Римская семья и брак. Отцовская власть.




Семья в древнейший период рим­ской истории представляет тип промежуточной, патриар­хальной семьи. Глава се­мьи древнейшей семьи — домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит.

Строй древнейшей семьи несет на себе черты первобытнооб­щинного строя. Домовладыка первоначально имел одинаковую власть над женой, детьми, рабами, вещами.

Подчинением власти определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство. По мере развития хозяйства и ослабления патриар­хальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство.

Самостоятельным лицом был толь­ко отец; сыновья и дочери были ли­цами чужого права.

Отцовская власть возникает с рождением сына или дочери от данных родителей, состоящих в законном браке, а также путем узаконения или усыновления.

Отцовская власть могла быть установлена путем уза­конения детей от конкубины.

Узаконение могло быть произведено:

а) последующим браком родителей внебрачного ребенка;

б) путем получения соответствующего императорского рескрипта;

в) путем зачисления сына в члены му­ниципального сената (курии), а дочери — путем выдачи замуж за члена муниципального сената.

Усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом.Усыновление различалось двух видов: если усынов­лялось лицо, не находящееся под отцовской властью, это называлось аррогация; если же усы­новление производилось в отношении лица, находящего­ся под отцовской властью, оно назы­валось адопция.

Необходимые условия усыновления:

а) усыновлять может, как правило, только мужчина;

б) усыновитель не должен быть под­властным;

в) усыновитель должен быть старше усыновляемого не меньше, чем на 18 лет.

В отношении аррогации требуется еще, чтобы маги­страт произвел расследование обстоятельств дела и выяс­нил, не отразится ли усыновление невыгодно на интере­сах усыновляемого.

В результате arrogatio самостоятельное лицо поступа­ет под отцовскую власть со всеми ее последствиями, в том числе с взаимным (между усыновителем и усынов­ленным) правом наследования. Последствием adoptio было прекращение родительской власти прежнего домо­владыки и установление власти усыновителя.

Власть отца имела право применять домашние меры наказания детей, к обязанно­сти детей оказывать уважение родителям.

Имущественное положение подвластных детей. Подвластный сын имеет commercium, т.е. может совер­шать имущественные сделки. Но все, что он приобрета­ет, осуществляя это commercium, поступает в имущество отца:

по исконному римскому правилу, подвластный не может иметь ничего своего. Однако обязанным по сделкам под­властного признавался он сам, хотя никакого собствен­ного имущества подвластный в республиканский период не имел. В случае совершения подвластным правонару­шения, деликта, потерпевшему давался особый иск, actio noxalis (от слов похае dedere — выдать головой для возмещения вреда); отцу принадлежало право или упла­тить потерпевшему сумму понесенного им ущерба, или выдать подвластного в кабалу потерпевшему на срок, не­обходимый для отработки суммы причененного ущерба. Если правонарушитель переходил под власть другого до-мовладыки, то и ответственность по actio noxalis перехо­дила на нового домовладыку: noxa caput sequitur, ответст­венность следует за (виновным) лицом.

С развитием торговли, с оживлением хозяйственных связей такое положение стало невыгодным для самого домовладыки. Фактическая невозможность что-либо взы­скать с подвластного и юридическая безответственность домовладыки по сделкам подвластного приводили к то­му, что третьи лица не склонны были вступать в сделки с подвластными. Между тем хозяйственный интерес домо­владыки требовал широкого использования подвластных (как и рабов) не только для совершения в хозяйстве раз­личных фактических услуг и работ, но также и юридиче­ских действий. На этой хозяйственной основе, с одной стороны, расширяется имущественная правоспособность и дееспособность подвластного, а с другой стороны, при­знается ответственность домовладыки по сделкам под­властных.

Отцовская власть прекращается:

а) смертью домовладыки (лица, состоящие под властью не непосредственно, например внуки при живом их отце, со смертью домовладыки поступают под власть того, кто стоял между домовладыкой и подвластным; в данном примере — под властью отца);

б) смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти);

в) утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;

г) лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи, и т.п.); д) приобретение подвластным некоторых почетных званий.

Отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, т.е. освобождением из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В праве юстинианового времени эманципация совершалась:

а) получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда;

б) заявлением домовладыки, также заносившемся в судебный протокол;

в) фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.

Понятие брака.

Семья образуется посредством брака. Брак определяется римским юристом Модестином как «союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права».

Римское право различало законный римский брак между лицами, имевшими права вступать в законный брак, и брак между лицами, не имевшими права вступать в законный брак.

От брака отличается конкубинат, дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, для мужчины в республиканскую эпоху считалось допустимым наряду с одной женщиной состоять в конкубинате с другой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: