Словесно-логическое мышление.




Игры-головоломки.

Загадки.

«Найди отличия».

«Найди два одинаковых предмета».

«Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

«Лови – не лови» - правила игры похожи на всем известную игру «съедобное – не съедобное».

«Зоркий глаз» - небольшой выбранный предмет поставить на доступном взгляду месте, но так, чтобы тот не сразу бросался в глаза. Поиск предмета.

«Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».

«Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.

«Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

«Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия.

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти

ШКАФЧИКИ

Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие

предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у

ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова.

Ребенка просят найти игрушку.

ЧТО ИСЧЕЗЛО?

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает

их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на

оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и

запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки

меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

ХУДОЖНИК

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет

рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно

использовать игрушки.

ЗАПОМНИ И ВОСПРОИЗВЕДИ

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в

ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят

воспроизвести в обратном порядке.

ВСПОМНИ И ПОКАЖИ

Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например,

махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу,

нахохленного петуха и т.д.).

ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИЙ

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить

последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи

ее на середину стола.

 

Игры и упражнения, способствующие развитиюпространственного мышления

Работа с карточками из 16 квадратов:

а) выкладываем каждую из четырех строчек квадрата колпачками своего

цвета по схемам: 1) белая — красная — черная — синяя, 2) голубая — коричневая— зеленая — оранжевая, 3) зеленая — желтая — коричневая — черная, 4) красная — оранжевая — желтая — коричневая, 5) синяя — голубая — оранжевая —

желтая, 6) черная — коричневая — белая — голубая. Для каждого ребенка — своя схема.

б) Выкладываем пробки на карточке столбиками сверху вниз по аналогичным схемам.

Найди ошибку

Цель: учить детей внимательно сравнивать результат с образцом; закреплять умение пользоваться планом-схемой; тренировать пространственное восприятие; развивать зрительную память.

Материал: неправильно собранные бусы по количеству детей; карточки с планом-схемой по количеству детей; цветные колпачки, цветные шнурки.

Краткое описание игры:

1. Детям предлагаются неправильно собранные бусы. Они сличают их с образцом, пытаясь найти ошибку (объясняют, какого цвета не хватает или какой цвет лишний).

2. Детям дается схема, по которой они собирают бусы. Результат постоянно сравнивают с образцом «испорченных» бус.

3. Дети получают план-схему, запоминают ее. А затем словесно сравнивают с готовыми «испорченными» бусами.

Прямые и обратные цепочки

Цель: развивать пространственное мышление детей; тренировать цветовое восприятие готовых образцов и схем; закреплять знания о пространственных отношениях; продолжать формировать устойчивый контроль над результатами своей деятельности.

Материал: план-схема, цветные колпачки, цветные шнурки.

Краткое описание игры:

Дети получают план-схему из трех, четырех, пяти цветов. Сначала нанизывают бусы по схеме самостоятельно, а затем повторяют ее в обратном порядке, то есть слева направо, а затем справа налево. Таким образом нанизывают всю нитку бус.

 

Шустрая муха

Цель: учить детей пространственной ориентировке на карточке из 9 квадратов; развивать зрительное восприятие; тренировать детей в запоминании и четком выполнении речевой инструкции; закреплять навыки самоконтроля над

деятельностью.

Материал: карточка из 9 квадратов на каждого ребенка плюс одна цветная крышка каждому ребенку.

Краткое описание игры:

Движение крышки по квадратам с указанием направления в пространстве: от

середины вверх, вниз, вправо, влево, в правый верхний угол, в правый нижний угол, левый верхний, левый нижний угол, в центр карточки.

Выложи букву

Цель: закреплять умение детей самостоятельно выкладывать букву с опорой на образец, план-схему; закреплять навыки самоконтроля над деятельностью;

побуждать детей самостоятельно выкладывать простые по построению буквы,

закреплять пространственную ориентировку на листе бумаги.

Материал: по 6 карточек с 9 квадратами на каждого ребенка; карточки с речевыми образцами букв (для дошкольников инструкцию зачитывает взрослый, а школьники читают сами).

Краткое описание игры:

1. Выложи три крышки одного цвета в столбик на карточке слева + три крышки в одну строку сверху. Прочти, какая буква получилась? (Буква «Г».)

2. Выложи три крышки в левый столбик + три крышки в правый столбик + одна крышка в центре, назови букву. (Буква «Н».)

3. Выложи крышки по всей карточке, кроме центральной, назови букву. (Буква «О».)

4. Выложи три крышки в верхней строке + три крышки в среднем столбике, назови букву. (Буква «Т».)

5. Выложи три крышки в левом + три крышки в правом столбике + три крышки в верхней строке; назови букву. (Буква «П».)

6. Выложи три крышки в верхней строке + три крышки в нижней строке + три крышки в левом столбике, назови букву. (Буква «С».)

7. Придумай слова из составленных букв. (Этот этап проводится с учетом уровня речевого развития детей.)

 

Что изменилось?

Цели: продолжать формировать пространственное мышление; развивать пространственное восприятие; тренировать зрительную память.

Материал: карточка с 9 квадратами и комплект из 9 разноцветных крышек один на всех.

Краткое описание игры:

Крышки раскладываются по всем квадратам. Дети запоминают расположение крышек на карточке. Затем закрывают глаза, и 2, 3, 4 крышки меняются местами.

 

Нарядный коврик

Цель: закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги;

продолжать развивать пространственное мышление; формировать зрительное восприятие; развивать эстетический вкус.

Материал: коробочки с цветными колпачками на каждого ребенка; белые листы бумаги по количеству детей; речевые образцы. Можно счетные палочки.

Краткое описание игры:

1. Выложить заданную букву на листе бумаги.

2. Выложить заданную геометрическую форму на листе бумаги.

3. Выложить рисунок (например: цветок, флажок, грибок, домик и т.д.) с

заполнением середины и углов листа.

4. Самостоятельное придумывание рисунка нового коврика.

 

Словесно-логическое мышление.

Cловесно-логическое мышление представляет собой совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.

"Систематизация".

Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.

"Скажите, какие ягоды вы знаете?

Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши".

Слова для предъявления - капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

"Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, относящееся к ягодам,

хлопните один раз, если к фруктам - два раза".

(Слова можно использовать те же самые, можно придумать другие.)

В качестве основания для систематизации может быть тема - инструменты, мебель, одежда, цветы и т.д.

"Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? величине?

лимон и груша

малина и земляника

яблоко и слива

смородина и крыжовник

Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?"

"Раздели на группы".

"Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова? Саша, Коля, Лена,Оля, Игорь, Наташа.

Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, синица, щука,снегирь, судак".

"Подбери слова".

1) "Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т.д.)".

2) Другой вариант этого же задания.

"Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:

мяч мебель

тополь цветок

шкаф насекомые

тарелка дерево

пальто одежда

муравей посуда

щука игрушка

роза рыба"

Подобные задания развивают у ребенка способность выделять родовые и видовые

понятия, формируют индуктивное речевое мышление.

 

"Найди общее слово".

В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их

общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено

на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции.

"Каким общим словом можно назвать следующие слова:

1. Вера, Надежда, Любовь, Елена

2. а, б, с, в, н

3. стол, диван, кресло, стул

4. понедельник, воскресенье, среда, четверг

5. январь, март, июль, сентябрь".

Слова для нахождения обобщающего понятия можно подобрать из любых групп,

более или менее конкретных. Например, обобщающим может быть слово

"весенние месяцы", а может быть "месяцы года" и т.д.

Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых

необходимо найти общее понятие.

"Найди, что общего у следующих слов:

а) хлеб и масло (еда)

б) нос и глаза (части лица, органы чувств)

в) яблоко и земляника (плоды)

г) часы и градусник (измерительные приборы)

д) кит и лев (животные)

е) эхо и зеркало (отражение)"

Подобные упражнения стимулируют мышление ребенка к поиску обобщающего основания. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: