СОЦИОЛОГИЗМ КАРЛА МАРКСА




КАРЛ МАРКС КАК СОЦИОЛОГ

 

Выполнил: Щерба Арсений Алексеевич

магистрант кафедры истории славянских народов

Проверил: Кавецкий Святослав Тихонович

доцент кафедры политологии и социологии,

кандидат философских наук

 

 

 

Брест 2017


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

БИОГРАФИЯ................................................................................................................4

МАРКСИЗМ...............................................................................................................11

СОЦИОЛОГИЗМ КАРЛА МАРКСА.......................................................................15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................20

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................21

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Карл Маркс — один из самых знаменитых и влиятельных социальных мыслителей XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движений по всему миру. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность государственной религии. Конт провозгласил себя первосвященником новой религии, но в действительности не стал им. Маркс, наоборот, выступая против религии как таковой, стал родоначальником нового светского культа. Его собственная фигура в связи с этим превратилась в объект сакрализации (освящения) либо с положительным, либо с отрицательным знаком. Маркса воспринимали и воспринимают то как мессию, то как посланца дьявола.

Очевидно, что в этих обстоятельствах рассматривать Маркса как ученого чрезвычайно трудно, тем более что сам он не разделял в своей деятельности научную и практическую стороны. Тем не менее, он занимает важное место в истории социальной науки, поэтому изучать его вклад в эту науку необходимо. Но для того чтобы это стало возможно, требуется отделить Маркса - ученого от Маркса - политика, пророка и идеолога. И в данном реферате мне бы хотелось не только рассмотреть основные аспекты социологии Маркса, но и подробно осветить личность этого разностороннего человека.

 

 

БИОГРАФИЯ

Родился Карл Маркс 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире (Рейнская провинция Пруссии) в еврейской семье либерального адвоката, принявшего лютеранство для того, чтобы сохранить свою практику. Поэтому отношение к религии в его доме всегда было очень отвлеченным12.

После окончания в 1835 г. гимназии в Трире Маркс учился вначале на юридическом факультете Боннского университета. Вначале он еще посещал лекции по специальности, но потом увлекся эпикуреизмом (философией Эпикура в ее популярной, склоняющей к наслаждениям форме) и бурным досугом Трирского студенческого землячества, главные уставные цели которого - «не давать спуску аристократам и почаще напиваться». В результате юный первокурсник за неполный год обучения сменил десяток мест проживания и дважды попадал в карцере (под арест): за пьяный дебош в ночное время и ношение огнестрельного оружия. Зато до экзаменов дело так и не дошло - точнее учащийся сдавать экзамены не явился ни разу. Тяжело больной отец (Генрих Маркс) накануне собственной смерти успел перевести сына из «развращающего Бонна» в столичный Берлинский университет.1

Изучая право в берлинском университете, Карл собирался стать поэтом и романистом и бойко сочинял богоборческие стихи в духе немецких романтиков. Увлекся философией Гегеля, был азартным игроком в карты. Не избегал дуэлей и рано научился презирать и высмеивать обряды добропорядочного общества. В это время он становится участником так называемого «Докторского клуба», куда входят радикально настроенные младогегельянцы. Дискуссии в этом кружке оказали глубокое влияние на содержание и стиль мышления Маркса13. В 1841 г. Маркс оканчивает университет и затем получает диплом доктора философских наук Иенского университета; тема его докторской диссертации: «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура»2.После защиты блестящей диссертации он становится влиятельным публицистом, а потом и редактором в «Рейнской газете». В жизни и деятельности К. Маркса начинается выделяемый учеными период молодости 1841­­—1847гг. Именно с этого времени появляется литература, где по-новому интерпретируется учение Маркса, воспринимаемое сквозь призму работ его молодости. Среди работ этого периода выделяются абота, названнуя «Экономическо-философские рукописи», «Немецкая идеология», «Святое семейство». Начиная с 1 8 4 8 г. и до конца своих дней Маркс явно не выступает в качестве философа, он становится социологом и еще больше — экономистом4.

В это время в рейнской области сосредоточилась тогда наиболее сильная и независимая прусская буржуазия, мечтавшая об избавлении от прежних феодальных порядков под флагом народной демократии. Этому классу нужен был голос, зовущий к переменам. Однако, газету вскоре закрыли по личной просьбе русского царя Николая Первого, усмотревшего в статьях Маркса русофобию.13

Сделавшись нежелательной персоной в своей стране, он переезжает в Париж, где близко сходится с анархистами и социалистами. Знакомится с Энгельсом, сыном текстильного фабриканта и тоже социалистом. Дружит с известным поэтом Генрихом Гейне. В 1843 г. Маркс женится на подруге своего детства Женни фон Вестфален, которая всю жизнь вместе с ним стойко переносила огромные трудности и лишения. Многодетная семья Маркса постоянно бедствовала: его журналистские гонорары и материальная помощь его друга и соратника Энгельса не могли обеспечить его семье нормального существования2. На склоне лет в одном из писем Маркс признавался, что если бы ему пришлось начать жизнь сначала, он снова бы выбрал свой жизненный путь, связанный с невзгодами и лишениями, но никогда бы не женился, чтобы не обрекать свою семью на страдания15. Ему с женой пришлось пережить смерть трех малолетних детей. С молодых лет Маркс жил в эмиграции и постоянно подвергался высылке. В конце концов его второй родиной стала Англия, где он жил с 1849 г. В Лондоне он также переживает нелегкие времена. Порой ему приходится закладывать свой сюртук, и в такие дни он не может ходить в библиотеку Британского музея, где он обычно изучает «синие книги» (сборники документов по текущему положению дел британского пролетариата) и работает над первыми набросками к «Капиталу»7. Отчасти причиной такого бедственного положения был и сам образ жизни К. Маркса. Вот как один (очень добросовестный) полицейский соглядатай описывал поведение «находящегося под негласным надзором»: «Маркс ведет жизнь истинного представителя интеллектуальной богемы. Он очень неряшлив и бесхозяйственен, редко моется, чистится и меняет белье, к тому же любит напиваться и быстро пьянеет. Зачастую слоняясь без дела днями напролет, он ложится спать и просыпается, когда ему вздумается. Иногда не спит всю ночь и все утро, к полудню укладывается в одежде на диван и спит до вечера, и ничто в мире не способно ему помешать. В его квартире нет ни одного целого предмета мебели. Все поломано, покрыто пылью, в большом беспорядке. Посреди гостиной стоит большой стол, покрытый подобием скатерти. На нем рукописи, книги, газеты, клочки ткани от шитья его жены, треснувшие чайные чашки, грязные ложки, ножи, вилки, свечи, чернильницы, стаканы, трубки, табачный пепел – все это вперемешку. Когда входишь к Марксам, дым от угля и табака ест глаза, точно в пещере. Гостя приглашают присесть на детский стульчик, но он не вычищен, так что можно измазать брюки. Все это нимало не смущает ни Маркса, ни его жену»3.

В Лондоне и вообще в Европе после 1848 года под легальной вывеской комитетов поддержки немецких политэмигрантов тайно действует сеть радикальных социалистов, и Маркс — ее стратег и вдохновитель. В 1849-м он читает радикалам лекции на втором этаже паба «Красный лев».

В 1850-х Маркс публикуется в американской прессе и неоднократно предсказывает близкую общеевропейскую революцию. Особенно его вдохновляет международный финансовый кризис 1857 года, и он с новой страстью обращается к экономическому анализу системы.810

Из-за своих взглядов и публикаций Маркс находился в постоянной конфронтации с различными политическими движениями, причем не только буржуазными, но и рабочими и социалистическими. Наконец, он, безусловно, оказался маргиналом в классовом смысле: будучи выходцем из состоятельного социального слоя, он решительно выступил против него, провозгласив необходимость диктатуры пролетариата. Политический радикализм Маркса был тесно связан с такими особенностями его личности, как властность, безапелляционность суждений и нетерпимость по отношению к чужим мнениям. Для этого, «демократического диктатора» в принципе был чужд жанр диалога, он признавал только полемику, конфронтацию, борьбу. Во многих сочинениях Маркса полемика перерастает в обыкновенную брань, ирония - в злобный сарказм.

В 1860-х он фактический лидер «Интернационала» (Международного товарищества рабочих) — боевого штаба грядущей международной революции пролетариата, как видит он сам эту организацию.
В 1869-м Маркс поддерживает ирландских политзаключенных, полагая, что ирландский вопрос может запустить новую английскую революцию.
Но главным интеллектуальным итогом его жизни станет «Капитал», над которым он с перерывами работает 25 лет, по много раз переделывая текст и утверждая, что автор не может публиковать одну и ту же мысль в той же форме по прошествии полугода. Вот как описывает работу К. Маркса над «Капиталом» немецкий философ Ф. Меринг: «Характерной чертой Маркса до конца его жизни было то, что неутолимая жажда знания заставляла его быстро набрасываться на самые трудные проблемы, а неумолимая самокритика мешала ему столь же быстро преодолевать их. Маркс больше кормил надеждами, чем их выполнением». При этом всем верилось, что «Маркс может сделать очень много, если только возьмется за дело», «никому и в голову не приходило относить задержки за счет его небрежности или лени, так как они (задержки) объяснялись лишь чрезвычайным обилием мыслей и ненасытной самокритикой Маркса». 12 Был, разумеется, неугомонный «заказчик» – Энгельс, постоянно пытавшийся понудить «исполнителя» к завершению многотомного исследования. Но дальше первого тома дело никогда не заходило. Поэтому при жизни Маркса выходили из печати только различные модификации общих теоретизирований на тему «труда и капитала».

Товарищ Маркса Вильгельм Вольф завещал ему после смерти основную часть наследства, и Маркс настолько растроган, что посвятит Вольфу первый том «Капитала», наконец-то вышедший в 1867 году.

Маркс внимательно следит за драмой «парижской коммуны». Это первый пример рабочего самоуправления. Маркс видит в нем живую иллюстрацию правоты своей теории и подтверждение своих прогнозов. Вооруженные трудящиеся уже делают то, что предлагается в «Капитале», но будут безжалостно расстреляны на улицах.
В 1871 году французская пресса обвиняет Маркса в том, что он из-за границы руководил парижскими коммунарами. Журналисты спорят о том, на какую именно разведку он работает.

В 1870 году Маркс учит русский, чтобы лучше понять аграрное законодательство в России. В переписке со своим русским переводчиком Николаем Даниельсоном Маркс предсказывает в ближайшем будущем подъем и мировое лидерство США. Он ожидает, что пролетарская революция начнется в наиболее промышленно развитых странах, т. е. в Америке или в Англии. По Марксу, такая революция может быть только международной и достигнуть социализма в обособленной стране в принципе невозможно.
В последние годы жизни он склоняется к тому, что в самых цивилизованных странах переход к социализму возможен мирным и парламентским образом или, по крайней мере, будет оплачен малой кровью. Многие товарищи Маркса сочтут такие его рассуждения тактической хитростью.
Во Франции 1870-х первый том «Капитала» издают в виде серии отдельных брошюр. Русскому переводчику Маркс рекомендует взять за образец это французское издание. Французский перевод был сделан Ж. Руа, а позднее отредактирован самим Марксом, посчитавшим перевод Руа слишком буквальным и плоским. Каноном для перевода на большинство языков в итоге станет четвертое немецкое издание (1890), подготовленное Энгельсом. 1

Маркс периодически берется за наброски к следующим томам «Капитала»,но безуспешно. Кончина Маркса сделала дальнейшее ожидание бессмысленным, и Энгельсу пришлось самостоятельно сооружать продолжение – второй и третий тома «Капитала» из обнаруженных черновиков, писем и конспектов произведений известных экономистов. Вдобавок (уже после смерти Энгельса) выдающийся немецкий марксист Карл Каутский составил из тех же конспектов трехкнижье «Теории прибавочной стоимости» - превращенное советскими коммунистами в четвертый том «Капитала».То есть увидела свет не «книга всей жизни», а самая крупная в истории науки подборка разрозненных мыслей и выписок.

В старости Маркс приобрел не только всемирную славу, но и некоторую респектабельность. Им интересуется королевская семья. Его близкие друзья и ученики в последние годы его жизни создают социалистические организации в большинстве стран Западной Европы.

После «Капитала» автор планирует всерьез взяться за литературную критику (написать книгу о Бальзаке) и математическую логику, но умирает от туберкулеза в 1883 году, завещав Энгельсу привести в порядок и опубликовать оставшиеся тома — двадцать три тетради черновиков.

 

МАРКСИЗМ

Учение Маркса представляет собой единое, недифференцированное целое, в котором научные и практические вопросы тесно переплетаются. В отличие от Конта, у которого «научная» и «практическая» стороны приходятся главным образом на разные периоды деятельности, у Маркса они пересекаются постоянно. Маркс несомненно осознавал специфику научного поиска истины и считал себя ученым. Но наука была для него не самоцелью, а прежде всего средством и частью практического революционного преобразования мира. Маркс ясно выразил эту позицию в самом знаменитом из знаменитых «Тезисов о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»5. Прежде чем говорить непосредственно о марксизме надо иметь ввиду, что всякая интерпретация взглядов Маркса - это всегда, так или иначе, их реконструкция. Так происходит в какой-то мере с любой масштабной теоретической системой, но с марксовой - особенно. Во-вторых, существует огромное множество самых разнообразных, противоречивых и взаимоисключающих интерпретаций наследия Маркса. Это многообразие усиливается тем, что в процессе своего распространения в качестве политико-идеологической системы марксизм получал истолкование в зависимости от того, на какую социальную, национальную, культурную почву он попадал, в какой среде он функционировал. К настоящему времени в мире существует огромная марксистская и марксологическая литература, по масштабам и стилю напоминающая тексты по теологии и библеистике.

В результате «марксизм» отделился от своего создателя и стал жить собственной жизнью. Это началось еще при жизни Маркса; так, по поводу своих французских последователей конца 70-х годов он говорил: «Я знаю только одно, что я не марксист».2 После его смерти этот процесс значительно усилился. В результате к настоящему времени существует такое множество разнообразных интерпретаций и трактовок его учения, иногда весьма причудливых, что правильнее говорить уже не о марксизме, а о марксизмах.

Марксизм вызывал и вызывает неодназначную реакцию среди современников и потомков. Виднейший критик марксизма, знаменитый антикоммунист К.Р. Поппер в своей самой известной книге «Открытое общество и его враги» пишет: «Улучшить тяжелейшие и недостойные условия труда, сделать их более достойными человека, уменьшить объем тяжелой работы до такого уровня, чтобы мы все смогли быть свободны какую-то часть нашей жизни. Я считаю, что это и есть центральная идея Марксова взгляда на жизнь – центральная в том числе и потому, что мне она кажется наиболее влиятельной из всех его идей». Аналогичную оценку дал и Бертран Рассел, назвавший философию Маркса «ответвлением либерализма».Знаменитый психоаналитик Э. Фромм еще категоричнее размежевал Маркса и типичных марксистов: Нигде нет большей путаницы и искажений Маркса, как в изображении советских коммунистов, реформ-коммунистов и капиталистических критиков социализма, ибо все они в один голос твердят, что Маркс стремился исключительно к улучшению экономического положения рабочего класса и хотел отмены частной собственности для того, чтобы рабочий имел то же самое, что имеют капиталисты. Социализм Маркса имеет много общего со всеми великими гуманистическими религиями мира.Только в данном случае забота о душе человека была выражена не теологическим, а философским языком».

В целом суть марксизма заключается в материалистическом понимании истории, экономики и социальных трансформаций основанном на принципе естественно-исторического развития общества. По Марксу, исторически первичное бесклассовое общество сменяется классовым, внутренне противоречивым обществом, которое в свою очередь сменяется бесклассовым, но высокоразвитым коммунистическим, где будут сняты социальные противоречия. Двигателем социального развития является непрекращающаяся борьба между антагонистическими классами. В рамках материалистического понимания истории Маркс создает типологию обществ, классифицируя их по общественно-экономическим формациям6.

Общественно-экономическая формация — это конкретно-исторический тип общества, главнейшей характеристикой которого является тип господствующих в нем производственных отношений. Согласно взглядам Маркса, каждый экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются внутренние противоречия, или слабые места, подтачивающие его изнутри. Основы нового строя начинают формироваться в недрах существующего. По Марксу, ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые производственные отношения никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования. Маркс приводит такую последовательность: на смену рабовладению приходит феодализм, который сменяется капитализмом, капитализм — социализмом и, наконец, социализм — коммунизмом (высшей стадией развития общества)11.Важным социокультурным следствием капиталистических отношений, на котором акцентировал внимание Маркс, является отчуждение — утрата полноты человеческого, культурного, личностного бытия перед лицом накопления капитала. Обезличивание касается как наемного работника — пролетария, от которого в труде отчуждается не только продукт, но и сама человеческая сущность, так и капиталиста, для которого все богатство и разнообразие культурной и общественной жизни сводится к погоне за прибылью. Согласно Марксу, политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества. Экономический базис общества — способ производства материальных благ и классовая структура — влияет на формирование всех социальных институтов. Когда один класс распоряжается самыми насущными средствами, с помощью которых люди обеспечивают свое существование, в его руках оказывается «система рычагов», необходимых для формирования в собственных интересах прочих аспектов институциональной жизни — надстройки. Однако экономическая система воздействует на надстройку не односторонне. Надстройка в свою очередь оказывает влияние на экономический базис и изменяет его. Маркс полагал, что, когда рабочий класс вооружит себя революционной идеологией, способной повысить классовое самосознание, он свергнет существующий общественный порядок и установит новый подлинно гуманистический строй — коммунизм.

СОЦИОЛОГИЗМ КАРЛА МАРКСА

Определить научную «специальность» Маркса непросто, как непросто отделить его научную деятельность от публицистической и политико-практической. Его труды носят междисциплинарный характер. Но к какой бы научной дисциплине или жанру формально ни относилась та или иная его работа, ему было присуще социологическое видение исследуемой проблематики. Идеи, понятия, проблемы, которые он разрабатывал в своих философских, исторических, экономических, публицистических трудах, являются социологическими по сути и составляют вклад в развитие социологии как науки. Это относится, в частности, к таким его трудам, как «Немецкая идеология» (написанная в соавторстве с Энгельсом), «Нищета философии» (1847), «К критике политической экономии» (1859)9, «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (1850), «Капитал» (т. I, 1867; тт. II-III изданы после смерти Маркса Энгельсом)

Сам Маркс не использовал в них термин «социология». Это неудивительно, учитывая, что термин этот в его время, во-первых, еще не утвердился более или менее прочно, во-вторых, связывался исключительно или главным образом с доктриной Конта, к которой Маркс в целом относился отрицательно. Его социологические идеи рассеяны в самых разных произведениях. К тому же эти идеи очень часто излагаются не в форме поэтапного развертывания, а в форме полемики с теми или иными оппонентами, иногда известными, иногда малоизвестными или безвестными.

Тем не менее, Маркс активно пользовался социологическими методами в практической деятельности. Свое первое социологическое исследование он провел еще в 1843 г. Изучив многочисленные документы, а также опросив крестьян и чиновников, Маркс пришел к выводу о противоречии между «действительной картиной мира», отражающей бедственное положение мозельских виноделов, и той его картиной, которая складывалась в бюрократических канцеляриях. Здесь же Маркс поднимает и ряд важных методологических вопросов, касающихся, в частности, социальной позиции исследователя и влияния ее на сбор первичной информации. По просьбе Б.Малона, издателя журнала "Социалистическое обозрение", Маркс в 1880 г. разработал «Анкету для рабочих». Они включала около сотни вопросов, затрагивающих условия труда и характеристики рабочего места, продолжительность рабочего дня и ритм производства, заработную плату и уровень жизни. При подготовке своей главной работы - «Капитала» Маркс проанализировал огромное количество экономических данных, в частности, отчеты английских фабричных инспекторов, публикации в прессе и т.д. Когда ему недоставало официальной статистики, Маркс организовывал собственные исследования. Программа одного из них была принята Базельским конгрессом 1 Интернационала и касалась форм занятости и социально-экономического положения рабочего класса.

В целом, Карл Маркс отметился в нескольких важнейших сферах, имеющий отношение к социологии:

1. Отстаивал доминирование материальных и экономических факторов в жизни социума.

Принципиальный вопрос, имеющий для социологии первостепенное значение, — это вопрос о взаимодействии материальных и духовных ценностей в жизни общества. Маркс выдвинул и обосновал ту независимую переменную, которая, по его мнению, играет решающую роль, —способ материального производства. При этом он отстаивал положение о первичности бытия по отношению к общественному сознанию не в смысле появления во времени сначала первого, а затем второго, а в плане признания решающей роли первого в процессе взаимодействия. Отправным пунктом анализа всех обществ для Маркса являлось выяснение состояния производительных сил, научного и технического знания, материальных отношений между людьми. Субъективные чаяния людей являются отраженим прежде всего этих отношений и поэтому не могут выступать в качестве главного, решающего фактора общественных перемен. Маркс в работе «К критике политической экономии» отмечал: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

2. Выделил главную задачу социолога-марксита.

Главной задачей социолога по Марксу является рассмотрение существующих способов производства и поиск противоречий т.е. материального и классового различия существования индивидуумов, которые могли бы привести к революции: «главной движущей силе прогресса. «в действительности и для практического материалиста, т.е. для коммуниста, всё дело заключается в том, чтобы революционизировать существующий мир, чтобы практически выступить против существующего положения вещей и изменить его.»

3. Анализировал социальный конфликт, классовою борьбу и революцию.

По Марксу, принадлежность человека к классу, его социальные интересы обусловлены, прежде всего, экономическими отношениями. Во всех известных ему обществах характер этих отношений был таков, что социальное положение подавляющего большинства индивидов довольно жестко регламентировалось от момента их рождения и до самой смерти. Такое положение вещей в принципе не исключало определенную социальную мобильность. Но она ограничивалась лишь отдельными индивидами, что не оказывало существенного влияния на социальную жизнь в целом. Классовое деление приводило к тому, что одни группы людей благодаря своему социальному положению имели материальные, политические и иные привилегии, другие, напротив, лишались необходимого для существования и выживания14. В социальной поляризации Маркс видел источник антагонизма классов, глубинную причину классовой борьбы. Таким образом, по Марксу, люди являются продуктом общества и прежде всего объективного положения в процессе производства. Но, будучи вовлеченными в классовую борьбу, они сами становятся творцами общества. Маркс допускал разные формы классовой борьбы. Он не отрицал значимость мирных форм борьбы в рамках профсоюзного движения, но считал, что реформистская борьба, по крайней мере, в ранний период развития капитализма, не разрешит проблему антагонизма, не приведет к преодолению отчуждения трудящихся от средств производства. Кардинальное решение проблемы он усматривал в социальной революции. Здесь следует прежде всего отметить,что его идеи рассматриваются в контексте социокультурных ценностей того времени и пространства, в которых он жил. Поэтому неправомерно отождествлять его воззрения с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и другие идеологии., где используются авторитет и отдельно взятые идеи марксизма как средство привести в жизнь политические идеи самого разного толка.

4. Первым начал разрабатывать социологию познания.

Маркс считал, что, подобно тому как о человеке нельзя судить на основании того, что он сам о себе думает, так и об обществе и социальных группах невозможно судить на основании тех представлений, которые они сами о себе создают. Поэтому задача социальной науки - обнаруживать скрытую, глубинную социальную реальность, которая лежит в основе разнообразных идей, представлений, знаний, верований. Маркс одним из первых разрабатывал это положение, на котором базируется не только социология познания, но и вся социология целиком.

Наиболее концентрированное выражение социологический подход к познанию нашел в марксовой концепции идеологии. Под идеологией Маркс понимал сознательное и бессознательное мифотворчество, призванное, во-первых, заменить подлинную социальную практику, во-вторых, замаскировать свою связь с этой практикой. Общество и, прежде всего, господствующие классы представлялись ему своего рода гигантскими фабриками по производству иллюзий: политических, юридических, научных и, тем более, религиозных, моральных и художественных. Подлинная же наука, которая не связана с сохранением социального статус-кво, которая «разгадала» связь этих иллюзорных образований с экономическими и политическими интересами противоборствующих социальных сил, является, по Марксу, антиподом идеологии. Только в будущей коммунистической формации социальные отношения станут настолько простыми, ясными и прозрачными, что идеологии исчезнут, так как исчезнет потребность в этом надстроечном камуфляже.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Маркс внес важный вклад в открытие социальной реальности, рассматривая общество как систему связей и отношений между индивидами, как фактор и результат трудовой деятельности людей, которые одновременно формируют социальные системы и формируются ими. Общество, по Марксу, не просто «включено» в природу; оно находится с ней в сложных отношениях взаимообмена благодаря труду, который связывает его с природой и вместе с тем противопоставляет его ей.

Хотя Маркс не использовал термин «социология», он фактически разрабатывал синтетическую науку об обществе, которая в действительности соответствует признакам социологии как науки. К тому же, Маркс и Энгельс одними из первых стали использовать эмпирические социологические исследования в своих теоретических работах.

Однако, К. Маркс всерьез не задумывался над тем, как его учение будет реально функционировать в различных социальных средах (в том числе в пролетарской среде), как оно будет пониматься и применяться. Ему представлялось это вполне очевидным: достаточно одержать теоретические победы над оппонентами, чтобы учение понималось и применялось так, как это представляется ему самому. Между тем, учение было многозначным, противоречивым и незавершенным. А оказываясь впоследствии на разной социальной почве, в различных обществах, социальных классах и слоях, оно истолковывалось и функционировало по-разному и далеко не так, как это представлялось Марксу.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: