Готов ли ребенок к школе?
Речевая подготовка детей к школе
К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.
Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или не готовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
В связи с выше сказанным родителям следует обратить внимание на:
- правильность произношения звуков;
- умение различать звуки речи на слух;
- владение элементарными навыками звукового анализа слов;
- словарный запас;
- связную речь.
Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ.
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выража-ется в виде их смешения и замены букв, а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические пра-
вила.
Конечно же, родителям дошкольника хотелось бы
знать, насколько их ребенок подготовлен к школе и
насколько развита у него речь. Для выявления уровня
такой подготовки проведите небольшую беседу, в
которую включите приведенные ниже задания:
беседа по вопросам, собирание разрезных картинок,
исследование восприятия, рассказ по картинкам,
понимание грамматической конструкции,
нахождение лишнего предмета, проверка
мелкой моторики рук, проверка чтения.
Первый раз такое собеседование желательно провести заранее, где-то за полгода до поступления в школу (запись детей в школу начинается с 1 апреля). В этом случае у Вас будет возможность ликвидировать пробелы в знаниях и повысить уровень готовности ребенка к обучению.
|
Беседа по вопросам
В начале беседы можно задать ряд вопросов, которые помогут определить, как ребенок ориентируется в окружающем, определить его запас знаний и отношение к школе.
1. Назови свою фамилию, имя, отчество. 2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы. 3. Сколько тебе лет? 4. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. 5. Кем работают твои родители? 6. У тебя есть сестра, брат? 7. Как зовут твоих друзей? 8. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом? 9. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь? 10. Назови дни недели, времена года. 11. Какое сейчас время года? 12. Чем отличается зима от лета? 13. В какое время года на деревьях появляются листья? 14. Каких домашних животных ты знаешь? 15. Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)? 16. Ты хочешь учиться в школе? 17. Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей? 18. Зачем надо учиться? 19. Какие профессии ты знаешь? 20. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)? | Оценка результатов. Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович. Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа. Если ребенок ответил правильно на 20 – 19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18 – 11 – о среднем, на 10 и менее – о низком. Рекомендации. Постарайтесь фиксировать внимание ребенка на том, что он видит вокруг себя. Приучайте его рассказывать о своих впечатлениях. Добивайтесь подробных и развернутых рассказов. Чаще читайте ребенку детские книги и обсуждайте с ним прочитанное. |
|
Собирание разрезных картинок
Разрежьте картинку по одной из предлагаемых схем. Перемешайте полученные части и предложите ребенку собрать сломанную картинку. При этом не надо произносить название получаемого изображения.
Вариант высокой трудности | Упрощенный вариант |
Оценка результатов. Высокий уровень – все картинки собраны, средней уровень – собрана вторая картинка (упрощенный вариант), низкий уровень – картинки собраны неверно. Рекомендации. Привлекайте ребенка к занятиям рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием из различных «Конструкторов». |
Рассказ по картинкам
Положите перед ребенком в произвольном порядке 3 – 4 картинки, связанные единым сюжетом. Затем предложите ему разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.
Пример 1. | ||
Пример 2. | ||
Оценка результатов. Высокий уровень - правильное расположение картинок и правильное описание событий, средней уровень – ребенок правильно расположил картинки, но не может составить грамотный рассказ, низкий уровень – случайная последовательность картинок.
Рекомендации. Для развития связной речи научите ребенка давать полный ответ на поставленные вопросы, просите его пересказывать прочитанные ему рассказы, сказки, просмотренные фильмы и мультфильмы.