Экспериментально-психологическое исследование




Клинико-психологическое исследование

Из беседы с матерью. До трех лет был беспокойным ребенком, много плакал. В дальнейшем проблем с воспитанием, поведением сына не было. До 4 класса учился хорошо, в 5 классе успеваемость снизилась, однако со школьной программой справлялся, классы не дублировал. Окончил 9 классов и сельскохозяйственное ПТУ, получил специальность мастера с/х производства. По отзывам преподавателей, в поведении и успеваемости не отличался от других учеников. Имеет планы на трудоустройство в строительно-дорожное предприятие.

В возрасте 8 лет во время летнего отдыха в деревне получил последовательно две травмы от удара лошади и коровы (см. мед. сведения). С этого времени отмечались множественные навязчивые движения. Лечился у невропатолога с диагнозом «Невроз навязчивых движений». К настоящему времени отмеченная симптоматика значительно редуцировалась; отмечаются лишь редкие эпизоды «навязчивого потирания носа».

В личностном плане характеризуется матерью как спокойный, уравновешенный, послушный, ласковый. С родителями и старшим братом контакт хороший. Подростковый возраст прошел без осложнений, хотя стал несколько менее откровенным.

Имеет друзей среди ребят без асоциальных наклонностей. По оценке матери, по уровню интеллекта, эмоциональным и поведенческим характеристикам от них не отличается. Склонности к алкоголизации, других вредных привычек и девиантных форм поведения не отмечается. Отчетливых увлечений не имеет. Любит рыбалку; занимается с отцом починкой транспорта (мотоцикла, трактора), тянется к технике. Читает мало.

В связи с тем, что ранее наблюдался у невропатолога в допризывном возрасте находился на обследовании от военкомата в Обл.ПБ, где состояние умственной сферы обследуемого было квалифицировано как «Олигофрения в форме дебильности в легкой степени». Для уточнения уровня интеллекта направлен на экспериментально-психологическое исследование в консультативное отделение Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева.

Испытуемый в контакте спокойный, вежливый, несколько стеснительный. Отвечает на вопросы по существу, откровенно; испытывает некоторые трудности при формулировке ответов. Эмоциональные реакции живые, адекватные, чувствителен к юмору, положительно реагирует на поощрение, соблюдает правильную социальную дистанцию в отношениях с психологом.

Жалоб не предъявляет. Среди характерологических черт отмечает умеренную общительность, уравновешенность. В то же время при направленных вопросах сообщает о повышенной тревожности в ситуации экзаменов, сказывающейся на экзаменационных результатах (подверженность умственной деятельности дезорганизующему влиянию эмоциональных факторов), чувствительности, впечатлительности, неуверенности в себе в ситуациях социального взаимодействия. Повышенную утомляемость отрицает.

Экспериментально-психологическое исследование

Инструкции понимает правильно. Уровень мотивированности к выполнению заданий и заинтересованность результатами исследования – средние.

По данным самооценки (модифицированная методика Вессмана – Рикса), эмоциональное состояние в момент исследования характеризуется спокойным, уравновешенным фоном настроения, отсутствием тревоги и напряжения, повышенной раздражительности, а также интересом и участливым отношением к окружающим. При работе с методикой обращает внимание замедленный темп чтения (по контрасту с быстрым темпом речи).

Уровень умственной работоспособности, психомоторные реакции и произвольное внимание исследовались с помощью набора нестандартизованных методик («Счет по Крепелину», корректурная проба Бурдона (в модификации Анфимова), таблицы Шульте), а также субтеста методики Векслера «Кодирование».В исследовании выявлены:

· умеренный с тенденцией к ускорению темп психомоторных реакций (проба Бурдона выполнена испытуемым за 4 минуты, при ориентировочном нормативе – 6 – 8 минут);

· умеренная истощаемость психической деятельности в условиях повышенной функциональной нагрузки, проявляющаяся как в некотором снижении скорости и точности работы к концу выполнения заданий (коэффициент работоспособности = 0,9; коэффициент ошибок = 2,0 – проба Бурдона), так и в лабильном, неравномерном по темпу и продуктивности модусе решения интеллектуальных задач;

· способность к концентрации активного внимания и поддержанию волевого усилия незначительно снижена в допустимых пределах;

· показатель субтеста «Кодирование» (скорость образования навыка, переключаемость активного внимания) соответствует нижней границе «средней нормы».

Исследование мнестической деятельности было направлено на выявление индивидуальных особенностей и нарушений как отдельных видов и процессов памяти, так и способности к интегрированию «следов» в оперативную интеллектуальную деятельность. Исследование проводилось с помощью патопсихологических и стандартизованных (методика Векслера) методов.

Согласно результатам исследования, кратковременное запоминание соответствует условным средним нормативам: после 1 предъявления испытуемый запоминает 4 слова и 5 цифр. Дальнейшее наращивание объема заученного материала происходит равномерно (без затруднений и признаков торпидности): «кривая запоминания – 10 слов» имеет вид – 4, 5, 8, 10, 10 слов.

Кратковременная оперативная память (предполагающая не только удержание, но и активное переструктурирование полученной информации) незначительно ослаблена. Это наиболее отчетливо проявляется при работе с числовым материалом (например, в субтесте «Арифметика»). В тоже время суммарный показатель кратковременной памяти (механической и оперативной) соответствует средненормативным значениям (субтест методики Векслера «Воспроизведение цифр»).

Объем долговременной памяти – 8 слов из 10 – не снижен. Об этом же свидетельствуют результаты выполнения субтеста «Осведомленность» – на уровне «средней нормы». Логическая память сохранна. Практически дословно воспроизводит общий смысл и важные детали рассказа средней степени сложности «Галка и Голуби». Модальностно-специфических нарушений памяти не выявляется. Одинаково успешно (ориентировочно на уровне «средней нормы») оперирует речеслуховым (воспроизведение слов, рассказа) и зрительно-пространственным материалом (тест зрительной ретенции Бентона – 1 ошибка в 10 заданиях).

В целом, по данным исследования нарушений в мнестической сфере не отмечается (за исключением некоторого ослабления оперативной памяти). Затруднения в этой сфере могут определяться повышенной истощаемостью психических и эмоциональных процессов, а также отсутствием навыка систематической интеллектуальной работы (в частности, чтения).

Мыслительная деятельность исследовалась с помощью набора патопсихо-логических методик («Классификация», «Существенные признаки», «Простая аналогия», «Исключение»), а также стандартизованной методики Векслера.

В исследовании выявляется сочетание способности к оперированию понятиями конкретного и функционального (среднего) уровня обобщения, выделению существенных признаков предметов и явлений, установлению логических связей и отношений с затруднением формулировки (вербализации) ответов. Так, например, правильно выделяя абстрактный критерий обобщения («измерительные приборы»), испытуемый называет их: «то, что измеряет». Следует отметить также неравномерность уровня обобщения при выполнении отдельных заданий. Так, например, в субтесте «Сходство» испытуемый справляется с несложными заданиями (пальто и платье – одежда), а также с некоторыми сложными заданиями (муха и дерево – живая природа), тогда как наибольшие затруднения вызывают задания средней степени сложности.

Аналогичная неравномерность и парциальность выявляется при выполнении других мыслительных проб. Закономерный характер результатов (ухудшение качества выполнения по мере возрастания сложности) отмечается лишь при исследовании понимания переносного смысла: простые пословицы («Куй железо...») трактуются правильно; понимание сложных пословиц не доступно.

Пробы на «социальный интеллект» (понятливость, здравый смысл, усвоение социальных норм) выполняет на среднем уровне успешности, проявляя при этом некоторые черты инфантилизма, плохую ориентацию в общественно-значимых вопросах. Результаты субтеста «Общая осведомленность» также отражают неравномерность накопленного запаса культурно-образовательной информации, что, по-видимому, во многом обусловлено педагогическими и средовыми факторами. (Например, испытуемый способен назвать З вида сосудов – артерии, вены, капилляры, определяет понятие «этнография» как науку о расах, и в то же время не знает количества дней в году, «Египет находится в Греции»).

Пространственный анализ и синтез (стереомышление), конструктивный праксис не нарушены на уровне оперирования материалом средней степени сложности. Выявление пространственных отношений и конструирование наиболее сложных моделей недоступно (показатели субтестов «Кубики Коса» и «Складывание фигур» приближаются к нижней границе «средней нормы»).

Субтесты «Недостающие детали» и «Расположение картин» отражают достаточную степень правильности и дифференцированности восприятия предметов и социальной перцепции.

Общий уровень интеллекта испытуемого, по данным методики Векслера (IQ=101), а также по клинико-психологической оценке анамнестических сведений и патопсихологического (нестандартизованного) исследования познавательной сферы, соответствует уровню «средней возрастной нормы ». При этом структура интеллекта испытуемого отличается значительной дисгармоничностью, что нашло отражение в расхождении показателей «вербального» и «невербального» интеллекта (IQ верб. = 104, IQ неверб. = 98), большом интертестовом и интратестовом разбросе показателей.

Следует отметить, что при работе с интеллектуальными заданиями больной проявляет восприимчивость к наводящим вопросам и помощи психолога (элементам обучающего эксперимента), что отражает способность к научению, являющуюся ведущим критерием при клинико-психологической оценке интеллекта.

Заключение. В экспериментально-психологическом исследовании выявляются умеренно выраженные признаки нарушения познавательной деятельности общеорганического характера – повышенная психическая истощаемость и лабильность, затруднения оперативной памяти, значительная диспропорциональность в развитии отдельных интеллектуальных функций (с преимущественным отставанием навыков счета и чтения), легкость дезорганизации интеллектуальной деятельности под влиянием эмоциональных факторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: