КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ - основной документ для составления программы производственного обучения и присвоения уч-ся квалификационного разряда. В К. х. п. определяются требования производства к содержанию труда рабочего данной профессии и данного уровня квалификации. Она предназначена для тарификации работ и присвоения квалификационных разрядов, а также для составления программ по подготовке и повышению квалификации рабочих. К. х. п. разрабатываются н.-и. ин-том труда совместно с другими заинтересованными учреждениями на каждую профессию и специальность. К. х. п. рабочих соответствующего тарифного разряда строятся в ЕТКС по единой схеме, как правило, по трём разделам:
1. "Xарактеристика работ". Указываются содержание работы, сложность производственного процесса, степень самостоятельности рабочего в выполнении данной работы, в наладке обслуживаемого оборудования, аппаратов и механизмов, в выборе и установлении режимов и методов работы, а также степень сложности подготовки к работе; приводятся также функции подготовительно-контрольного характера, к-рые приобретают первостепенное значение в труде совр. рабочего (чтение и составление технич. документации, выполнение расчётов, измерений и проверок, планирование предстоящей работы и т. п.).
2. "Должен знать". Приводятся осн. требования к рабочему, соблюдение к-рых необходимо для выполнения работ определённой сложности и подготовки рабочего места, а также требования к теоретич. и спец. знаниям рабочего данной профессии.
3. "Примеры работ". Перечень наиболее типичных работ по соответствующим разрядам профессии.
Если выполняемые работы и требования, предъявляемые к знаниям рабочего, раскрыты полно в разделах "Характеристика работ" и "Должен знать", то раздела "Примеры работ" может и не быть.
|
В К. х. п. указаны лишь основные требования к знаниям рабочих соответствующих разрядов. Кроме них, каждый рабочий должен знать: правила технич. эксплуатации оборудования, инструкционные технологич. карты и технологич. процесс выполняемой работы, основные характеристики применяемых материалов, основы чтения чертежей и схем, технич. требования к качеству работ, виды брака и способы его предупреждения, требования к организации рабочего места, меры безопасности, санитарии и гигиены труда, правила внутреннего распорядка и т. п.
Рабочий более высокой квалификации должен уметь выполнять все виды работ, а также обладать знаниями, предусмотренными для рабочих низших разрядов этой профессии.
Квалификационная характеристика – это нормативный документ, содержащий социально экономическую, производственно-техническую,социальнопсихологическую, психофизиологическую характеристику трудовой деятельности по специальности и требования к подготовке кадров.
Должностные обязанности и трудовые обязанности являются двумя отдельными большими категориями: общие рабочие — для всех трудящихся и должностные функциональные обязанности отдельных сотрудников. Общие рабочие, или служебные, правила, обязательные для исполнения. Речь идет о необходимости соблюдать общие требования трудовой дисциплины и безопасности: исполнять свою работу добросовестно, следовать требованиям по охране труда и обеспечению его безопасности, выполнять установленные служебные нормы. Конкретных работников, занятых в определенном рабочем направлении или профессии, касаются функциональные обязанности специалистов. Инструкции по должностной деятельности должны быть прописаны для каждой рабочей функции, наименование которой обязательно прописывается в трудовом договоре. Отдельные инструкции призваны конкретизировать и регламентировать деятельность работника по месту службы. В своей основе должностные обязанности или инструкции представляют собой одно и то же. Инструкции содержат все сведения о необходимых делах, информацию о правах и возможностях их реализации. Еще на стадии собеседования, до подписания трудового договора с работодателем, соискатель должен ознакомиться с инструкцией, касающейся своего будущего круга дел. Ознакомление с документом подтверждается подписью. В дальнейшем этот регламент будет необходим для оценки результатов деятельности сотрудника и проведения аттестаций. Если работник с инструкцией не ознакомлен, его нельзя привлечь к ответственности за ее невыполение. Профе́ссиогра́мма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.
|
В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Содержание профессиограмммы дает человеку понимание:
|
· сути выбранной им профессии;
· объема и фронта работы в данной специальности;
· условий труда;
· необходимого уровня подготовки;
· возможностей трудоустройства в выбранной отрасли;
· размеров оплаты труда, материально-технического обеспечения и степени комфорта;
· карьерных возможностей;
· уровень престижа профессии в обществе;
· отрицательных сторон, трудностей и возможных ошибок, рисков и стрессовых ситуаций;
· степени влияния выбранной профессии на частную жизнь.
Изложенные в профессиограммах требования к профессии помогают совершить обдуманный выбор и избежать ошибок, приводящих к потере многих лет жизни и не редко оказывающих негативное влияние на судьбу человека. Своевременное ознакомление и понимание требований к профессии позволяет сделать взвешенный выбор. Момент выбора профессии является переломным моментом, позволяющий определится с последующим местом в жизни и сделать осознанный личный выбор. При выборе будущей профессии человек должен иметь четкое представление о собственных возможностях, требованиях профессии и отдачи от нее.
Профессиограмма «Юрист» Наименование профессии: юрист. Доминирующий способ мышления: адаптация, формализация. Область базовых знаний № 1 и их уровень: общественные науки, уровень 3 высокий (теоретический). Область базовых знаний № 2 и их уровень: право, юридические науки, уровень 2, средний (практическое использование знаний). Профессиональная область: право, юриспруденция. Межличностное взаимодействие: частое по типу «рядом». Доминирующий интерес: предпринимательский. Дополнительный интерес: социальный. Условия работы: в помещении, сидячий. Доминирующие виды деятельности: · консультирование лиц, нуждающихся в юридической помощи (правовая помощь, справочно-информационная работа по законодательству с применение технических средств); · чтение законов, подзаконных актов, нормативно-правовых актов, международных договоров (также учет действующего законодательства и других нормативных актов) и применение их на практике; · правление юридических документов, контрактов, актов (договоров, лицензий) имущественно правового характера, содействие в их оформлении; · толкование законов; контроль за соблюдением законности (правовое регулирование социальных отношений); · методическое руководство правовой рабой на предприятии; · создание архива судебных и арбитражных дел; · участие в процессе законотворчества (разработка законов и правовых документов); · правовая защита граждан, организаций, государства; · изучение правовой практики зарубежных коллег; · правовая пропаганда; · участие в судебных процессах (защита дел в суде или поддержание обвинения). Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально-важные качества); Способности: логическое, аналитическое мышление; высокий уровень развития понятийного мышления (владение научными понятиями и способность воспринимать и понимать различные термины) ♦ хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность в течении длительного времени сосредотачиваться на определенном виде деятельности); ♦ высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти- ♦ вербальные способности (умение правильно и понятно изъясняться); ♦ способность убеждения; ♦развитие коммуникативных навыков (навыки общения с людьми); ♦ склонность к исследовательской деятельности; ♦ хорошие познания в разных областях наук; ♦ высокий уровень развития дедуктивного мышления (умение мыслить от общего к частному); ♦ способность к всестороннему, адекватному восприятию ситуации; ♦ умение вести переговоры. Личностные качества, интересы, склонности: · организованность; · уверенность в себе; · честность и порядочность; · ответственность; · аккуратность; · эрудированность; · деловая хватка; · объективность; · коммуникабельность; · хорошая интуиция; · эмоционально- психическая устойчивость; · энергичность; · настойчивость, принципиальность; · стремление к самосовершенствованию; · умение быстро восстанавливать работоспособность. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: · отсутствие интереса к выполняемой работе; · нерешительность; · неумение быстро принимать решения; · неумение противостоять внешним факторам (лицам, ситуациям): · нечестность; · непринципиальность: · неспособность глубоко осмысливать происходящее; · непогашенная судимость; плохая дикция. Области применения профессиональных знаний: · прокуратура; адвокатура; · нотариальные конторы; · юридические консультации; государственные и негосударственные организации, предприятия, учреждения, общества различных форм собственности, являющиеся юридическими лицами; · государственное или индивидуальное предпринимательство; · органы предварительного следствия и дознания; · государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности (ОВД, обеспечения безопасности, органы налоговой службы и налоговой милиции, таможенные органы, органы юстиции (министерство юстиции, служба судебных приставов) · частные детективные службы; · преподавательская деятельность в образовательных учреждениях.
- Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения
- Должности специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием
Медицинская сестра
Должностные обязанности. Оказывает доврачебную медицинскую помощь, осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследований. Осуществляет уход за больными в медицинской организации и на дому. Осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными. Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях. Проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача. Обеспечивает выполнение врачебных назначений. Осуществляет учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта. Ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения. Руководит деятельностью младшего медицинского персонала. Ведет медицинскую документацию. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, теоретические основы сестринского дела, основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования, статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность медицинских организаций, правила сбора, хранения и удаления отходов медицинских организаций, основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования, основы валеологии и санологии, основы диетологии, основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний, основы медицины катастроф, правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации, медицинскую этику, психологию профессионального общения, основы трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.
Старшая медицинская сестра - среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.