как это происходило, что играли на нем слабо изучено. Обращение к теме изучения истории этого инструмента актуализирует данную работу, ведь до сего времени про губную гармонику специальных научно-теоретических работ, учебников не написано. Разрозненная информация, факты об истории использования этого инструмента имеются, в большинстве случаев, лишь в памяти музыкантов. Поэтому эта тема остается исследованной лишь фрагментарно, что требует углубления и дальнейшего изучения этого феномена в различных аспектах.
Цель исследования заключается в углублении исследования истории исполнительства, в структурировании разрозненных данных и хронологизации этапов формирования исполнительства на губной гармонике в России.
ГЛАВА I
История исполнительства на губной гармонике в России
Исполнительство на губной гармонике быстрыми темпами начинает развиваться в России лишь в 90-ые годы 20 века. До этого времени исполнительство на губной гармонике развивалось в виде домашнего музицирования, что очевидно, по сравнению с развитием исполнительства на гармони и баяне. Хоть и пути развития и усовершенствования губных и ручных гармошек шли параллельно и взаимосвязано, губная гармоника не стала заметным инструментом в ряду своих собратьев и отставала во всех планах развития сценической музыки в России. Сведений об исполнительстве на губной гармонике в России до 1940-х годов чрезвычайно мало. В это время не было большого спроса на этот инструмент, и если даже были бы желающие научиться играть на нем, хороших инструментов, помимо губной гармоники тремоло, было очень тяжело приобрести. Причина была в отсутствии своих фабрик, которые снабжали бы в массовом порядке данным видом гармоники города и периферию, во-вторых, существовало несерьезное отношение к инструменту как к игрушке. По этой причине, развитие получили более совершенные инструменты, а значит и более востребованные.
|
Есть несколько версий того, как губная гармоника появилась в России. Одна из них приводится ниже: Существует информация о том, что русская традиционная губная гармоника появилась в Турции у казаков некрасовцев. После Булавинского восстания казаки Дона ушли в Османскую империю в сентябре 1708 года под предводительством Игната Некрасова, и жили вне России более 240 лет. За счет изолированного и обособленного проживания от своей родины казаки-некрасовцы смогли сохранить русские традиции, исконно русский фольклор. В начале 20 века в Турции появляются губные гармоники, и казаки из него делают русский народный инструмент, исполняют на нем народные наигрыши, тем самым закрепляя губную гармонику в фольклоре русского народа. С возвращением казаков на родину эти традиции исполнительства на губной гармонике были привезены в Россию.[2]
Примерно в то же время губная гармоника начинает развиваться на западе России. И первым сохранившимся напоминанием о том, что были желающие научиться играть на губной гармонике, является «Общедоступный самоучитель игры для духовой гармонии по цифровой системе» М. Бельского, изданный в Москве в 1903 году.
|
Следующее упоминание данного инструмента: сохранилось изображение рекламы о продаже губной гармоники в журнале «Нива» (№43, 1908 г.) от некого А. М. Гиссерь и Колодзь.[3]
Двигаясь по хронологии имеющихся разрозненных данных о губной гармонике, нельзя не упомянуть данную дату: в 1929 году в Москве был издан «Краткий самоучитель для губной гармоники» К. Благовещенским и А. Новосельским к первому Всесоюзному слету пионеров. В сборник включены наиболее популярные песни того времени. Это народные и пионерские песни: «Плясовая», «Во лузях», «Раз, два, левой», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы кузнецы», «Взвейтесь кострами». [4]
Для русского народа губная гармоника открылась взору лишь в военное время, когда русские солдаты услышали как на нём играют немцы, когда русские учились сами играть на нём, когда солдаты приносили этот инструмент домой. В качестве примера того, что гармоника в это время не была просто сувениром из Германии, хотелось бы сказать, что в 1944 году на свет появляется один из немногих самоучителей игры на губной гармонике на русском языке. Это книга Рихарда Эфингера «Музыкальный отдых. Самоучитель с музыкальным репертуаром для губной гармоники. Помощь военнопленным».
По одной из версий того, как производство губных гармоник в России развивалось, известно, что европейские производители губных гармоник производили на экспорт в различные страны губные гармошки в строях удобных для исполнения народных мелодий. Не обошли стороной и Россию. В тридцатые года Hohner и другие фирмы германии выпустили Тремоло с русским строем, а в 1939-1940 годах помогли наладить производство губных гармоник в городе Тула в артели «Тульская гармоника» и Москве на фабрике имени Советской армии. По рекомендации Министерства обороны СССР Советским солдатам по примеру германского командования хотели положить губную гармонику в сумку для поднятия духа. Но не успели, и Тремоло приобрело образ врага. [5]
Мне удалось побеседовать лично с одним из самых старших игроков на губной гармонике в России, Виктором Сколозубовым из Таганрога.
Ниже приводится отрывок из интервью:
- Виктор, расскажите немного о себе; когда вы впервые услышали, увидели губную гармошку?
- В первый раз я услышал губную гармошку в 1946, играл старший брат на трофейной гармошке, мне было 8 лет. И только в 1957 году, в силу духовной потребности в музицировании на Руси, мне так же захотелось научиться играть на музыкальном инструменте. Я выбрал губную гармонику тремоло, так как звучание её было мое любимое – аккордеонное, имело демократичную стоимость и малый карманный размер. Мне хватило месячной стипендии учащего техникума, чтобы её приобрести. Гармошка тремоло с ее нежным, задушевным звучанием всегда у меня в кармане пожизненно. Играл самоучкой на слух все, что слышал по радио, кино и в народе. Первый диплом лауреата получил за исполнение на Тремоло «Венгерской польки» на областном смотре художественной самодеятельности в 1962 году.
По профессии я инженер строитель, строил гидроэлектростанции и другие энергетические объекты в горах Киргизии в отрыве от музыкальных школ, не встречая практически других исполнителей на губной гармошке. По ходу освоения «Тремоло», я приобрел свою методику игры мелодий многоголосием, как оказалось, отличную от других. Или как мне говорят, приобрел свою технику игры, используя известный прием блокировки (закрывание) не играющих окошечек, каналов гармоники языком. Стал играть на «Тремоло», как на мини аккордеоне или баяне в духовом их варианте, используя язык и свое дыхание вместо пальцев правой и левой руки».
Первые массово поступившие губные гармошки в Россию, были трофейными («Тремоло»). И их звучание, похожее на звучание ручной гармошки, пришлось по душе россиянам, несмотря на образ побежденного врага.
«Тремоло» стала популярной, так как имела демократичную цену, малый (карманный) размер и удовлетворяла духовную потребность Россиян в музицировании, что немаловажно. И на ней очень легко можно научиться играть в любой глубинке России и приобщиться к народной музыкальной культуре, не имея музыкального образования. Играли на тремоло самоучками то, что пели в народе: национальные песни, мелодии из зарубежных и советских фильмов, и грампластинок.
В следующем потеплении в идеологической борьбев 1957 году, перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов в городе Москва, в СССР массовым порядком во все республики, в торговую сеть были завезены губные гармошки «Тремоло», изготовленные фирмами Weltmeister и Hohner. При этом тремоло были многоканальные, двухсторонние с гармонным Русским строем. Гармошки были завезены, но пособий для их освоения не было. Блюзовая губная гармошка с десятью отверстиями появилась в России лишь в 1990 году с кучей пособий. Но эта гармоника предназначалась для другой культуры, и для исполнения на ней западной музыки. [6] Поэтому с появлением блюзовой гармоники происходит смещение внимания с тремоло на блюзовую гармонику. Активно развивается исполнительство западной музыки на губной гармонике в России, а традиции исполнения русских песен на гармонике тремоло уходят в упадок. Остаются лишь редкие самородки, вроде Виктора Сколозубова, которые продолжают развивать традиции исполнения русских песен на губной гармонике.
Русская музыка отличается своей многоголосностью, чего Виктор пытался добиться при игре на губной гармонике тремоло. В изданных пособиях отсутствовали методики по освоению уникальных исполнительских возможностей при исполнении мелодий многоголосием. Практически Тремоло является мини гармонью, баяном, аккордеоном в духовом варианте. И на ней можно играть одновременно и мелодию, и аккомпанемент, свидетелем чего я был при личном общении с Виктором Сколозубовым. В этом отношении существующие методики обучения с 1903 по 2000 годы на русском языке не могли раскрыть особенности Тремоло, так как обучали игре со звучанием одной ноты. Лишь Виктор Сколозубов в 2004 году в своем труде «Школа игры на губной гармонике тремоло и октава» раскрыл огромные возможности тремоло.
Виктор Сколозубов работает над возрождением «Тремоло». И вот, что мне удалось узнать из его уст о его работах:
- Расскажите пожалуйста подробнее о вашем самоучители игре на гармошке тремоло и о вашем творчестве:
- Свою Школу я на 80% писал для любителей играть на музыкальных инструментах, живущих на просторах России, и не имеющих музыкального образование, желающих приобщится к музыкальной народной культуре, где корни нашей Российской культуры. Молодежь к этому времени уже в трех поколениях, особенно в мегаполисах, была оторвана от своих корней. Государство, хоть поздновато, это положение исправляет. Именно из глубинки приходят ко мне письма и от любителей, которым за 25 лет. От Владивостока до Питера, Из Панамы, Финляндии, Кипра и Израиля.
В репертуаре Виктора Сколозубова можно встретить обработки таких мелодий, как: «Степь, да степь кругом», «Старый клён», «Подмосковные вечера», «Под окном черёмуха колышется», «По диким степям Забайкалья», «Музыкальная картинка (Вечер на хуторе)», «Из-за острова на стрежень», «Оренбургский пуховый платок» и так далее.
Губная гармошка в СССР была в дефиците, но вот желающих научиться играть на ней было немало даже среди простого народа.
Делая небольшое отступление, хотелось бы привести факт: в СССР свой вклад в знакомство с губной гармоникой вложила группа «Апельсин» из Эстонии, которая часто исполняла кантри на новогоднем шоу «Голубой огонёк», и в программе «Вокруг смеха», благодаря чему многие русские услышали губную гармонику. Их саундтрек из мультфильма "Замок Лгунов" многие вспомнят благодаря именно их музыке с губной гармошкой.[7]
В 1963 году в журнале «Наука и жизнь» (№7) была опубликована статья «…Не игрушка – музыкальный инструмент» Заслуженного артиста РСФСР Дмитрия Кара-Дмитриева, где он поделился с читателями информацией о своей игре на губной гармонике и дал несколько советов по игры на ней. Привожу отрывок из статьи:
«…Я выучился играть на губной гармошке по слуху, в порядке самодеятельности. С удовольствием вспоминаю своё детство, те далекие времена, когда впервые приставил к губам гармошку, вдыхая и выдыхая, стал наигрывать что-то вроде польки. Это нетрудно.
Однажды – это было несколько лет назад – я зашел в музыкальный магазин, чтобы подобрать себе губную гармошку для выступлений в концертах. Услышав мою пробную игру, ко мне подошел гражданин и попросил рассказать о правилах игры.
- Я только что купил в подарок своему сыну эту игрушку, - сказал он, - даже не подозревал, что покупаю музыкальный инструмент.
Я сыграл краковяк, украинский гопак и несколько хорошо знакомых всем мелодий, чем доставил великое удовольствие и отцу, и его сыну, стоявшему тут же».
В следующем номере можно прочитать о том, что в редакцию стали приходить письма с просьбой опубликовать самоучитель игры на губной гармонике. То есть, статья получила широкий отклик в массе, и в номерах 9, 10, 11 и 12 за 1963 год по просьбам читателей был опубликован переведенный немецкий "самоучитель игры на 10-канальной гармонике". По современным меркам школа выглядит весьма необычно. Например, про бенды в ней не сказано ни слова, все упражнения даны в первой позиции. Даже более того: "Как всякий диатонический инструмент, каждая губная гармоника дает звуки только гаммы присущей ей тональности. Следовательно, на инструменте, настроенном в до мажор, нельзя играть в тональности соль мажор". Однако это не умаляет ее ценность, так как информация, все же, по большей части верная. Есть даже упражнения со сменой гармоник, затрагиваются минорные диатоники и игру в оркестре.[8]
В номере 9 в этой газете есть примечание о том, какие гармошки были распространены в СССР. Говорится, что у нас широкое распространение получили различные виды и системы зарубежных губных гармоник, и среди них, пожалуй, самой распространенной являются гармоники производства «Вельтмайстер» (ГДР). Ей равнозначна 10-канальная одноголосная губная гармоника системы Рихтера – «Оркестр-1» производства фирмы «Хонер» и 10-канальные однорядные губные гармоники моделей «Олимпия», «Кобальд», «Оркестр-11».
Сам Дмитрий Кара-Дмитриев был актером, и выступал на эстраде СССР как рассказчик, куплетист и музыкальный эксцентрик. Играл на банджо, варгане и на многих духовых инструментах, в том числе на губной гармонике.
До этих годов из учебных пособий для губной гармоники появляются такой самоучитель: Гарднер П. «Школа для губной гармоники» (Мюнхен.1995 год), который был переведен на русский язык. А также, нельзя пройти мимо энтузиаста Виктора Эдуардовича Петровского, который выпустил в 90-ые годы самоучитель игры на губной гармошке «Тремоло».
Губная гармошка блюзовая в России в продаже, как уже было сказано, появилась лишь в 1992 году как часть совместной работы фирмы Hohner и Питерского завода аккордеонов. Гармошка была собрана в Санкт-Петербурге ограниченным тиражом и в Москве продавалась в магазине Лейпциг.
О дефиците губных гармоник и также о том самом магазине «Лейпциг» мне поведал один из первых начинателей исполнительства на гармонике в России Виктор Петрович Соколов: «Диатонические хорошие губные гармошки в 90-ые можно было найти лишь в филиале ГДРовского универмага «Лейпциг» на Ленинском проспекте в Москве.» [9]
По слова Романа Гегарта, была попытка наладить производство немецких губных гармоник от компании Hohner в Санкт-Петербурге, которая закончилась печально. После выпуска пробной партии губных гармошек модели Hohner Big river с надписью «Big river Sankt Peterburg», комиссия компании Hohner закрыла производство данной линейки инструмента, ссылаясь на низкое качество гармошек и на кустарное производство на заводе.[10]
На этой гармонике в 1994 году уже на хорошем уровне играл Михаил Петрович Соколов и Роман Гегарт.
Михаил Соколов уже с 1970-х годов поднимал культуру блюза в России, играя в качестве барабанщика в разных блюзовых группах.
В 1994 году Петрович (его сценическое имя) пересаживается из-за барабанов на авансцену «Арбат Блюз Клуб» в группу «Stainless blues band» (руководитель Борис Булкин). В 1996 Петрович образует проект Music (Blues) hammer band (назван в честь единственного магазина, торгующего губными гармошками. Располагался магазин на ВДНХ) вместе с Николаем Садиковым, в 2002 году совместно с группой «Scolder blues» делает группу «Bluesmakers», а в 2005 году открывает новую группу «Hot road band», в составе которого он наиболее известен, и играет в ней по сей день.
Роман Гегарт – также один из тех, кто первым поднимал культуру игры на губной гармонике.
В 1994 году он играл в группе «Cry Baby», в 1995 году в «Dans ramblers», в 1996 году образовал сольный проект «King Biscuit», а также заменил Петровича в проектах Бориса Булкина. А одно время «Stainless blues Band» играл с двумя харперами! В 1998 году в связи с кризисом блюзовая сцена в Москве временно исчезла, «King biscuit» прекратил свое существование и Гегарт стал зарабатывать в основном преподаванием. Оставаясь культовым, лучшим харпером, Рома эпизодически участвовал в разных составах (например, Грейхаунд Бэнд), но собственной группы уже не создавал. Был участником ежегодного фестиваля губных гармонистов «Харпфест».
Харпфест – фестиваль губной гармоники, который проводится ежегодно с 1996 года по настоящее время с целью популяризации губной гармоники в России.
В 1996 году прошел самый первый в России фестиваль губной гармоники. Провели его компания Hohner и магазин Music Hammer. Впервые в Россию приехали западные губные гармонисты "высшей лиги". И самый главный - Стив Бейкер. Далее еще приезжали: (в рамках Харпфеста) Пол Лэмб, Пера Джо, Митч Кашмар, Ейрик Бергене, Майкл Арлт, Ричард Джеймс, а кроме этого Ж.Ж. Мильто, Гэрри Примич, Кейт Данн, Рик Эстрин, Род Пьяцца, Уэйд Шуман, Робин Харп, Пера Милоденович, Свет Ходонович.
Стоит отметить, что в эти годы Россия начинает оказывать немалую роль развитию исполнительства на губной гармонике в мировом масштабе. К нам приезжают заграничные специалисты по инструменту, наши музыканты гастролируют заграницей. Так, в качестве официального эндорсеса компании Hohner в Россию приезжала польская исполнительница на гармонике Бата Коссовская на фестиваль музыкального образования в Москве.
Примером, доказывающим, что русские музыканты перешли совсем на новый профессиональный уровень игры на губной гармонике, является победа Михаила Владимирова на фестивале губной гармоники в Троссингене, в Германии. Он стал первым россиянином, который занял 1 место на фестивале в номинации "Джазовая диатоническая гармоника". Хотя первым участником на этом фестивале был уважаемый Виктор Петрович Соколов. Он принимал участие дважды, но мест не занимал. В 2013 году еще один наш российский игрок Борис Плотников занял два призовых места на этом фестивале. А именно, второе место в номинации «блюзовая диатоническая гармоника», и третье место в номинации «джазовая диатоническая гармоника». Это очень большие достижения!
Если до этих лет развитие данного инструмента за рубежом шло без участия России, то с этих годов российские игроки на губной гармонике входят в число влиятельных исполнителей на развитие данного искусства в мире. Например, Борис Плотников является официальными представителями компании Seydel в России.
С 1998 года под руководством Владимира Кожекина фестиваль Харпфест в России начинает проводиться без иностранной поддержки. В этом году он прошел в Центральном доме работников искусств в Москве. Посещаемость была 100-процентной. К слову, Владимир Кожекин является ежегодным организатором всякого рода фестивалей губной гармоники. Хотелось бы отметить ярких участников фестиваля «Харпфест», которые не были отмечены далее внизу: Святослав Ходоновчи, Марат Дакота, Александр Соловьев, Сергей Воронов, Денис Клопов, Джон Сорокин.
Ко второй волне харперов Арбат Блюз Клуба можно отнести Михаила Владимирова, Александра Братецкого и Сергея Сорокина.
В 1994 году Михаил Владимиров младший начинает играть в группе «Dans Ramblers», правда уже через год Рома Гегарт, случайно оказавшийся в составе на барабанах вытесняет Михаила из группы, переименовывая ее в «King Biscuit». Миша ничуть не расстраивается, продолжая играть сессионным музыкантом в нескольких группах, и работает монтажником сцены в «Геликон-опера», где знакомится с кларнетистом Сергеем Шитовым - вместе они в 1997 году основали первый в стране джазовый состав с диатонической губной гармоникой - легендарный "Green Square". В 2001 году квартет распался, но остался их замечательный музыкальный CD-диск.
Далее Михаил Владимиров сотрудничает с «Crossroads» и Маргусисом, записывает песню с группой «Сплин», играет на международном блюзовом фестивале с американскими звездами. Идея джазового состава не оставляет его вместе с друзьями, преподавателями колледжа импровизации. И он собирает группу «Gadjes band», но и этот проект был недолговечен.
На данный момент Михаил единственный в стране официальный преподаватель диатонической губной гармоники в учебном заведении “Московский колледж импровизационной музыки» (класс губной гармоники открыт с 2005 года).
Следующий известный преподаватель и блюзмен Александр Братецкий, чье появление в блюзовом мире Москвы в 1995 году с проектом «The blues rhythm section» нельзя было не заметить. На протяжении года до этого Александр усердно занимался по учебнику Стива Бейкера дома, поэтому для остальных трех харперов его появление было очень неожиданным. Уже тогда было очевидно, что по уровню техники Александра просто не с кем сравнить.
В 1998 году в домашних условиях группа записывает альбом с громким названием «The Best Of». Блюз сочинение А. Казанкова "Mr.Sherling" вошел в альбом "Не увижу Миссисипи", представляющий лучшие блюзовые записи, сделанные отечественными музыкантами в 90-х годах. Юбилейный концерт в клубе "Китайский летчик Джао-Да" собрал в одной программе весь цвет московской блюзовой сцены.
В 1995-2000 годах Александр Братецкий играет в группе «Blues Rhythm Section» (Исполняли блюзовую и ритмэндблюзовую классику периода 40-х- 50-х годов); в 2000-2002 годах сотрудничает с Питерской группой «Big Blues Revival»; в 2001-2003 годах сотрудничает с Владимирскими блюзменами; В 2001-2004 годах создают проекты с Доктором Аграновским; в 2003 году – проект с Юрой Каверкиным; в 2002-2005 годах играет в дуэте с Владимиром Кораблиным. В 2005 году Александр неожиданно порывает с клубной блюзовой сценой.[11]
Что касается Сергея Сорокина, то он первый начал исполнять фанк на губной гармонике. Начинал играть в 1995 году. Играл с 1996 в составе группы «Evergreens». Репертуар коллектива - композиции различных авторов прошлого века. Чёткие стилистические рамки отсутствуют. Группа исполняет блюз, ритм-энд-блюз, блюз-рок, буги, рокабилли, рок-н-ролл, бит, фанк, регги, свинг и иногда джаз и панк-рок[12].
Хотелось бы упомянуть еще одного виртуоза своего дела – Славу Виноградова, который начал играть еще в 90-ые годы. Слава Виноградов - прекрасный исполнитель на губной гармонике и участник знаменитой московской группы "Mishouris Blues Band". Слава часто проводит образовательные семинары вместе с бесплатной организацией семинаров и мастер-классов «LearnMusic» при поддержке сети музыкальных магазинов Динатон в России. Его вклад в обучение народа игре на губной гармонике очень велик.
2000 год ознаменовался большим событием в жизни губных гармонистов России, ибо открылся портал Harmonica.ru, посвященный губной гармонике. Знаменательная дата развития культуры губной гармоники в России - появление специализированного харперского сайта. Отцы-основатели (Сергей Алексеенко и Вячеслав Чернов) быстро собрали вокруг сайта многочисленных уже к тому времени учеников: Романа Гегарта, Александра Братецкого, Михаила Владимирова. Вскоре сайт стал уникальным по богатству содержания. На сайте можно найти уроки игры на губной гармонике от разных авторов, историю, большую библиотеку табулатур и нот песен, мелодий, форум для общений, продажи, обмена инструментами и просто хорошую живую поддержку от людей.
Сами основатели сайта профессионально не выступают, а играют только на джемах, но как любители достигли очень высокого уровня. Вячеслав Чернов активнее, чем любой другой харпер России ведет музыкальный блог на видеохостинге Youtube.com с 2007 года, где учит людей играть различные мелодии, делает разборы интересных песен, дает советы.
Постепенно уровень игры на губной гармонике в России достигает очень высоких высот. Развивается исполнительство на более совершенной и сложной губной гармонике – хроматической, где уже имеются полутона, и можно исполнять гораздо больше произведений. Так, хочется отметить одного профессионального Российского хроматического харпера по имени Максим Некрасов, который также любит экспериментировать со звучанием губной гармоники, благодаря использованию сторонних звуковых примочек.
Максим Некрасов – один из немногих музыкантов, профессионально владеющих столь редким инструментом как хроматическая губная гармоника. Максим занимается музыкой с раннего детства: учился в десятилетке при Консерватории, затем в хоровом училище имени Глинки при государственной академической Капелле.
Высшее музыкальное образование получил в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, где специально для него была создана кафедра губной гармоники. Ансамбль Максима Некрасова вот уже на протяжении 10 лет является визитной карточкой джазового Петербурга: нет ни одной концертной площадки в городе, где бы не звучала его музыка – от джазовой филармонии до старейшего джазового клуба JFC. Однако диапазон исполнительских навыков музыканта столь широк, что его музицирование выходит далеко за рамки джазовой музыки. Так, Некрасова часто привлекают к сотрудничеству звезды отечественной рок-сцены: хроматическую гармонику можно услышать в записях проектов «Рондо», «Юта», на многих альбомах П. Кашина и других певцов. Воплощение же собственных музыкальных идей Некрасов реализует в различных авторских проектах, где его гармошка звучит абсолютно неподражаемо: обработка звука аналоговыми преобразователями в режиме реального времени – несомненное ноу-хау музыканта. Получаемый на выходе космический саунд с каждым годом обретает все больше поклонников в различных уголках планеты. Некрасова успели оценить в США и многих странах Европы, куда он часто ездит на гастроли и выступает на экспериментальных фестивалях, а также в Индии, где множеству ценителей музыки посчастливилось наблюдать его сотворчество с болливудскими композиторами.[13]
На хроматической гармонике также играет Михаил Петрович Соколов, Михаил Владимиров и Ильяс Валишах.
Прослушав произведения, которые играют многие современные игроки на гармонике, я пришел к выводу, что партии саксофона очень часто, и красиво звучат на хроматической губной гармонике. Переложение нот саксофона для губной гармоники не вредит содержанию произведения, концепции, реальному звучанию пьесы. Возможно, не в последнюю очередь за счет «американского» «блюзового» звучания губной гармоники.
Александр Соловьев, Вовка Кожекин, Борис Плотников, Александр Паклин - новая волна преподавателей и игроков на губной гармонике. Они занимаются благим делом – популяризируют губную гармонику в России. Борис Плотников и Александр Паклин помимо преподавания ведут образовательные каналы на сайте Youtube, выпускают ролики с игрой на гармонике. А Александр Соловьев отличается тем, что имеет собственную школу игры на гармонике, и изданный самоучитель. Это ученик Александра Братецкого. Он регулярный участник Харпфеста; регулярно выступает с известными музыкантами в Москве и ездит на гастроли.
Александр Паклин и Борис Плотников - современные виртуозы, играющие на мировом уровне, выступающие регулярно в России и за рубежом. Александр Паклин с 2010 года по статистике известного производителя губных гармошек "Seydel" входит в число лучших губных гармонистов. Он учился музыке в Америке в California College of Music. А Борис Плотников один из немногих победителей международных конкурсов и фестивалей по губной гармонике.
Мне удалось взять большое часовое видео-интервью у Бориса Плотникова, где он поделился желаниями и интересными планами по поводу развития исполнительства на губной гармонике в России. Он сказал, что хотел бы увидеть рождение нового направления в исполнительстве на музыкальных инструментах под названием музыкальные «баттлы», где один оппонент мог бы пригласить другого оппонента на состязание по игре на музыкальном инструменте, как на дуэль. Такое направление уже сегодня хорошо развивается в хип-хоп культуре, где рэперы в виде рифмованных куплетов соревнуются между собой за звание «лучший рэпер», «лучший фристайлер». Также, это направление уже давно развивается в битбокс поединках, где при помощи рта люди имитируют разные музыкальные звуки, биты и соревнуются за то, кто эффектнее всего создаст музыку ртом. Надеемся, что в скором времени это направление начнет развиваться и в инструментальной музыке.
Борис Плотников очень хороший преподаватель. Под его наставничеством растут новые хорошие музыканты: Михаил Петров из Краснодара (экспериментатор, преподаватель; кастомизирует огромное количество губных гармоник для российских музыкантов, ведет обучающий канал про губную гармонику на сайте Youtube, планирует открыть в России компанию по выпуску губных гармоник), Алексей Кормин из Санкт-Петербурга и Андрей Абатуров из Екатеринбурга.
Хотелось бы отметить человека по имени Влад Крыжановский. Это ученик Александра Братецкого, который уже имеет много своих хороших учеников по России. Он первый начал проводить групповые обучения игре на губной гармонике. Он занимается преподаванием и по сей день.
До этого абзаца выше шла речь в основном о профессиональных игроках на губной гармонике. Но, мы также знаем, что этот инструмент очень популярен в народе: с ним играют дети, молодежь использует в современной хип-хоп культуре, совмещая битбокс и губную гармонику, эстрадные певцы и музыканты используют в качестве интересной окраски в своих песнях, применяется в медицинской дыхательной практике в виде оздоровительных упражнений, и даже просто во многих семьях России он имеется в домашней среде.
Среди артистов, которые используют инструмент в своем творчестве: Борис Гребенщиков (группа «Аквариум»), Владимир Шахрин (группа «Чайф»), Константин Никольский (группа «Воскресенье»), Саша Гордеев (группа «Разные Люди»), Тима Ведерников (группа «Грассмейстер»), Сергей Воронов (группа «Кроссроудз»), группа «Кукуруза» (Георгий Пальмов), Леван Ломидзе (группа «Blues Cousins»), Михаил Мишурис и многие другие.
Что качается Левана Ломидзе, он является первым российским гитаристом, признанным на родине блюза. В 2002 году он подписал долгосрочный контракт с Вашингтонским Блюзовым сообществом, о проведении 5 туров по США, включающий в себя выступления на самых престижных блюз фестивалях Америки. В общей сложности было проведено более 100 концертов.
Множество молодых игроков на губной гармонике учатся играть на инструменте в домашних условиях на сайте Harmonica.ru, играют на джем-сейшенах и харперских сборах и потихоньку осваивают инструмент. Федор Соловьев, Юрий Соколов («Юрец»), Мария Левина («Марианнер – одна из немногих девушек, профессионально играющих на инструменте»), Илья Гиверц и многие другие. Так же, в домашних условиях самостоятельно данный инструмент осваивают музыканты из Республики Татарстан, о которых речь подробнее пойдет во второй главе.
ГЛАВА II