Движение интересное, эстетически определяется ранним Элиотом (под влиянием Паунда)= 1909-1918гг. движение назвал Паунд – от названия первого сборника Des imagistes- движение определяет себя как эстетическое. Для Паунда важно в худ.образе.
Манифест, в принц.имажизма.
1. Точность, отказ от украшений, клише 2. Создание новых ритмов, создание настроений 3. Свобода тем, выбор предметов 4. Свобода использования образов 5. Четкость 6. Отказ от навязывания читателю ответов и тд.
Не очень долго просуществует. Паунд создает новый проект. Имажизм становится слишком статичен. Ищет некий динамический вариант имажизма=== вортицизм.
Название восходит к идее Боччони. Просуществовало несколько месяцев.
Модерн.
Отрицание традиционных ценностей. Отталкивание. Отрицание истории, но и общества. Линейный дискурс. Чувство утраты преемственности.
Реальность модерна отличается от реальности 19 в. (это реальность непорядоченная, хаотичная).
Томас Элиот.
Классик модерна. Мюзикл «Кошки». «опоссум» - прозвище Элиота, Паунд дал. (сказки дядюшки римуса).
Элиот приезжает в Британию. 1927 – британское гражданство, англо-католик в религии, классицист в литературе, монархист в политике. Эстетика модерна. Оказывается большим врагом советской власти.
Этапы творчества. 1 период 1909-1917гг 20 в. – влияние имажизма, Паунда. Тянет на драму, ориентация на драму.
-классическая драма
-средневековые церковные мистерии, миражи
-драматические монологи Браунинга.
1914 г – «Любовная песнь Альфреда Пруфрока».показывает Паунду. Эпиграф из Данте. Есть протагонист. Разговор о Микеланджело. Конфликт между Пруфроком. Страх перед признанием. Страх времени. Сюжет: человек идет к женщине с намерением что-то сказать. Живое: туман, ночь, улица.
|
Французский экзистенциализм.
Соотношение этики и искусства, морали и искусства.
А.Камю, ЖПСартр.
Близкими являются к философскому экзистенциализму. Камю не называет себя экз-м. его позиция – позиция критики. Сартр многообразен. Мог назвать себя экз-м. 20 век его участники выглядят уже по-другому, видна схожесть этих 2х людей.
Важное влияние окажет теория и практика экз-ма на литературу Великобритании. Влияние на европу. Связь между идейным корпусом франц.экз-в и американских «битников». Экз-м окажет влияние не только на литературу. Экз-м и театр абсурда – связь(времен.и концептуальный план). Че Гевара – влияние Сартра. Экз-м – термин культурологический, литературный. С течением времени термин начинает распространяться на большие контексты.
40-50гг экз-м = Сартр, Камю = 2 половина 20 века (60-70-80) термин соотносится почти с любым литературным текстом, кот.относится к существованию, а не к сущности.
Литературные корни экз-ма лежат недалеко о достоевского и кафки. Достоевский противопоставлен сартру- пространство, настроение, идея.
Вся литература франц.экз-ма- некий ответ, сказ.в тексте достоевского.
Сартр противопоставлен кафке («Превращение»- человека в насекомое. Тема- отчуждение. Метафора. «Процесс» - человек виноват в чем-то, но не знает в чем. Метафора абсурда- абсолютного).
Сартра можно представить не как развитие философск.экз-ма. Сартр любит рассматривать себя в философском контексте. 3 осн.направления философии экз-ма
-религиозный (ясперс)
|
-атеистический(хайдеггер)
-итальянский (сартр)
Способ видеть мир- лежит в плоскости, кот.можно определить. Оппозиция – бытия(для себя)-как идея творческого начала для сартра всегда идея отрицательного начала/бытия(в себе)-синоним абсолютной пассивности= сартр.
Один из ключевых принципов литературной теории экз-ма.
Существование предшествует сущности.
Существование пассивно. Сущность не задается заранее. Сущность ничем не задана заранее.
У человека в душе дыра размером с бога, и каждый заполняет ее чем может. Мир существует. Мир наделен смыслом(-) мы можем наделить смыслом. Смысл не задан заранее.
Творческий факт в концепции сартра. Что есть свобода? Свобода- ключевое слово в философии сартра. Свобода оказывается вне необходимости. свобода –вызов, который человек бросает миру. Свобода не нуждается в основаниях, не определяется в возможностях человека действовать, это всегда некий выбор. ОТРИЦАНИЕ ПРОШЛОГО. СВОБОДА – ВСЕГДА РАЗРЫВ, ВЫХОД ИЗ ИГРЫ.
«свобода – человеческое существо, выводящее свое прошлое из игры». Сартр убежден, что ничто не может лишить человека этой возможности (всегда есть право отказаться, всегда есть свобода). Свобода выражается в том отношении, которое мы формулируем в отношении к данной ситуации. Человек ограничен отношением к ситуации.
Тема ограничений, несвободы, свободы в несвободе – принципиальная тема Сартра и Камю. Ситуация несвободы.
