Понятие типологии и классификации осужденных в исправительных учреждениях




Психологическая и социальная характеристика личности осужденного

Реферат

по дисциплине «Социально-педагогическая работа в пенитенциарных учреждениях»

 

 

Выполнил: студентка

3ПиСП группы

Дорошенко Кристина

Александровна

_______________________

(подпись)

 

Научный руководитель:

Максимов Андрей

Сергеевич

Старший преподаватель

Оценка ________________

 

«___» _______________ 2017 г.

 

_______________________

(подпись)

Омск, 2017

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..31.Понятие типологии и классификации осужденных в исправительных учреждениях…………………………………………………………...….…….4-5

2. Подходы к типологии и классификации преступников…………………..6-8

3. Пенитенциарно-психологические типологии и классификации………...9-19

4.Вывод…………………………………………………………………………..20

5. Список литературы……………………………………………………….….21

 

Введение

Личность осужденного есть одна из разновидностей личности преступника с поправкой на то, что человек приходит в исправительное учреждение личностью преступника, а, пребывая там становится, личностью осужденного, накапливая те черты, которые свойственны последнему. Поэтому можно утверждать, что понятие «личность осужденного» имеет такие же права на существование, как и понятие «личность преступника». Личности вообще нет, она всегда конкретна. Но эта конкретность воплощает в себе определенные социальные и индивидуальные качества, в которых отразились социальные отношения, имеющие место в данном обществе. Будучи особенной, каждая личность несет на себе отпечаток тех общественных условий, в которых она живет и действует как сознательное, общественное существо. Своеобразие личности осужденного проявляется прежде всего в ее психическом облике: характере, способностях, интересах, установках, отношениях, формирующихся и проявляющихся в деятельности человека. На их развитие большое влияние оказывает та микросреда (ближайшее и непосредственное окружение), в которой протекает жизнедеятельность индивида. В то же время вряд ли можно полностью согласиться с мнением отечественных и зарубежных криминологов и психологов о том, что у лиц, отбывающих уголовное наказание за совершение преступления, особые качества, особая психология, делающие их непохожими на законопослушных людей.1 Наукой доказано, что не существует «ни преступной психики, ни преступной наследственности».

Вероятно, нельзя сводить понятие «личность осужденного» только к влиянию на нее социального окружения, совокупности выполняемых ею социальных функций в местах лишения свободы. Неверно противопоставлять социальное психологическому, поскольку социальные влияния сказываются через психологическое, которое, в свою очередь, есть результат прошлого социального влияния. Именно поэтому в отечественной психологии признано положение известного психолога С.Л. Рубинштейна о том, что личность есть совокупность внутренних условий, через которые действуют внешние причины.

Результаты исследований отечественных ученых показали, что преступники отличаются по ряду параметров от законопослушных граждан. Более того, можно выделить различные психологические типы, которые среди преступников встречаются чаще, чем у законопослушных граждан, а различные категории преступников имеют достоверные отличия друг от друга по ряду психологических параметров и поэтому требуют индивидуализированного психолого-педагогического подхода.

 

Понятие типологии и классификации осужденных в исправительных учреждениях

Психология и классификация осужденных в исправительных учреждениях позволяет индивидуализировать воспитательное воздействие на личность осужденного, дифференцировать систему отбывания наказания, скомплектовать отряды (бригады) осужденных с нормальным социально-психологическим климатом, активизировать участие в воспитательной работе с осужденными всех сотрудников, создать единые режимно-педагогические требования, оказывать психологическую помощь как конкретному осужденному, так и специально созданным для психокоррекции группам осужденных.

Личностные особенности осужденных являются не только важнейшим фактором, детерминирующим дефференциацию способов, форм, методов и путей воздействия на личность, но и условием эффективности процесса ресоциализации. Таким образом, возникает проблема типологии личности осужденного. В современной литературе при этом в большинстве случаев имеют в виду криминологическую типологию личности преступника, дающую представление о степени развития криминальных свойств личности, их стойкости или возможности их изменения в положительную сторону.

Исследование социально-демографических, индивидуально-психологических, психолого-педагогических характеристик значительного массива осужденных позволяет предположить, что основные различия между ними и законопослушными гражданами состоят в направленности личности, «ядро» которой – «смысл» (В.Н. Мясищев, В. Франкл), интегрирующий систему отношений личности к основным человеческим ценностям.

При рассмотрении личности осужденного как совокупности социально-типических свойств и качеств, сложившихся в определенной системе отношений и проявляющихся в определенных способах жизнедеятельности, главное внимание в исправлении и ресоциализации должно быть уделено изменению деформированной системы отношений, что невозможно без переоценки личностно значимых для человека ценностей, без преодоления «экзистенционального вакуума »

Построить общую психологическую классификацию осужденных очень сложно, поскольку, с одной стороны, понятием «осужденный» охватывается большой круг людей, совершивших разнообразные преступления и отбывающих уголовные наказания, с другой – за одинаковыми преступлениями стоят разные по степени криминальной зараженности и личностным качествам люди.

Наличие у людей таких общих типообразующих признаков, как сам факт осуждения, применение уголовно-правовых санкций, изменение социального статуса, социальных ролей, не означает, что их нужно воспринимать как некую однородную общность. В этой связи при назначении и исполнении наказания основополагающим является принцип дифференцированного подхода, реализация которого вызывает необходимость исследования различных типологических групп (М.П. Стурова, 1991).

В отечественной научной литературе различают правовую и психолого-педагогическую классификацию осужденных. Под классификацией немецкий криминолог Г. Шнайдер понимает деление правонарушителей на тех, кого нужно исправлять, и тех, кого нужно охранять.

Путем классификации пытаются разбить всю массу осужденных на группы, чтобы обеспечить каждому из них то индивидуальное воспитательное воздействие (обращение), в котором он нуждается.

Классификация – непрерывный процесс, поскольку воздействие имеет целью изменение личности осужденного. Чтобы она была успешной, ее постоянно должны разрабатывать разные специалисты (криминологи, психологи, психиатры, социологи, педагоги, социальные работники).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: