образовательного учреждения: общие рекомендации




Проектирование программы воспитания

 

Осеева Е. И., зав. кафедрой педагогики и психологии ХК ИРО,к.п.н.

 
 


Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается, решающим моментом является не его прямая логика, а действие всей системы средств, гармонически организованных.

Макаренко А. С.

 

На ступени основного общего образования программа воспитания и социализации, в соответствии с ФГОС, является частью основной образовательной программы образовательного учреждения, наряду с программой коррекционной работы, базисным учебным планом, программой развития универсальных учебных действия и программами отдельных учебных предметов и курсов. Она составляет единство с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, являясь ее логическим продолжением.

Программа воспитания - это системное представление об условиях достижения воспитательных целей, выражающееся в последовательно изложенном содержании воспитательного процесса, механизмах его реализации и основных показателях духовно-нравственного становления личности в результате его освоения.Другими словами, программа воспитания является документом, отражающимвоспитательную систему образовательного учреждения.

В отличие от программы обучения, программа воспитания направлена на описание модели воспитательной системы, ориентированной на формирование определенного ценностного отношения к окружающему миру и к самому себе, то есть на достижение собственно личностных результатов образования.

Вместе с тем, разработка программ воспитания и социализации школьников — это особая и важная часть процесса проектирования образовательного процесса в целом. Именно программа воспитания и социализации образовательного учреждения лежит в основе его программы развития.

Примерная содержательная структура программы воспитания (см. таблицу №1):

1. Концептуальная часть программы (чаще всего оформляется в форме пояснительной записки).

2. Содержание воспитательного процесса.

3. Ожидаемый результат, критерии, показатели, способы оценки результативности воспитательной деятельности.

4. Условия реализации программы.

Таблица 1

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Определение «проблемного поля»
Концептуальная часть
Для чего? Зачем? Что понимаем под воспитанием? Какого Человека видим в результате воспитания?
Ведущие идеи, теоретические положения, смысловое поле Ценности, цели, задачи, образ выпускника   Принципы, заповеди
Технологический компонент (содержание воспитательного процесса)
Какими путями наиболее эффективно достичь поставленных ценностно-целевых ориентиров?
Дидактическая подструктура Воспитательная подструктура
Содержание образования Образовательные технологии, методы, приемы, средства   Система контроля Система отношений в коллективе Деятельность как источник социокультурного опыта Система социального партнерства
Диагностико-результативный компонент
Как определить результативность и эффективность реализации программы воспитания?
Критерии и показатели Ожидаемый результат Методы, формы оценки результативности Диагностический инструментарий
             

 

Первая часть Программы – концептуальная часть воспитательной системы – включает воспитательную цель, задачи, ценностные ориентиры, принципы организации деятельности.

Под целью понимаютобраз будущего результата (конечного продукта), представленный в какой-либо системе описаний (Н. Е. Щуркова). Под целью воспитательной деятельности понимают качественные изменения личности ребенка. Таким образом, поставить воспитательную цель – значит, определить те изменения в личности воспитуемого, которые хочет достичь педагог.

Что является источником определения концептуальных положений программы воспитания образовательного учреждения? Определение комплекса актуальных проблем, на решение которых будет направлена программа: социальных, педагогических, проблем конкретного образовательного учреждения.

Для определения «качественных» характеристиках программы, обусловленных представлениями о воспитательных ценностях, выявленными проблемами в развитии детей, которым адресована программа, Цветкова И.В. [8], предлагает ответить на ряд вопросов:

1. Какие актуальные проблемы нашего времени призвана решить создаваемая программа?

2. Какие наиболее острые противоречия между требованиями социокультурного развития общества и уровнем развития предполагаемых участников программы Вы находите?

3. Какое место займет настоящая программа в системе воспитательной деятельности коллектива Вашего образовательного учреждения?

4. Какие аспекты актуальных проблем развития воспитания в Вашем образовательном учреждении затрагивает создаваемая программа?

5. Какие специфические характеристики социокультурного пространства, в котором находится образовательное учреждение и образовательного пространства, в котором разворачивается воспитательный процесс, обуславливают особенности Вашей программы?

6. В чем заключается особый воспитательный потенциал Вашего образовательного учреждения, детского и педагогического коллективов, окружающей социоприродной среды, на реализацию которого будет направлена Ваша программа?

При анализе социально-педагогической ситуацииразвития воспитания в образовательном учреждении рекомендуем пользоваться методикой Кузьмина С.В., описанной в книге «Организация инновационной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения». Данная методика (предложенной автором или модифицированная) может стать основой для выявления проблем (особенностей) обучающихся и проблем образовательного учреждения по организации и управлению воспитательной деятельностью.

Документы, определяющие основное направление государственной политики в области образования (воспитания).

Ориентиром при составлении программ воспитания и социализации должны стать следующие документы:

· Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

· Фундаментальное ядро содержания общего образования;

· Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности и гражданина России;

· Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2011 - 2015 годы;

· Примерные программы воспитания: Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования;

· Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2011-2015.

Ответы на поставленные выше вопросы позволят определить пространство проектирования и выявить комплекс проблем, на решение которых будет направлена программа, выявить воспитательный потенциал образовательного учреждения и социокультурной среды, обуславливающий положительные прогнозы решения поставленной проблемы.

Сформулированные ответы станут основой для обоснования актуальности программы.

Выявление проблемы позволяет перейти к следующему шагу проектирования воспитательной системы – к формулированию концептуальных (теоретических) основ и цели программы.

В работе над созданием концепции собственной воспитательной системы рекомендуем опираться также на уже существующие концепции [6].

Документы, определяющие сегодня основное направление государственной политики в области образования, определяют достаточно объемный перечень целей и задач воспитания, требований к личностным результатам школьников. На чем же остановиться? Какие цели и задачи выбрать?

С одной стороны, вопрос не может стоять о выборе предпочтительных целей воспитания, так как мы не имеем права выбора – воспитывать ли в ребенке гражданственность или этическую культуру, трудолюбие или экологическое сознание; тем более осуществлять выбор исходя из наших интересов и предпочтений. Мы должны подготовить ребенка к самостоятельному сознательному выбору ценностных ориентиров в пользу общечеловеческих, духовных, гуманистических ценностей.

С другой стороны, совокупность таких задач как нравственное воспитание, гражданское, экологическое, трудовое, патриотическое, эстетическое, воспитание культуры здоровья – что часто приходится наблюдать в программах воспитания образовательного учреждения – выглядит эклектичной, механически суммированной. Ведь нравственное воспитание, к примеру, предполагает развитие у ребенка патриотического чувства и соблюдение нравственных норм по отношению к природе, а экологическое воспитание не может исключать отношения человека к своему здоровью и т.д.

Поэтому речь должна идти лишь об иерархии целей и задач, которая определит специфику программы воспитания и обозначит ее основное русло, в котором и будет протекать процесс формирования системы ценностных ориентаций ребенка, культуры его жизненного самоопределения.

Подчеркнем: именно иерархия целей и задач, а не механическое совмещение равнозначных целей, не суммирование всего возможного.

Как сформулировать цель программы воспитания и социализации?

1. Следует отличать воспитательную цель (и, соответственно, задачи) от цели (и задач) организационной и управленческой и не смешивать их в пределах одной статьи.

Воспитательная цель (воспитательные задачи) связаны с формированием личностных компетентностей, социально-значимых качеств (формулируются в понятиях формирование, развитие; воспитание, поддержка и др.)

Организационнаяцель(организационные задачи) обозначают развитие основных способов организации и создание педагогических механизмов процессов воспитания и социализации (формулируются в понятиях создание,создание условий для …, включение учащихся в …; организация и др.)

Управленческая цель (управленческие задачи) направлены на научно-методическое, кадровое, материальное, социальное обеспечение воспитательной деятельности.

2. Сформулированная цель должна определять результат деятельности, которого следует достичь, т.е. образ выпускника с конкретными реально достижимыми в воспитательном процессе личностными характеристиками.

3. В воспитательной цели должна быть отражена одна интегративная личностная характеристика.

Сформулированная цель должна учитывать целостный характер человека, т.е. наличие в нем системы различных взаимосвязанных свойств, среди которых есть ведущие (например, гражданственность, готовность к труду, нравственность);

В качестве целей, имеющих системообразующее начало, можно привести следующие:

- поддержка духовно-нравственного становления ребенка;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- воспитание человека культуры;

- поликультурное воспитание ребенка;

- поддержка творческого развития ребенка и др.

Некорректно в этом смысле сформулирована такая цель: формирование культурной, духовно-нравственной личности, жизнеспособной, социально активной, востребованной обществом в связи со своей гражданской позицией.

Как видно из примеров, воспитательная цель формулируется, как правило, в форме отглагольного существительного с зависимыми словами.

Приведем пример.

Цель: воспитание духовно-нравственных основ экологической культуры личности.

Экологическую культуру в данном случае можно рассматривать как интегративное качество личности, совокупность экологически развитых интеллектуальной, эмоционально-чувствен­ной и деятельностной сфер, качественная характеристика культуры личности, подчеркивающая приоритетность для нее экокультурных духовных ценностей.

Эта цель конкретизируется в воспитательных задачах, выявляемых на основесерьезного изучения и анализа психолого-педагогической, культурологической, философской литературы, осмысляющей основное содержание заявленных в цели понятий:

- формирование нравственных основ взаимодействия ребенка с окружающими миром, людьми, самим собой;

- воспитание ценностного отношения к жизни во всех ее проявлениях;

- воспитание эстетического отношения к окружающему миру;

- развитие социальной ответственности и компетентности обучающихся;

- развитие рефлексивности как механизма позитивного личностного саморазвития;

- формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботы о личном здоровье и здоровье окружающих;

- развитие активной нравственно-эколо­гической позиции, выражающейся в готовности ребенка к социально и личностно значимой экологически ориентированной деятельности.

В таком варианте цель воспитания экологической культуры выступает системообразующим началом и обуславливает интеграцию экологического воспитания с этическим, эстетическим, гражданским, трудовым и т.д.

Как видно, воспитательная цель так или иначе приводит к проектированию образа выпускника с определенными личностными качествами и свойствами.

В образе выпускника обозначаются те личностные качества и свойства, которые обозначены в воспитательных задачах. Так, в рамках обозначенной выше цели образ выпускника будет выглядеть примерно так.

Выпускник – это человек

– с позитивной системой ценностных ориентаций, среди которых приоритетными являются Земля, Родина, Природа, Человек, Здоровье, Культура;

– способный и готовый к выстраиванию конструктивных отношений с окружающим миром, людьми, самим собой;

– социально ответственный и компетентный;

– ориентированный на личностное саморазвитие, рефлексивный;

– с развитой активной нравственно-эколо­гической позицией, выражающейся в готовности ребенка к социально и личностно значимой экологически ориентированной деятельности.

Данные личностные характеристики конкретизируются с учетом возрастных особенностей учащихся (см. статью Сеньчуковой И.В. Достижения личностных результатов школьников 5-6 классов в воспитательном процессе).

Определение целей и задач воспитательного характера приводит к необходимости осмысления принципиальных положений, на которых будет строиться вся воспитательная деятельность по реализации данных ценностно-целевых ориентиров.

Принципы – это основные исходные положения, определяющие построение педагогической деятельности. Принципы, с одной стороны, определяются целью, с другой, определяют особенности педагогической деятельности, наиболее адекватные данной цели. Воспитательные принципы, являясь руководящими идеями к деятельности и ее регуляторами, задают особенности протекания воспитательного процесса, характер и стратегию деятельности педагога. Иначе говоря, они рассматриваются как доминанты бытия педагога, заповеди, определяющие смысл и содержание его деятельности, обеспечивающие его выбор из вариантов профессионального поведения в ключевых позициях педагогического взаимодействия.

Важно не просто «набрать» принципы из существующих, а выстроить их иерархическую структуру, в которой определяются соподчиненность, взаимосвязь и взаимообусловленность выделенных принципов, необходимый и достаточный характер, их непротиворечивость и взаимодополняемость; а также показать оптимальность воспитательной деятельности в предлагаемой системе принципов.

Выбор основных принципов воспитательной системы связан с осмыслением понятия «воспитания» как одного из главных понятий, определяющий характер воспитательной деятельности, взаимоотношений между участниками воспитательного процесса. Осмысление данного понятия – это осмысление прежде всего такого понятия, как Человек.

Осмысление и, как результат, четкое понимание того, что есть «воспитание» в рамках конкретной системы, происходит в процессе осмысления теоретических (методологических) оснований, на которых строится система. В качестве теоретических оснований выступают философские, культурологические, психологические, педагогические идеи, концепции, представления о человеке, его развитии и становлении. Целостность концептуальной части воспитательной системы придает непротиворечивость, взаимосвязь данных представлений.

Принципы необходимы на пути к достижению целевых ориентиров ОУ, так как они определяются нормы и правила, регламентирующие взаимоотношения между членами школьного сообщества. Данные нормы и правила становятся принципами или правилами в виде заповедей или ключевых идей, построения жизнедеятельности и воспитательной системы данного учреждения. Например, в виде заповедей: «Хочешь быть хозяином школы – будь им, но знай: хозяин тот, кто трудится», «Школа – храм культуры, не оскверняй ее дурными поступками». В виде ключевых идей: формирование личности ребенка строится на основе традиций и ценностей культуры русского народа; социально-нравственного становления и самоутверждения личности ребенка.

Технологический компонент (или содержание воспитательного процесса) включает в себя условия, методы, формы, средства воспитания, способы организации воспитательной деятельности.

Чтобы спроектироватьмодель организации воспитательного пространства, необходимо выполнить на основе концептуального анализа эмпирического педагогического материала и педагогической литературы, а также собственного педагогического опыта отобрать

‑ наиболее эффективные и управляемые педагогические условия;

‑ основные направления воспитательной деятельности;

‑ виды деятельности;

‑ характерные методы, методические приемы и формы работы, которые направлены на реализацию заявленной воспитательной цели;

‑ выделить технологические особенности их применения в рамках данной воспитательной системы, возможности соединения новых элементов с эффективными элементами воспитательной деятельности, которыми педагог овладел ранее;

‑ выстроить педагогически целесообразную логику и варианты их последовательного применения и взаимодействия, обеспечивающую максимальную включенность ребенка в воспитательный процесс;

‑ выделить, исходя из педагогической практики и существующих теоретических подходов характерные эпизоды, тенденции стимулирования или противодействия развитию исследуемого феномена с целью определения перспективы совершенствования разработанной системы с учетом выявленных возможных «рисков».

При определении направлений содержания воспитательного процесса необходимо учитывать наличие трех групп методов стратегического плана [5], соответствующие трем факторам воспитания (социальная среда, собственная активность человека; оценка других), а именно:

1. Метод организации воспитывающей среды.

2. Метод организации воспитывающей деятельности.

3. Метод организации осмысления ребенком разворачивающейся перед ним жизни (познавательной деятельности, рефлексии).

Данные методы (а, в сущности, основные направления организации деятельности по достижению воспитательных задач) имеют факторный характер и, безусловно, взаимосвязаны. Их можно назвать методами организации жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении.

Нельзя представлять совокупность методов воспитания в качестве суммарных слагаемых. Их взаимосвязь сложнее: они не рядоположны; каждый из них реализуется лишь при реализации других; связь этих методов можно определить как взаимопроникновение. Иллюстрацией тому служит следующее. Ребенок растет в окружении книг – этот фактор становится методом воспитания при условии активного чтения книг ребенком. Но и чтение приобретает статус воспитания, только если педагог способствует осмыслению такого чтения и осознанию ценностей книги.

Из учебного пособия для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого[5]:

Посмотрим, как происходит учет трех факторов воспитания в школьной практике.

Обустраивается дом, в котором протекает воспитательный процесс. Его архитектура, дизайн, внутреннее расположение функционирующих помещений продумывается. Директор школы, как правило, участвует в обсуждении строительных проблем, и его голос не последний в принятии решений. Продумывается устройство школьного двора, сада, площадок. Планировка диктуется воспитательными задачами. Чистота, порядок, красота – основные характеристики предметной среды воспитательного учреждения. Но эту среду воспроизводят в дальнейшем дети, усилиями своими поддерживая порядок, чистоту, воссоздавая красоту.

В этом доме скоро складываются традиции, рождается психологический климат, совершаются события. Каждый из детей каким-то образом реагирует на данную, текущую перед ним жизнь, участвуя в ней, либо отстраняя ее себя от нее. Педагоги, выстраивая содержание школьной жизни, заботятся о том, чтобы в ней был значим каждый ребенок и чтобы каждый ребенок был субъектом жизни школьного дома.

Самая разнообразная деятельность организуется в школе – именно такое разнообразие вовлекает детей в разносторонние отношения к жизни. Если в ходе организованной педагогами деятельности формируются социально – культурные и психологически значимые ценностные отношения, то такого порядка деятельность способствует личностному развитию.

Педагоги школы постоянно апеллируют к сознанию детей, помогая осмыслить важное в жизни человека, раскрывая сущность того или иного явления, участниками либо наблюдателями которого становятся дети, так чтобы постоянно развивалась способность ребенка осознавать свое “Я” в системе социальных отношений и процессе взаимодействия с действительностью.

Метод организации воспитывающей среды связан с формированием в образовательном учреждении определенного уклад как среды духовно-нравственного развития и социального взросления ребенка, интегрирующих в себе взаимосвязи всех сфер жизнедеятельности школы (см. раздел «С чего начать?Или все уже сказано об «Укладе школьной жизни»).

Таким образом, говоря об организации воспитывающей среды как об одном из направлений реализации ценностно-целевых ориентиров программы воспитания и социализации, следует указать следующее:

- создание уклада как системы ценностей, норм, правил, традиций образовательного учреждения;

- формирование общешкольного коллектива;

- организацию системы самоуправления в образовательном учреждении;

- организацию взаимосвязи членов школьного сообщества (прежде всего, школьников) с окружающей социокультурной и природной средой;

- организация систему социального партнерства образовательного учреждения, в том числе работа с семьей.

Организовывать воспитывающую деятельность – значит вовлечь воспитанников во все разнообразие видов деятельности в школе и вне школы, придав ей социально-ценностные черты, тем самым утверждая деятельностью активное отношение к реальности.

Для организации воспитывающей деятельности важны системоинтегрирующие формы, которые, согласно В.А. Караковскому, позволяют объединить воспитательные усилия в «крупные дозы воспитания». К системоинтегрирующим формам относят:

воспитательный центр – межвозрастное объединение учащихся, педагогов и родителей, которое возникает на основе какого-то общего интереса, но проводит разноплановую деятельность не только внутри своего объединения, но и с другими членами школьного коллектива (клуб, объединение, сообщество и т.д.);

воспитательный комплекс – форма интеграции воспитательных воздействий на личность в процессе совместной деятельности детей и взрослых (например: ключевое дело, лагерный коммунарский сбор и т.д.);

социально-педагогический проект – совокупность совместных дел педагогов, учащихся и их родителей, направленных на реализацию какого-либо социально значимого проекта.

К другим способам интеграции воспитательной работы в воспитательной системе ОУ и класса относят:

разработку и осуществление целевых (тематических) программ, например, «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье» (О.С. Газман);

объединение проводимых дел в более крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей, например, «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек» (В.А. Караковский);

систематизацию воспитательных дел и событий по направлениям, связанных с развитием познавательного, ценностного, коммуникативного, физического, художественного потенциалов личности ребенка (например, на основе концепции М.С. Кагана);

- объединение воспитательных событий по направлениям развития личности: этическое, эстетическое, экологическое, гражданское (патриотическое) и т.п.

формирование годового круга традиционных дел, позволяющих оптимально распределить усилия членов школьного сообщества и воспитательные воздействия во времени.

Отдельно описывается система дополнительного образования детей в образовательном учреждении и система организации досуга детей в каникулярное время.

Организовать осмысление жизни как факторный метод воспитания ребенка означает постоянную и неуклонную апелляцию педагога к сознанию ребенка, его развивающейся способности отражать окружающую действительность, выявляя то, что составляет личностно-ценностный смысл: что есть другие люди для моего “Я”? что есть общество для меня? и что есть мое “Я” для общества? в чем смысл жизни? и т. д.

В связи с этим, описывая в программе воспитания организацию осмысления окружающей жизни, следует отметить следующее:

- организацию познавательной деятельности обучающихся;

- организацию системы психолого-педагогической поддержки и индивидуальной работы с учащимися;

- организацию системы психолого-педагогического сопровождения (см. раздел Психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся 5 классов);

При описании организации познавательной деятельности обучающихся отмечается:

- совершенствование содержания образования (в рамках урочной и внеурочной деятельности (факультативные, элективные курсы, курсы в рамках внеурочной деятельности);

- методы, технологии, формы обучения;

- деятельность НОУ (научного общества учащихся) образовательного учреждения;

- формы организации познавательной деятельности учащихся (например, Академия юного эколога, Университет лидера, Школа познания себя, Дискуссионный клуб «Старшеклассник» и др.).

Элементами диагностико-результативного компонента прлограммы являются критерии и показатели эффективности воспитательной системы ОУ;формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки результативности функционирования воспитательной системы.

При этом при разработке диагностико-аналитического инструментария исходят из того, что эффективность – это действенность, результативность в реализации целей воспитательной системы, которая определяется как отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному.

 

Таблица 2

Критерии оценки результативности программы воспитания

Группа критериев оценки Проявления критерии
Критерии факта Наличие или отсутствие признаков, характеризующих целостную определенность процесса, его концептуальные признаки
Критерии качества Степень выраженности определенных личностных качеств и свойств, сформированности знаний, умений, опыта, чувств и т.д., заявленных в воспитательных задачах (и\или образе выпускника)
Качество и количество реальных достижений воспитанников в различных конкретных видах деятельности
Качество детско-родительских отношений
Сформированность и качество социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении
Степень включенности родителей в воспитательный процесс
Степень удовлетворенности членов школьного сообщества жизнедеятельностью в ОУ

 

Следует учитывать, что критерии факта помогают увидеть, существует ли воспитательная система, или только ее предпосылки, тогда как критерии качества помогают получить представление об уровне развития воспитательной системы, ее эффективности. Здесь основными критериями,показывающими, насколько эффективна воспитательная деятельность, безусловно, являются критерии качества. Поэтому они обязательно должны быть отражены в данном компоненте системы. В конечном итоге, диагностико-результативный компонент на этапе разработки можно представить в виде таблицы (Таблица 3).

Таблица 3

Критерии Показатели Методики
1. Состояние здоровья учащихся 1.Состояние психологического здоровья учащихся 2. Состояние духовного-нравственного здоровья   3. Состояние физического здоровья 1. Опросник личной тревожности Спилберга 2. - Модифицированная методика Ч. Осгуда на оценивание отношения учащихся к себе - Методика ранжирования ценностных ориентаций 3. Объективные данные о состоянии здоровья учащихся

 

Ожидаемый результат реализации программы связан с выделенными критериями и показателями. Он формулируется следующим образом:

В процессе реализации программы …..

 

В разделе условия реализации программы должно быть описание нормативно-правовой базы, кадровых, материально-технических и других обеспечивающих ресурсов.

 

Литература

1. БорыткоН.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев.‑Волгоград, 2001.

2. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография. – Волгоград, 2000.

3. Кузьмин С.В. Организация инновационной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения: Методические рекомендации. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2001. с.

4. Методика воспитательной работы: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.:Издательский центр «Академия», 2004.

5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

6. Пилюгина С.А., Акифьева Е.В., Буланов Б.А., Гришанова О.С., Новикова И.В., Павлова М.А., Чанилова Н.Г., Шкель В.Ф. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования: методические рекомендации. – Саратов: СарИПКиПРО, 2012.

7. Степанов Е.Н., Лузина Л.М.. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

8. Цветкова И.В. Как составить и успешно реализовать программу воспитания: Методическое пособие. – М., 2003.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: