Рефлексивная система обучения школьников биологии




Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования к системе обучения в школе, следовательно, необходимы новые подходы к организации учебновоспитательного процесса. Актуальной и необходимой задачей сегодня является создание такой системы обучения, которая сможет обеспечить условия развития формирующейся личности ученика.

Сегодня все большее число ученых и учителей-практиков осознают необходимость развития у обучающихся рефлексивных способностей и рефлексивной культуры.

Рефлексия (от позднелат. Reflexio – обращение назад) – это обращение внимание субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также на какоелибо их переосмысление. Т.е. это обращение внимания на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования и т.д.

Согласно Тейяру де Шардену, рефлексия – то, что отличает человека от животных; благодаря ей человек может не просто знать нечто, но еще и «знать о своем знании». В психологических исследованиях рефлексия выступает как базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей жизнедеятельности.

Активное изучение рефлексивных процессов и перенесение полученных результатов на деятельность учителя и учащихся объясняется тем, что рефлексия является одним из базовых механизмов реализации активности человека, одним из средств его саморазвития. Целенаправленное рефлексивное взаимодействие учителя и учащихся может быть основой успешного управления обучением.

Ю.Н. Кулюткин один из первых рассматривал рефлексивное управление учителем учебнопознавательной деятельностью учащихся. Результативность взаимодействия учителя и учащихся зависит от рефлексии педагога и от его умения использовать рефлексию школьников для организации обучения.

Ученик может овладеть рефлексией, если во время учебных занятий будут создаваться ситуации, в которых учащиеся будут тренироваться в способах оценки своих результатов, обнаружении проблем, осознании смысла и способа собственной деятельности. Рефлексивной деятельности необходимо обучать. Техника рефлексивной работы включает приемы рефлексивного выхода, т.е. такого поворота сознания, в результате которого человек видит себя и свою ситуацию извне, с позиции наблюдателя.

Рефлексия в контексте процесса обучения – это отражение чувств, возникающих у учеников в ходе занятия, приводящее к усовершенствованию дальнейшей работы учителя и учеников, это анализ успеха и неуспеха на каждом этапе урока, конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта в результате преодоления его силой воли собственного характера.

Благодаря проведению рефлексии достигается значительный образовательный эффект:

-рефлексия создает условия для внутренней мотивации на деятельность, для приближения содержания обучения к ребенку;

-эффективность в овладении учащимися необходимыми учебными действиями обеспечивается только при включении направляемой рефлексии, за счет которой выделяют этапы деятельности.

Осуществляя на уроке рефлексию, ученики усваивают соответственные мыслительные процедуры, что очень важно для последующей успешности во взрослой жизни.

Приступая к разработке рефлексивной системы обучения биологии, необходимо определить, что включает в себя система обучения. Согласно работам Ю.К. Бабанского, методическая система обучения представляет собой совокупность 5 взаимосвязанных компонентов:

-целевого;

-содержательного;

-операционно-деятельностного – методы, формы и средства обучения, или методическое обеспечение;

-контрольно-регулятивного – контроль преподавателя за ходом решения задач обучения, самоконтроль;

-оценочно-результативного (рефлексивного) – оценка и самооценка процесса, результатов обучения, выявление причин отклонения, постановка новых задач.

Методическая система обучения должна быть нацелена на усвоение знаний и формирование критического мышления обучающихся, создавая условия для проявления самостоятельности и активности школьников в процессе обучения биологии. Дидактические воздействия должны вызывать активность обучающегося с целью формирования прочных, действенных и осмысленных знаний и компетенций по биологии, рефлексии.

Для того, чтобы школьник смог перейти от изучения эмпирических понятий по биологии к применению знаний в практической деятельности, необходимо последовательно освоить три базовые формы деятельности – знаковую, моделирующую и проектную. Сущность рефлексивного усвоения биологии отражена в логике движения школьников в предмете: ученики овладевают осознанно системой биологических знаний при осваивании знаковой формы деятельности (например, изучают знаковую символику Г. Менделя и основные понятия в генетике); последовательно приобретают умения и навыки биологии (учатся решать задачи по генетике), продвигаясь в моделирующей деятельности; учатся создавать проекты, осуществлять исследования в рамках прохождения базовой формы деятельности (проводят исследование, например, по изучению влияния факторов среды на модификационную изменчивость в популяции белого клевера). Последовательно формируется биологическая компетентность школьников, рефлексия и критическое мышление.

Освоение школьного курса биологии предполагает определенную логику движения учащегося в предмете и саморегуляцию этого движения. А.С. Шаров включает в самостоятельную регуляцию движения в предмете три уровня активности личности:

-операционный: ученик решает частные задачи, выполняет только отдельные операции – уровень ситуативной активности (исполнитель);

-тактический: ученик успешно использует всю совокупность наличных средств и способов деятельности для решения учебно-познавательных задач в изменяющихся условиях (активный деятель);

-стратегический: ученик свободно решает ситуационные задачи, ориентируется в изменяющихся ситуациях, самостоятельно определяет место и цели собственной деятельности в соответствии с общими целями коллектива (творческий человек).

Стратегический уровень деятельности соответствует творческой активности личности.

Целевой компонент

Задачи:

-предметные: формировать и развивать у школьников знания, умения и навыки в области биологии, ключевые компетенции, умения и навыки самостоятельной работы;

-метапредметные: способствовать саморазвитию биологической компетентности, формировать и развивать рефлексию в учебной деятельности, критическое мышление, активность учащихся;

-личностные: формировать и развивать личностные качества выпускника.

Ведущей является развивающая цель, для реализации которой необходима активность школьника. Она должна проявляться в диалогах между обучающимся и учителем, а также учеников между собой. В процессе обучения биологии учителю необходимо вести диалог с учениками, так как это способствует развитию критического мышления и повышению качества обучения. Во время уроков биологии, лабораторных занятий учителю нужно задавать школьникам вопросы на осмысление материала (нового и ранее изученного), тем самым способствовать системному простраиванию всего курса, т.е. учитель помогает ученикам связать новый материал с ранее изученным, осмыслить и переосмыслить усвоенную информацию. Для этого необходим диалог, который поможет глубже разовраться в изучаемом материале, и в свете новых знаний критично отнестись к ранее изученному, имеющемуся опыту. Вопросы учителя должны побуждать школьника к переосмыслению ранее изученного, вести к конкретизации или практическому применению теоретических знаний. Сама форма вопроса должна учить прогнозировать, находить взаимосвязи между изучаемыми биологическими понятиями, явлениями и объектами. С помощью ведения диалога необходимо помочь учащимся критично относиться к новой информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: