АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ АО «КЗА» (SWOT-АНАЛИЗ)




SWOT-анализ – это метод стратегического планирования, заключающийся в анализе факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Для АО «Костромской завод автокомпонентов» матрица SWOT представлена в Приложении 4.

Выводы по SWOT-анализу:

1. Расширить предлагаемый ассортимент продукции

2. Регулярно проводить мониторинг потребностей потребителей

3. Регулярно проводить анализ действий среди конкурентов

4. Рационально использовать свободные площади завода

5. Реинжиринг производства.

Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.

Разрабатываемая стратегия должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз.

Таким образом, рассмотрев возможности АО «КЗА», его слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить стратегию фирмы, при этом опираясь на цели организации.

 

ПЛАНИРУЕМОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Основными целями деятельности предприятия в настоящий момент являются:

1. Разработка и производство высокотехнологичной промышленной продукции, её реализация на внутреннем и внешнем рынках

2. Устойчивое и динамичное развитие завода

3. Модернизация производства и освоение выпуска инновационной продукции

4. Развитие кадрового потенциала при обеспечении социальной стабильности и повышении качества жизни работников завода.

Главная стратегическая цель – формирование и стабильное развитие экономически эффективной и высокотехнологичной компании мирового уровня.

Краткосрочные цели:

1. Сохранение и развитие накопленного производственного потенциала

2. Устойчивое экономическое и социальное развитие завода.

Среднесрочные цели:

1. Удержание конкурентных позиций на рынке высокотехнологичной продукции ЦПГ

2. Увеличение объема продаж продукции ЦПГ, выпускаемой заводом.

Долгосрочные цели:

1. Повышение конкурентоспособности продукции завода на внешнем и внутреннем рынках

2. Увеличение доли рынка.

Для АО «КЗА» можно сформулировать следующие основные цели развития по направлениям:

Прибыль: увеличение прибыли организации на 40-50%.

Качество: увеличение качества продукции и производительности труда на 5-10% за 15 лет.

Доля рынка: увеличение доли, занимаемой фирмой на внутреннем рынке на 10-15%, полноценный выход на мировой рынок как самостоятельного предприятия.

Ресурсы: использование в своей деятельности только высококачественного, удовлетворяющего современным требованиям сырья и материалов для достижения удовлетворения потребности клиентов в качественной продукции.

Цена: снижение цены на производство продукции за счет снижения издержек производства.

Технология: модернизация процесса производства продукции ЦПГ за счет введения новых операций в схему производства, использования современного оборудования.

 

 

ПРОЦЕСС ПЕРЕХОДА ИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПЛАНИРУЕМОЕ

Для достижения цели развития предприятия вырабатывается стратегия, реализация которой в свою очередь требует четкого формулирования поставленной цели.

В соответствии со своей миссией, а также постоянно изменяющимися условиями внешней среды, мы разработали инновационную цель развития АО «КЗА», которая имеет следующую формулировку: увеличение доли рынка на 10-15% и прибыли на 40-50% в течение 15 лет за счет улучшения качества производимой продукции.

Данная цель является комбинацией вышеназванных целей по доле рынка, прибыли и качеству продукции, которые являются на данном этапе стратегически важными для организации. Другие перечисленные цели (по цене, технологии и ресурсам) будут подцелями для реализации главной цели организации.

Для достижения этой цели предприятие будет улучшать качество производимой продукции, за счет модернизации существующей схемы производства. Технологии немного устарели, надо их обновлять.

В результате проведенного анализа мы пришли к выводу, что для рассматриваемой нами организации возможными стратегиями развития могут быть:

1. По модели базовых стратегий роста – стратегия развития рынка и стратегия разработки товара (услуг)

2. По модели 5 конкурентных стратегий М. Портера – стратегия оптимальных издержек

3. По матрице «покупатель-продавец» – стратегическое партнерство

4. По матрице «издержки-цены» – сохранение и усиление сегодняшних позиций организации.

Проанализировав разные варианты стратегий развития предприятия АО «КЗА», более перспективной при реализации может быть стратегия инноваций, предусматривающая создание принципиально новых товаров или технологий. Это позволит расширить рынок, и, следовательно, привлечь новых потребителей. Стратегия сокращения, в свою очередь, позволит предприятию получить необходимые средства для развития новых производств и частичного перевооружения старых с целью улучшения качества производимой продукции.

Таким образом, общая стратегия инновационного развития данной организации может быть сформулирована следующим образом:

Развитие и расширение своей доли рынка, увеличение прибыли за счет модернизации процесса производства, использования новых материалов и внедрения нового, более совершенного оборудования. При этом деятельность организации должна быть ориентирована на улучшение её сегодняшней позиции на рынке за счет взаимовыгодного партнерства с фирмами-клиентами на основе достижения оптимальных издержек. Это будет выгодно как потребителям продукции, так и самому АО «Костромской завод автокомпонентов».