Сартр принимает участие в радикальных акциях. Отношение к социальным институтам – большинство людей соглашаются на ту роль, которую им отведет государство, считает себя таким, каким не считают окружающие – конфликт для сартра и камю. Сартр редко мог закончить то, что начал (1роман).
|
«Ад – другие». Сартр.
Камю не пытается нравиться.
С понятием свободы у сартра связано понятие отчуждение – существо свободное – отчужденное. Сартр – современный человек, отчужденный от внешнего мира, не может не воспринимать его. Не чувствовать.
«Тошнота». Осознание враждебности окружающего мира, свойств.инаковости, оказывается принципиальным элементом камю, сартра и эко и тд.
Сартр- возможность человека сделать шаг, ведущий к свободе. Оптимизм.
Важно не то, что сделало из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделало из меня.
Свободное волеизъявление –основа нравственности. Поэтично обходится с философскими категориями. Сла сартра – влияние сартра на мир в сер.20в определяется этическими аннотациями его учения.
Сартр всегда свободно политически ангажировал. Всегда лидер. Мог определить себя как экз-ист, марксист, маоист. Он гибок, популярен.
Сартр получит нобелевскую премию, но откажется. «Тошнота» - единственный законченный роман. Враждебность окружающего мира – камешек. Ощущение, что мир делится на 2 части. слова отклеиваются от вещей. «вещи освободились от своих названий». Имя, которое дано предмету, является предметом манипулирования. «Мысли – вот от чего особенно муторно». Сначала нужно почувствовать несвободу. Сартр всегда показывает, что опыт трагичен, но это не вся правда. Любая ситуация несет в себе обещание. Пограничные ситуации – способы, проявить в человеке то, что могло бы не проявиться. Тошнота, которую испытывает персонаж – способ постижения экзистенции. Раконтен это понимает.
1943 – «Бытие и ничто» (оппозиция). Мир вещности / ничто – невещность, это сознание человека области нематериального-неподвластного детерминирующему миру предметов, вещей.
Идея социальной ответственности человека.
1946 – экз-м – это гуманизм. Акцентирует этическую проблематику. 15 апреля 1980 г умирает.
Альбер Камю.
Алжир. Рабочий квартал. Мать неграмотна, отец погибает (1914). Камю знает мир совершенно иным. Заканчивает алжирский универ, хочет преподавать, но заболевает тубиком = мысли о смерти.мысли камю формируются= в тех же терминах, что и у сартра. Размышления о смерти и неизбежности смерти. Камю считает, что тот, кто был счастлив в жизни, способен к счастливой смерти. Неотвратимость смерти не является трагедией.
Камю интересен театр. Делает много для алжирского театра. Создает театр, ориентированный на городские низы алжира. Пишет собственные пьесы, адаптирует для сцены. Достоевский, фолкнер (готический иррациональный мир близок камю).
2я мировая война. Участвовал во французском сопротивлении. Идеология сопротивления не является для него оправданием.
Начало 40-х гг- историческая встреча камю и сартра. В начале- сближение, затем – разойдутся радикально.
Камю был тем, кем бы хотел стать сартр, но так и не стал.
Независимая позиция камю сохраняется всегда (не принимает никакой партии)
1й роман до войны и зак-т в 1942г «Посторонний».
Ярко выразилась идея философии и культуры сер.20в – идея отчуждения. Свои тексты называет абсурдами. Драма абсурда – текст камю.
Герой – не герой и не антигерой, тк в нем нет ничего особенного, выдающегося (ничем не интересуется, никого не любит). Конфликт обусловлен – убийство. Пограничная ситуация – тюрьма, осознает. Что-то есть в этом персонаже – никогда не врет (ни другим, ни себе). Предельная честность.
Тема одиночества, необходимости понять, тема ограничения, которое накладывается на человека обществом, тема человека природы (добра и зла).
Парал-но с традиционным романом-воспитанием. Связь между субъектом и обществом (в конце романа разорваны).
Композиционное построение 2 части:
-похороны матери
-убийство, судебный процесс(искаженная копия 1й половины)
Тон повествования спокойный. В разговоре со священником выходит из себя. Представляет день казни и надеется, что его встретит толпа криками ненависти. Текст построен чтобы ощутить чувство объективности. Барт: «К- у него идеальное отсутствие стиля».
Камю. Эссе 1942 года «Миф о Сизифе». Посвящено проблеме анализа современной ему культурно-философской ситуации в стране и что такое абсурд. Каково может быть поведение человека. Книга написана с вызовом. Формулируется основная проблема философии.
Единственная серьезная философская проблема – самоубийство. Камю рассматривает историю, характеризуя ее ситуацией абсурда – любая целенаправленная человеческая деят-ть в итоге столкнется с проблемой нулевого результата. Камю переводи комический. Философский вопрос в в практическую плоскость. Камю предлагает не бегство, а бунт, восстание. Бунт – есть уверенность в силе судьбы. Бунт и свобода обретается человеком.
Камю хочет творить свою историю сам. 3 следствия абсурда: мой бунт, моя свобода, моя страсть. = образ Сизифа- тк это типичная система абсурда.+ персонаж бросает вызов богам, получает наказание. У сизифа нет надежды, что его мучения закончатся. Сизиф в изображении камю понимает свою обреченность, но оказывается в этой ситуации победителем.
Концепция счастья, даже в ситуации абсурда. Единственная концепция свободы для камю – свобода заключенного, тк понимает степень своей несвободы. Это осознание дет ему внутреннюю свободу.
Эпиграф из пиндара: «Душа, не стремись к вечной жизни. Но исчерпай все, что возможно». Картина напоминает «Постороннего»
1947 г роман «Чума». Эпидемия чумы. Пограничная ситуация приобретает черты метафоры. Метафора жизни. Некое проклятие, которое висит над человеком, от которого уйти невозможно. Победить чуму можно на время. Она вернется. Камю не дает хороших или плохих решений в данной ситуации. Он не осуждает никого. Оппозиция- знание – действие (доктор).
Нельзя одновременно лечить и знать, важнее лечить. Акцент на принятии действий. Тема абсурда раскроется интересно. Легкого решения здесь не будет. Чума отступает, все радуются, но доктор понимает, что чума вернется, тк микроб чумы неикогда не умирает. Условность победы понимает доктор.
Тему бунта камю будет продолжать и в др произведениях. 1951 – «Человек бунтующий». Мысль о соотношении знание – действие. В мире, в каком он есть, знать как себя вести. Камю всегда выступал противником насилия. Позиция камю вызывала ряд вопросов. Камю против насилия на политическом посту. 1956- протест против ввода советских войск в венгрию.
«Падение».
Исповедь успешного адвоката. Который в названии текста. Концепция падения эквивалента.
Герой, бывший успешный адвокат, позиционирует себя как «кающийся судья». Человек кается в том, что сделал и в том, чего не делал. Ироничный суд.
Человек отказывается служить тому, во что он не верит. Герой судит себя: на его глазах девушка бросается в воду, он не пытается ее спасти.человек в своем одиночестве противостоит всему миру. Государство и культурные институты для героя не обладают ценностью. Патриотизм не обладает безусловной ценностью. Происходит то, что можно назвать падением героя. Человек опустился, поводит свое время в питейных заведениях Амстердама. Герой камю делает свой осозанный выбор. Его жизнь оказывается результатом его осознанного выбора. Речь идет о действии (3 пр-ия). «Посторонний» и его последствия, «Чума» -действие, его бессмысленность. «Падение» - бездействие.герой похож на Мирсо, но он иной. Человек, у которого не остается никакой веры, ценности. Не верит в торжество абсурда, солидарности. Человек, который постоянно ищет и задает неоднозначные вопросы. Текст строится в формате диалога. Фигура собеседника начинает вырисовываться в конце романа. Образ молчаливого собеседника.
Концепция суда чрезвычайно важна для камю. Похоже на разговор с самим собой.
Разбитое поколение.
Преодоление границ литературности, рамок.
Попытка стереть грань. Возникает несколько центров (сан-франц., нью-йорк)
Гертруда стай «потерянное поколение»
2 культовые фигуры 2 поколений.
Хэмингуэй – лаконичность, скупость литературных средств,ю минимализм.
Керуак – в поисках адекватного языка. Ориентируется на романтиков(уитмен). Жизнь в дороге. Финальная стадия жизни. Хэмингуэй в психиатрической клинике. Керуак лечится от алкогольной зависимости (церроз печени).
1952 – термин (статья this is the beat generation хомс) термин условен и многозначен. Некое состояние духа. Культура позиционирует себя как альтернативу этому образу жизни (культура протеста).движение рассматривается как некое культурное возрождение Америки.
К концу 50-х гг движение практически исчезает. Тв-во Керуака- попытка поэтизации этого поколения, попытка интерпретации этого времени.
Движение формируется в 40-50-хгг. Возникает в сан-франц.(самые живые силы, самые интересные силы американской культуры).
Гибеберг поэма «Вопль». Попытки воссоздания музыки.
1956 попытка противостояния себя общей традиции. Публичное воспроизведение текста – принципиально для битников. Ориентр.на живое, непосредственное общение.
Нил Кесседи. Ездил с Керуаком по всей америке автостопом. Кизи Кесседи путешествует по америке в раскрашенном автобусе (проказники)
Керуак родился в 1922 г (массачусестс) не зак-т универ начинает общаться с людьми. 1946 г – текст романа «Городок и город». 50-вышел.
Керуак написал 1й роман «В дороге»за 3 недели. Метод нарезок. Скливая в беспорядке. Борется с линией литературного дискурса. Керуак пытается освободить искусство от рамок= спонтанное письмо. Идеал формы – непрерывный текст(нечленимый). Бероуз –проблема несвободного происходит не снаружи, а внутри, в самом языке.