В основу классификации ЧС могут быть положены разнообразные признаки, характерные для групп чрезвычайных событий. Так, все ЧС делятся в зависимости от сути явления, вызвавшего их, на конфликтные и бесконфликтные.
К бесконфликтным относятся ЧС техногенного, природного и экологического характеров. Источники угроз этих ситуаций находятся в техносфере и природной среде, а сами ситуации возникают в связи с хозяйственной деятельностью человека и проявлением стихийных сил природы.
К конфликтным относятся ЧС, источниками которых являются общество, действия отдельных групп или неразрешённые противоречия социально – политические или экономические между классами, группами или социальными слоями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. №1094 утверждено Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Оно чрезвычайные ситуации классифицирует в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также граница зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы, территории объекта производственного и социального назначения.
К местной относиться чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населённого пункта, города, района.
К территориальной относиться чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.
К региональной относиться чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.
К федеральной относиться чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.
К трансграничной относится чрезвычайная ситуация поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.
Чрезвычайные ситуации также классифицируются:
· По природе возникновения – природные, техногенные, экологические, биологические, антропогенные, социальные и комбинированные;
· По масштабам распространения последствий;
· По причине возникновения – преднамеренные и непреднамеренные (стихийные);
· По скорости развития – взрывы, внезапные, скоротечные, плавные;
· По возможности предотвращения ЧС – неизбежные (природные), предотвращаемые (техногенные, социальные), антропогенные.
К техногенным относят чрезвычайные ситуации, происхождения которых связано с техническими объектами – пожары, взрывы, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения.
К природным относят чрезвычайные ситуации, связанные с проявлением стихийных сил природы – землетрясения, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.
К экологическим ЧС относятся аномальное природное загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя земли, опустынивание земель, засоление почв, кислотные дожди и др.
К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.
К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе – межнациональные конфликты, терроризм, грабежи, геноцид, войны и др.
Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.
Чрезвычайные ситуации мирного времени можно разделить на пять групп:
· Сопровождающие выбросами опасных веществ в окружающую среду;
· Связанные с возникновением пожаров, взрывов и их последствий;
· На транспортных коммуникациях;
· Военно – политического характера;
· Вызванные стихийными бедствиями.
К первой группе чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся выбросами опасных веществ в окружающую среду, относят:
· Аварии на атомных электростанциях;
· Утечки радиоактивных газов на предприятиях ядерно – топливного цикла за пределы санитарно – защитной зоны;
· Аварии на атомных судах с радиоактивным загрязнением акватории порта и прибрежной территории;
· Аварии на ядерных установках научно – исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;
· Аварийные ситуации во время промышленных и испытательных ядерных взрывов, связанные со сверхнормативным выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду;
· Падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности;
· Незначительные загрязнения местности радиоактивными веществами при повреждении источников ионизирующих излучений, авариях на транспорте, перевозящем радиоактивные препараты;
· Аварии с выбросом (утечкой) в окружающую среду сильнодействующих ядовитых веществ на химически опасных объектах;
· Аварии с выбросом (утечкой) в окружающую среду бактериологических средств и биологических веществ в концентрациях, превышающих допустимые значения.
Ко второй группе чрезвычайных ситуаций относятся:
· Пожары в населённых пунктах, на объектах экономики и транспортных коммуникациях;
· Взрывы на объектах и транспортных коммуникациях (в том числе при падении летательных аппаратов);
· Взрывы в жилых домах.
К третьей группе чрезвычайных ситуаций относятся ситуации на транспортных коммуникациях:
· Авиационные катастрофы;
· Столкновения и сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитене);
· Аварии на водных коммуникациях, повлекшие значительное количество человеческих жертв или вызвавшие загрязнение акватории портов, прибрежных территорий, внутренних водоемов нефтепродуктами и (или) сильнодействующими ядовитыми веществами;
· Аварии на трубопроводах, вызвавшие выброс большой массы транспортируемых веществ и загрязнения ими окружающей среды;
· Аварии на энерго- и других инженерных сетях, повлёкшие нарушение нормальной жизнедеятельности населения в результате возникновения вторичных факторов.
К четвёртой группе чрезвычайных ситуаций относятся ЧС военно – политического характера в мирное время:
· Единичный (случайный) ракетно – ядерный удар нанесённый с акватории нейтральных вод кораблем неустановленной принадлежности или падение носителя ядерного оружия со взрывом боевой части;
· Падение носителя ядерного оружия с разрушением или без разрушения боевой части;
· Вооружённое нападение на штабы, пункты управления, узлы связи, склады войсковых соединений и частей (в том числе гражданской обороны);
· Волнения в отдельных районах, вызванные выступлениями антиобщественных или националистических групп (элементов), попытка захвата радиовещательных станций, государственных общественно – политических учреждений.
Пятая группа чрезвычайных ситуаций включает чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями:
· Стихийные бедствия геологического характера (землетрясения, вулканы, оползни, селевые потоки, снежные лавины);
· Стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи);
· Стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения, заторы льда на реках, цунами);
· Природные пожары.
Развитие государства и чрезвычайных ситуаций катастрофического характера имеют сферы взаимовлияния. Это влияние может быть как позитивным (возможность восстановления производства на базе новейших технологий), так и негативным (повышением риска ЧС – увеличение числа опасных производств и технологий, ограничение развития экономики и социальной сферы). Негативных моментов значительно больше. В целом на развитие государства чрезвычайных ситуации оказывают тормозящее действие, которое проявляется в следующем:
· Происходит потеря ресурсов, используемых на социальное и экономическое развитие;
· В зависимости от масштабов катастроф текущие программы развития могут быть прерваны с целью перекачки ресурсов из долгосрочных программ на программы по ликвидации последствий ЧС и осуществление программ реконструкций;
· Ухудшается инвестиционная картина, возможен рост безработицы и спад рыночного спроса в регионе чрезвычайной ситуации, что ведёт к стагнации экономики;
· Оказывается негативное влияние на частный сектор экономики, который несет при этом как прямые, так и косвенные убытки.
Таким образом, проблема защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всех видов является глобальной проблемой, несомненно, относиться к сфере национальной безопасности России.