Рассчитаем, как скажется проведение мероприятий на экономических показателях предприятия. Эти мероприятия требуют вложений, но приведут к увеличению прибыли предприятия и повышению его рентабельности. (Таблица 2).

1. Суммарный прирост выручки за счет роста объема реализации продукции и снижения издержек за счет модернизации производства составит 15%.

2. Сумма затрат на выпуск продукции в результате роста объема производства увеличится на 8%.

 

Таблица 2

Экономические результаты реализации стратегии

Показатель Сумма средств, тыс. руб.
До начала реализации стратегии В результате реализации стратегии Рост в %
Выручка от продаж 3 650 130 4 197 649,5  
Себестоимость продукции 2 910 628 3 143 478, 24  
Валовая прибыль 739 502 1 020 512, 76  
чистая прибыль 13 982 20 413, 72  
Рентабельность активов, % 0,22 0,242  
Рентабельность продукции, % 6,6 7,722  

Как видно из Таблицы 2, реализация стратегии приведёт к увеличению рентабельности деятельности продукции и активов. Размер чистой прибыли увеличится почти в 1,5 раза. Таким образом, реализация предложенной стратегии приведет к существенному повышению её прибыльности и рентабельности позволит захватить большую долю растущего рынка. Укрепление конкурентных позиций и упрочение финансового положения предприятия в результате реализации предложенной стратегии, характеризует его как эффективный инструмент в управлении предприятия.

АО «КЗА» занимает достаточно прочные позиции на российском рынке. Однако в настоящее время в связи с некоторыми видоизменениями, которые происходят на рассматриваемом рынке, данной организации необходимо разработать стратегию дальнейшего развития, которая бы способствовала росту ее конкурентоспособности, эффективности и прибыльности.

После проведения анализа среды, выявления возможностей и угроз, сильных и слабых сторон, изучения влияния конкурентов и занимаемой позиции на рынке была предложена стратегия развития -стратегия усиления позиции на рынке через совершенствование маркетинговой деятельности. Предполагаемые экономические результаты осуществления стратегии являются положительными, следовательно, предложенную стратегию можно считать эффективной для реализации, и если организация воспользуется ею, то в ближайшем времени сможет укрепить свое финансовое положение, усилить свою роль на рынке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. Но так как единой для всех предприятий стратегии не существует и поэтому каждое предприятие, желающее выжить в жестких условиях рынка, вырабатывает свою собственную стратегию на основе анализа внешней среды, собственного потенциала, основываясь на целях и миссии организации.

Выработка стратегии организации – не самоцель стратегического управления. Эта сложная и трудоемкая работа приобретает смысл только в том случае, если стратегия в дальнейшем успешно реализуется. Для того чтобы контролировать процесс реализации стратегии и быть уверенными в достижении поставленных целей, руководители организации вынуждены разрабатывать планы, программы, проекты и бюджеты, мотивировать процесс, т. е. управлять им.

Стратегическое управление предусматривает не только тщательную проработку всех его направлений, что само собой становится очевидным, но обязательное участие в его разработке менеджеров всех уровней управления.

Планирование стратегии – вид управленческой деятельности, требующий значительных усилий и затрат времени. Главное же условие эффективного функционирования системы стратегического планирования - это постоянное внимание к нему со стороны высших руководителей, умение их доказать необходимость планирования привлечь к выработке и реализации стратегии широкий круг сотрудников. Это внимание особенно важно на первой стадии внедрения системы планирования в организации.

Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы. Также выбор стратегии во многом зависит от стиля организационного поведения. Выделяют два основных стиля – приростной (от достигнутого) и предпринимательский. Стратегическое планирование является системным подходом к предпринимательскому стилю поведения.

Потенциал организации и стратегические возможности определяются ее структурой и качеством персонала. Не имея достаточно полной информацией о качестве персонала, руководство не может сделать верного выбора стратегии фирмы.

АО «КЗА» занимает достаточно прочные позиции на российском рынке. Однако в настоящее время в связи с некоторыми видоизменениями, которые происходят на рассматриваемом рынке, данной организации необходимо разработать стратегию дальнейшего развития, которая бы способствовала росту ее конкурентоспособности, эффективности и прибыльности.

После проведения анализа среды, выявления возможностей и угроз, сильных и слабых сторон, изучения влияния конкурентов и занимаемой позиции на рынке была предложена стратегия развития - стратегия усиления позиции на рынке через совершенствование маркетинговой деятельности. Предполагаемые экономические результаты осуществления стратегии являются положительными, следовательно, предложенную стратегию можно считать эффективной для реализации, и если организация воспользуется ею, то в ближайшем времени сможет укрепить свое финансовое положение, усилить свою роль на рынке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: