Клинико-психологическое исследование
Дополнение к анамнезу (беседа с матерью). До 7 лет воспитывался в Псковской области у бабушки, так как не смог посещать детский сад. В младших и средних классах школы учился без желания, постоянно подвергался оскорблениям и унижениям со стороны учеников в связи с физическим недостатком (врожденный вывих бедра). Реагировал болезненно, дрался, «отстаивал свое достоинство»; одновременно все больше отгораживался от сверстников, погружался в мир собственных переживаний. В более старшем возрасте испытывал длительную влюбленность аутистического характера; был уверен в безнадежности попыток сближения, боялся быть отвергнутым.
В старших классах школы серьезно увлекся физикой. В 1989 году успешно поступил на физико-механический факультет института. Однако не смог адаптироваться в студенческой среде, наладить контакты с преподавателями; был отчислен. В 1990 году повторно поступил на этот же факультет. В настоящее время является студентом 6 курса; проходит преддипломную практику в научно-исследовательском институте. В коллективе научных сотрудников высоко оценивают его незаурядные интеллектуальные возможности, способность и склонность к работе в области фундаментальных научных исследований. В профессиональной среде испытывает относительный эмоциональный комфорт, меньше страдает от сознания своей физической непривлекательности.
Характер сына проявляется по-разному в различных социальных средах. В ближайшем микросоциальном окружении (в атмосфере эмоционального принятия, в семье) – добрый, достаточно уверенный в себе, не терпит возражений, вспыльчивый, не склонен накапливать обиды. При осуществлении более широких социальных контактов отчетливо проявляется настороженное, чрезмерно чувствительное отношение к окружающим и их оценкам, ожидание недоброжелательности, враждебности. Бывает мнительным, «все воспринимает на свой счет». Дистанцирован, трудно сходится с людьми, погружен в себя. Читает много научной литературы из различных областей знаний. В области философии и психологии занят проблемой формирования разума.
|
Беседа с испытуемым. Характеризует себя как «белую ворону», «нелюдимого», поддерживает контакт только с теми, «кто может разглядеть меня через панцирь». Достаточной эмоциональной близости нет ни с кем, хотя потребность в принятии, признании, эмоциональной поддержке отчетливо просматривается на протяжении всего психологического исследования и беседы. Подчеркивает черты тревожности с элементами навязчивости (стремление перепроверять), повышенную раздражительность, постоянное ощущение внутреннего напряжения в связи с ожиданием предвзятого отношения со стороны окружающих.
Предъявляет жалобы на повышенную утомляемость (особенно при работе с компьютером), головные боли, боли и неприятные ощущения в области спины.
Контакт с испытуемым недостаточно продуктивный. Отмечается нерезкое замедление эмоционального реагирования, склонность к тщательному обдумыванию ответов. Настроение характеризуется некоторой депремированностью. В ответах просматривается своеобразие восприятия и логики; трудно переключаем, стремится к исчерпывающим формулировкам. Проявляются признаки аффектогенной дезорганизации деятельности: при волнении легко теряется, забывает ранее усвоенный материал; отмечаются вегетативные реакции. В спокойном эмоциональном состоянии обнаруживает высокую интеллектуальную продуктивность.
|
В характере суждений и поведения просматривается превалирование рационального компонента психической деятельности (склонность к умозрительности, рассуждательству).
Экспериментально-психологическое исследование
Познавательные психические процессы. Психомоторные реакции (зрительно-моторная координация, активное внимание) несколько снижены по сравнению с вербально-логическими функциями. Наибольшее затруднение вызывают корректурные пробы, направленные на исследование переключаемости внимания, скорость образования механических навыков. В этих заданиях проявляется инертность и замедление темпа психомоторных реакций. Отмечается тенденция к повышенной утомляемости (истощаемость).
Показатели механического запоминания – в пределах средне-нормативных значений, т.е. несколько снижены по сравнению с логическими функциями (в большинстве соответствующим «хорошей» и «высокой норме»). Самые низкие результаты получены при заучивании цифрового материала – 5 цифр в прямом порядке, 6 – в обратном. Испытывает некоторые затруднения при арифметическом счете (относительное ослабление оперативной памяти). Показатели логической и долговременной памяти высокие. По результатам исследования и самоотчету испытуемого можно предположить гипермнестические возможности при усвоении логически связанного материала.
|
Мыслительная деятельность осуществляется на высоком уровне абстрагирования. Склонен к теоретизированию. Нарушений структуры мышления не отмечается. Со стороны динамики мышления – отчетливые проявления инертности, трудности переключения с одного предмета обсуждения на другой, обстоятельность, «застреваемость». Отмечается искажение мотивационно-личностного компонента мышления, заключающееся в: 1) неадекватности (неуместности) предмета рассуждения, стремлении давать объяснения глубоко научного характера любым (в том числе житейским) понятиям; 2) определенной разноплановости, гиперассоциативности мышления (трудно выбрать одну адекватную ассоциацию для ответа на конкретный вопрос); 3) «критике тестирования» (по мнению больного, экспериментальные задания имеют неоднозначный характер, допускающий разночтения; 4) нарушении критичности мышления (способности контролировать понятность и принятость своих суждений). Пример ответа испытуемого на одно из заданий субтеста «Понятливость» методики Векслера: вопрос: «Почему необходимо планирование?», ответ: «С точки зрения саморегулирующихся систем существует несколько видов регулирования в зависимости от числа объектов в системе...».
Отмеченные особенности и нарушения отразились в значительном преобладании показателя «Общая осведомленность» (эрудиция, запас знаний) над показателем «Понятливость» (социальный интеллект). Подобный разброс показателей методики Векслера указывает на определенную «оторванность» мыслительной деятельности испытуемого.
С заданиями на пространственный гнозис и праксис, зрительную память («Кубики Коса», тест Бентона) справляется успешно. Менее удачно справляется с заданиями, требующими привлечения интуиции, социальной перцепции, тонкой эмоциональной дифференцировки.
Эмоционально-личностная сфера. Ведущие характеристики личности испытуемого – глубокая интровертированность в сочетании с сензитивно-настороженным отношениям к окружающим, выявленные в клинико-психологическом исследовании, нашли свое отражение в значительном (выходящим за пределы нормативных значений) подъеме шкал «Шизоидности», «Социальной интроверсии», «Психопатии» и «Паранойяльности» Клинического личностного опросника (MMPI). В профиле MMPI отразились также психастенические особенности личности (неуверенность, тревожность и отдельные тревожно-фобические переживания, отсутствие свободной самореализации, сконцентрированность на своих проблемах и недостатках).
Однако, особое внимание следует обратить на максимальный подъем (Т=111) по шкале «Депрессии»(!). При анализе ответов испытуемого на вопросы шкалы, а также по результатам проективных тестов можно сделать предположение, что выявленные с помощью MMPI эмоциональные нарушения (депрессия) не имеет тотального характера, а относятся лишь к сфере значимых переживаний – восприятие себя в контексте социальных отношений. Самооценка и оценка перспективы имеет сугубо пессимистический характер, определяют неверие в возможность быть принятым в обществе, испытать признание, понимание (в том числе в гетеросексуальных отношениях). В профессиональной сфере, в сфере отношений со значимыми близкими значительного снижения эмоционального фона, мотивации, продуктивности не отмечается (отмечается лишь некоторая депремированность).
Заключение. По данным клинико– и экспериментально-психологического исследования, в познавательной сфере на фоне высоких интеллектуальных способностей отмечаются изменения общеорганического характера: инертность и повышенная истощаемость психических процессов, снижение психомоторных функций по сравнению с вербально-логическими, парциальное ослабление функций памяти, а также значительная подверженность интеллектуальной деятельности эмоциогенным влияниям (легко дезорганизуется при волнении). Мыслительная деятельность осуществляется на высоком уровне абстракции с нарушением личностно-мотивационного компонента (критичности), признаками шизоидной «оторванности».
В структуре личности отчетливо проявляется комплекс психогенно-реактивных образований, сформированных в течение жизни испытуемого на фоне органической недостаточности головного мозга. В рамках шизоидной психопатизации личности отмечаются черты сензитивности (c элементами паранойяльности), тревожной мнительности, эксплозивности, невротические (фобические) наслоения.
Плохая социальная приспособляемость (шизодность) в сочетании с сенсибилизированностью по отношению к реакциям окружающих на имеющийся физический недостаток определяют высокий риск декомпенсации (c возможностью непредсказуемых поступков) в ситуациях вхождения в новую социальную среду.
Оптимальной с точки зрения социальной адаптации и сохранения относительно устойчивого нервно-психического состояния является продолжение научной деятельности, соответствующей психическому складу испытуемого, в привычной социальной среде. Нуждается в психотерапевтической помощи.