КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ




Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на "темные века". Основы такой позиции были заложены просветите­лями. Однако история культуры западноевропейского об­щества была не столь однозначна. Одно несомненно - вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. становится государственной религией в Риме. В это время на Вселенских церков­ных соборах принимается ряд ведущих положений христианского веро­учения - символ веры. Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскре­сение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу.

Понятие Божественной Троицы трактовалось как Бог - един во всех трех лицах: Бог-отец, сотворитель мира, Бог-сын, Иисус Хрис­тос, - искупитель грехов и Бог-Дух Святой - были абсолютно сорав­ны и совечны друг другу. Христианство учило, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение: Воздействие церкви на феодальное общество было огромным, хотя и неодинаковым в различных странах.

На Востоке, в Византии, христианская церковь существенно зави­села от сильной императорской власти. Византийские императоры уже с V в. играли важную роль в собственно церковной жизни: даже право созыва церковных соборов принадлежало императору, который сам определял состав участников и утверждал их постановления. На Западе же церковь не только не подчинялась в такой мере государству, но, напротив, заняла особое положение. Римские епископы, с IV в. имено­вавшиеся папами, присвоили себе важные политические функции.

Между Западной и Восточной церковью существовали и с течением времени углубились противоречия, принимая все более принципиаль­ный характер. В середине IX в. это был спор о Ф и л и о к в е, Т.е. о том, исходит ли Дух Святой только от Бога-отца (позиция Восточной церкви) или от Бога-отца и от Бога-сына (позиция Западной церкви). Оконча­тельный разрыв произошел в 1054 г., когда церкви открыто провозгласили полную независимость друг от друга. После разрыва обе церкви продолжали претендовать на роль Вселенской церкви - "католичес­кой" (в западной транскрипции) или "кафолической" (в транскрипции восточной). С этого времени Западная церковь называет себя католической, а Восточная – греко-кафолической, т.е. Православ­ной (ортодоксальной, правоверной).

Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ере­сей (от греч. hairesis - особое вероучение). Так, сторонники еретичес­кого учения несторианства отрицали догмат о божественной сущности Христа, утверждая, что Иисус Христос и Дева Мария были смертными людьми. Другое еретическое учение - м о н о Ф и з и т с т ­в о, напротив, видело в Христе только Бога и отрицало в нем челове­ческую природу. Папство, возникшее в VIII в., всегда активно сопро­тивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция (от лат. iпgusitiо - розыск), которая с ХIII в. действовала как регулярный церковный суд. Наряду с еретиками кара­лись вольнодумство, ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели будущего и ясновидцы, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Церковь учила, что дьявол вселяется в людей, прежде всего в женщин, и заставляет их творить зло. Обвинения в пособничестве дьяволу было достаточно для вынесения смертного приговора. Несчастных, как пра­вило, сжигали на кострах. Такие процессы были почти массовыми в Западной Европе. В Испании, например, на кострах инквизиции погибли 30000 человек.

Огромную роль как на Западе, так и на Востоке играло монаше­ство: монахи брали на себя обязательства "ухода из мира", безбрачия, а также отказа от имущества. Однако уже к УI в. монастыри преврати­лись в сильные и нередко очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образо­вания и культуры. Так, в Англии в конце VII - начале VIII вв. в одном из монастырей на Северо-Востоке жил Беда Достопочтенный, один из наиболее образованных людей своего времени, автор первого круп­ного сочинения по английской истории. К Доминиканскому ордеру' принадлежал другой выдающийся философ Средневековья Фома Ак­винский (1225 или 1226 - 1274 гг.), сформулировавший пять доказа­тельств бытия Бога. В конце XIX в. католическая церковь объявила Фому Аквинского вечным "авторитетом" в области религии, философии, истории, политики и права.

В начале ХIII в. возникли так называемые "нищие монашествующие ордены"(нищенствующий орден, основанный в 1215 г. испанским монахом Домиником. В 1232 г. папство передало в ведение доминиканцев инквизицию.), монахи которых бродил и по городам и селам и жили подаяниями, завоевывая "личной бедностью" сочувствие у народа, оказывая при этом большое влияние на народную культуру.

В ХII - ХIII вв. значительно расширилось влияние католической церкви и папства на жизнь общества. Наиболее могущественным Папой этого периода был Иннокентий III (1160 или 1161 - 1216 гг.). Только императорам разрешалось целовать его руку, все прочие должны БШ1I1 довольствоваться целованием креста на папской туфле. Римская Католическая церковь выступала в роли арбитра в спорах между государствами, была крупнейшим финансовым центром мира, активно вела коммерческую и общеэкономическую деятельность. Примером может служить продажа индульгенций (от лат. indulgentia - милость) грамот об отпущении грехов, как уже совершенных, так и будущих. Цена индульгенции зависела от тяжести преступления.

Европейское средневековое общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церКlIl1 было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика - все приводилось в соответствие с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования,

В V - IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования: о церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от анти­чности, - так называемые "семь свободных искусств": грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В то же время античные тексты нередко уничто­жались, и дорогостоящий пергамент использовался для записи монас­тырских хроник. Кроме монашеских школ, существовали также "внеш­ние" школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры, Много светских школ было открыто во второй половине IX в. в Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподавали учителя из континентальной Европы, которые активно переводили на английский язык сочинения античных авторов.

Уровень преподавания в разных школах и разные периоды Средне­вековья был неодинаков, соответственно, менялся и уровень образова­ния людей. После определенного подъема в VIII - IX вв. развитие умственной жизни в Х - начале ХI вв. заметно затормозилось. Негра­мотным было духовенство, распространял ось невежество. Так, полага­ли, что Земля похожа на колесо, которое со всех сторон обтекает океан; в центре Земли находится город Иерусалим. Античная идея о шарооб­разности Земли отвергалась: считалось невозможным, что люди на противоположной стороне Земли ходят на головах. Пришли в упадок скриnmopuu - мастерские, существовавшие при церквах и монасты­рях, в которых переписывались рукописи, а также церковные и монас­тырские библиотеки. Книг было мало и стоили они чрезвычайно дорого. Например, в начале ХI в. "Грамматика" стоила столько же, сколько дом с участком. В некоторых странах Европы, однако, сохранился высокий уровень преподавания. Так, в Х - ХI вв. в высших школах Испании преподавали философию, математику, физику, астрономию, медицину, мусульманское богословие. Сюда приезжали учиться из всех стран Западной Европы, а также из стран Передней и Средней Азии.

В ХI в. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088 г.). Он способствовал возрождению норм римского права и привлекал тысячи слушателей из всех уголков Европы. В ХII в. университеты возникают и в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), затем - уни­верситет в Кембридже (1209). Виднейшим университетским ученым Англии ХIII В.был Роджер Бэкон (ок. 1214 - 1292), который в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум 11 опыт. Крупнейшим и первым из университетов Франции был Париж­ский (1160). Он объединял четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Так же, как и в другие крупные университеты, сюда стекались студенты из всех европейских стран. Преподавание, как и везде в Западной Европе, велось на латыни.

Средневековая университетская наука называлась схоластикой (от греч. scholastikos - школьный, ученый), т.е. школьной наукой. Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценивание роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес к формально-логическим проблемам. Влияние церкви на средневековые университеты было огромным.

Для Византии периода раннего Средневековья также присуще было усиление позиций христианской церкви в области образования, что выразилось, например, в гонениях на античную философию. В VI в. была закрыта знаменитая Афинская школа, основанная Платоном и просуществовавшая почти 1000 лет. Античную философию сменило богословие. Однако в середине IХ в. в Константинополе была создана высшая школа, где преподавание строилось по античному образцу. Виднейшим представителем византийской культуры этого времени был патриарх Фотий (ок. 810 или 820 - 890-е гг.) - составитель "Мирио­библиона" - сборника отзывов на 280 произведений преимущественно античных авторов, автор богословских сочинений.

В IX-X вв. отмечен подъем в области естественнонаучных знаний.

Созданы энциклопедии по различным отраслям знаний, содержащие разнообразные сведения о византийском обществе и соседних народах,

в том числе и о восточных славянах - русаках. Составлены руковод­ство по хирургии, учебники по математике. Наряду с точными науками широкое распространение получили науки оккультные: алхимия, астро­логия, магия.

Важнейшим элементом средневековой культуры была литерату­ ра. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Певцы-музыканты, исполняющие эти песни, пользовались у англо-саксов большим уважением. Крупнейшее произведение англосаксонского героического эпоса - поэма "Бео­вульф", написанная около 700 г. Однако специалисты считают, что во всей западноевропейской литературе этого периода эпическая народная поэзия Скандинавии не имеет себе равных по своему содержанию и силе. Важнейшим памятником скандинавского поэтического эпоса счи­тается "Старшая Эдда" - сборник древненорвежских и древнеис­ландских песен мифологического и героического характера, сказаний о богах и героях. Записана "Эдда" была в ХII в., с появлением в этих странах латинской письменности, но создана была значительно раньше.

Особое место в литературе скандинавских народов занимают исланд­ские саги. Одна из наиболее известных - это "Сага об Эрике Рыжем", рассказывающая об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки.

Возникает и развивается так называемая рыцарская литература.

Одно из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французского народного героического эпоса - "Песень о Роланде", в которой воспеваются военные подвиги графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию. В ХН в. появляются рыцарские романы. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре. Большой популярностью также пользовался роман немца Готфрида Страсбургского (ум. ок. 1220 г.) "Тристан и Изольда" о пылкой любви двух 'молодых людей. Важный памятник германской народной литературы ХII - ХIII вв. - "Песнь о Нибелун­гах", повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в. В основе "Песни о Нибелунгах" лежат древние германские сказания.

Успешно развивается в странах Западной Европы и рыцарская лирическая поэзия. В Германии ее представители - миннезингеры (певцы высокой любви) - сами исполняли свои произведения. Во Франции лирическая поэзия достигла вершины в так называемой "куртуазной" (придворной) поэзии трубадуров. Они воспевали идеаль­ную любовь и преданное служение даме сердца, ради которой рыцари подвергались опасностям. Наиболее известные авторы - Бертран де Борн (ок. 1140 - ок. 1215), Джауфре Рюдель (ок. 1140 - 1170), Арно Даниэль.

Значительным явлением в литературе Франции ХII - ХIII вв. были ваганты и их поэзия. Вагантами (от лат. vagantes - бродячие) называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества была постоян­ная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицеме­рие, невежество. Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные для простого человека, не должны быть присущи святой церкви. Церковь, в свою очередь, преследовала и осуждала вагантов.

Примером поэзии вагантов может быть знаменитое стихотворение "Орден вагантов", автор которого неизвестен и которое, возможно, былJ результатом коллективного творчества:

"Эй, - раздался светлый зов,

­началось веселье!

Поп, забудь про часослов!

Прочь, монах, из кельи!"

Сам профессор, как школяр,

выбежал из класса,

ощутив священный жар

сладостного часа.

 

Будет ныне утвержден наш союз вагантов

для людей любых племен, званий и талантов.

Все - храбрец ты или трус, олух или гений

­Принимаются в союз без ограничений...

 

Жизнь на свете хороша, коль душа свободна,

а свободная душа Господу угодна.

Не прогневайся, Господь!

Это справедливо, что немощную плоть

Укрепляет пиво.

Важнейший памятник английской литературы ХIII в. - знамени­тые баллады о Робин. Гуде, который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы. Выдающимся событием этого периода можно считать активное развитие литературы на английском языке.

Итальянская литература была представлена в основном лирической поэзBей - песнями, балладами, сонетами, написанными на итальян­ском языке. В середине ХIII в. в Италии возникает так называемый "новый сладостный стиль", прославляющий любовь к женщине. Ос­нователь этого стиля - болоне кий поэт Гвидо Гвиницелли (ок. 1230­1276), а крупнейшие представители - флорентийцы Брунетто Лати­ни (2-я пол. ХIII в.) и Гвидо Кавалькан.ти (ок. 1259 - 1300). В конце ХIII в. появляется первое прозаическое произведение на итальянском языке. Это было собрание новелл, сюжеты которых впоследствии использовал знаменитый Боккаччо при создании "Декамерона".

В этот период быстро развивается городская литература, для которой было характерно реалистическое изображение городского по­вседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди (конец ХIII в.).

Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явле­нии в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянно­му усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Городская культура зародилась во Франции в XI - ХН вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглеров, которые выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Жонглеры выступали на ярмарках, 'народных праздниках, свадьбах, крестинах и пользовались большой популярностью в народе. Даже литургическая драма, Т.е. инсцеНИРОВКiI на латинском языке библейских сюжетов, которая разыгрывалась n помещении церкви ее служителями, по мере развития городов стано­вится все более светской. Примерно с середины ХН в. театральные действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке, не в церкви, а на городских площадях, роли все чаще исполняли горожане, а пьесы все более насыщались всевозможными сюжетами ю обыденной городской жизни.

Театральное искусство активно развивается и в Англии, где с ХIII в. представления ведутся на английском языке. Одновременно здесь начинает развиваться и особый драматический жанр - морали­те, назидательная аллегорическая драма, главным в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека. В ней участвовали персонажи, олицетворяющие человеческие чувства и каче­ства, - Любовь, Благоразумие, Смирение, Терпение, Раскаяние, Скупость, Лесть и др.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции ХII в. был Петр А6еляр (1079 - 1142), философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение "Да и нет", в котором разрабатывались вопросы диалектической логики. В своих лекциях, а они пользовались у горожан необыкновенной популярностью, он утверждал примат знания над верой.

Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и в других областях культуры, она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальных культур; это находило выражение в особенностях архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнаментах, сочетаниях цвето­вой гаммы и пр.

В архитектуре Византии преобладал тип крестово-купольного храма, стены украшались мозаиками. В церковной живописи реалисти­ческие традиции сочетались с элементами условности и все большей стилизацией. Великолепный образец архитектуры Византии - храм Святой Софии в Константинополе, стены которого были украшены замечательной разноцветной мозаикой, а крышу завершал огромный купол.

Для Западной Европы V в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стили­зации и формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей античности реалистической направленности, приобретая от­влеченный и символический характер. При Карле Великом (742 - 814) (создатель громадной империи, величайшего государства раннего Сре­дневековья в Западной Европе, из которого впоследствии образуются Франция, Германия, Италия) во Франции было развернуто грандиозное строительство. По своей архитектуре здания напоминали византийские постройки. Строительная техника была несовершенна, и большинство зданий, построенных из дерева, погибло. Непрерывно строились фео­дальные замки и церковные соборы. Церковное строительство особенно усилилось около 1000 г. в связи с ожидавшимся, согласно учению церкви, концом света. С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочис­ленными и узкими окнами. Этот стиль получил название романского. Примерами романской архитектуры являются собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, Велезе, Арле (Франция), соборы в Оксфор­де, Винчестере, Нориче (Англия), в Станагере (Норвегия), в Лунде (Швеция).

Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись - плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу. От византийской живописи были заимствованы большие глаза на лицах изображаемых, полное отсутствие портретного сходства, искусственность поз. Живопись отражала сословно-иерархические представления о мире: святые изображались более крупными по размеру, чем король, а король более крупным, чем его вассалы и слуги.

К ХII в. относится появление нового архитектурного стиля готики (от итал. gotico - готский, по названию германского плеМСlI1I готов). Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, датируются второй половиной ХII в. Основа готического собора - высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки в перекрещивающиеся на большой высоте. В таком здании стены 11(' являются несущим элементом конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами - витражами. Характерная черта готики - устремление зданий ввысь. Великолепны готические соборы в Париже, Шартр, Бурже, Бове, Реймсе (Франция). Для английских готических соборов в Солсбери, Йорке, Кентербери) были характерны большая протяженность и меньшая высота, чем для соборов на континенте, а также своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов, образовывавших декоративные "веерные" узоры. Шедевром готического стиля является Вестминстерское аббатство в Лондоне.

В архитектуре Германии переход к готике был более медленным, чем во Франции и Англии. Собор в Любеке положил начало кирпичной готике, широко распространившейся затем в странах Северной Евро­пы. Во всех городах Западной Европы готические соборы были краси­вейшими архитектурными сооружениями, а архитекторы, их возводив­шие, пользовались у современников большим уважением.

BXIV в. готический стиль получил дальнейшее развитие. Это была "пламенеющая готика" - здания украшали тончайшей резьбой по камню - каменным кружевом. В такой технике выполнены соборы в Корби, Аласоне, Амбере, Конше (Франция). В Англии XIV в. также господствовала готика. Это был расцвет декоративной готики, отлича­ющейся устремленностью ввысь и большой стройностью зданий. Тогда же намечается переход к "nерnендикулярному стилю" в готике, получившему свое название от рисунка линий оконного узора. Камен­ные стены превращаются в это время в узкие простенки между окнами. Но этот стиль был присущ только Англии.

С развитием готической архитектуры меняются и скульптура, и живопись. Человеческие фигуры становятся более реалистичными, богаче становится гамма красок. Все отчетливее сказывается наследие античности. ХШ - XIV вв. - непосредственные предшественники культуры Возрождения.

 


Вопросы для самопроверки

1. Какое влияние религия и церковь оказали на формирование культуры, образования, науки в эпоху Средневековья?

2. Расскажите об основных особенностях западноевропейской литературы Средневековья.

3. Охарактеризуйте роль городов как центров образования и науки в Средневековой Европе. Расскажите об особенностях ее архитектуры.

 

Литература

Зарубежная литература Средних веков. - М.: Просвещение, 1974.

Т. 1,2.

Краткий энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989.

Всемирная история. В 13 тт. - М., 1957.

Христианство. Энциклопедический словарь. - В 2-х тт. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

История Средних веков. - М.: Просвещение. 1986.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989.

Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс, 1994. Всемирная история. Энциклопедия для детей. Т.!. - М.: Аванта, 1993.

Популярная художественная энциклопедия. В 2-х т. - М.: Советская

энциклопедия, 1996.

Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. - Тверь, 1993.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: