Карта накопления баллов по дисциплине «Топографическая анатомия»





Содержание практических занятий по топографической анатомии

Наименование разделов, модулей, темы и учебных вопросов К-во часов
1. Предмет и задачи топографической анатомии. Методика изучения предмета. Учение о фасциях План урока: 1. Знакомство студентов с особенностями работы кафедры. 2. Предмет и задачи топографической анатомии. 3. Методы топографо-анатомических исследований. 4. Краткая история развития предмета. 5. Топографо-анатомическое определение области - внешнего ориентира, проекции. Вопросы для самостоятельной подготовки студентов: Теоретическая часть: 1. Предмет и задачи ТА. Области и части тела. 2. Методы изучения топографической анатомии. 3. Комплексная характеристика топографии органов (голотопия, - скелетотопия и синтопия). 4. Основные направления развития топографической анатомии - учение о крайних формах индивидуальной изменчивости органов и систем. 5. Прикладное значение фасций и межфасциальных клетчаточных пространств. Форма проверки знаний и умений: опрос, решение ситуационных задач, тестирование Домашние зарисовки: 1. Ориентирные линии (схема) 2. Схема осей и плоскостей в теле человека. 3. Топографоанатомические области по частям тела (таблица). 4. Классификация фасции (таблица). 5. Классификация клетчаточных пространств (таблица). ЛитератураОсновная: [1, 2, 3]. Дополнительная: [4, 5] 2 часа
2. Топографическая анатомия областей надплечья, плеча и локтевого сустава План урока: 1. Внешние ориентиры и границы области надплечья, плеча и локтя. 2. Топография слоев, проекции сосудов и нервов. Вопросы для самостоятельной подготовки студентов: Теоретическая часть: 1. Дельтовидная область: границы и послойная топография. Плечевой сустав. Поддельтовидное клетчаточное пространство. 2. Лопаточная область: границы, внешние ориентиры, костно-фиброзная ложа и их содержимое. Сосудисто-нервные пучки. 3. Подключичная область. границы, внешние ориентиры. Топография плечевого сплетения. 4. Субпекторальные клетчаточные пространства - поверхностные и глубокие. 5. Подмышечная область: внешние ориентиры, границы, топография. 6. Стенки подмышечной впадины. 7. Синтопия подмышечных сосудов и нервов. 8. Внешние ориентиры, границы и деление на области плеча. 9. Топография поперечных распилов плеча на уровне верхней, средней и нижней третей. 10. Главные сосудисто-нервные пучки плеча. 11. ТА локтевой области и локтевого сустава. Форма проверки знаний и умений: опрос, решение ситуационных задач, тестирование Домашние зарисовки: 1. Подмышечная артерия и ее ветви (схема). 2. Лопаточный артериальный круг (схема) 3. Схема трех– и четырехстороннего отверстия и их содержимое. 4. Плечевая артерия и ее ветви (схема). 5. Схема поперечного среза плеча на различных уровнях ЛитератураОсновная: [1, 2, 3]. Дополнительная: [4, 5] 2 часа
3. Топографическая анатомия области предплечья и кисти План урока: 1. Внешние ориентиры и границы области предплечья и кисти 2. Топография слоев, проекции сосудов и нервов. Вопросы для самостоятельной подготовки студентов: Теоретическая часть: 1. Область предплечья: внешние ориентиры, деление, границы. 2. Переднее фациальное ложи, мышечные слои предплечья. 3. Топография сосудисто-нервных образований в верхней, средней и нижней третях предплечья. 4. Клетчаточное пространство Пирогова – Парона и его связь с клетчаточными пространствами кисти и локтевой области. 5. Заднее и латеральное фасциальное ложе, мышечные слои. 6. Внешние ориентиры, границы области запястья и кисти. 7. Топография костно-фиброзных каналов и синовиальных образований лучезапястного сустава и кисти. Каналы запястья - запястный, лучевой и локтевой. 8. Ладонная поверхность кисти: послойное строение, кровоснабжения и иннервация пальцев, особенности строения кожи и подкожной клетчатки. 9. Тыльная поверхность кисти: послойная топография, сосуды и нервы. 10. Топография фасциальных лож и клетчаточных пространств кисти (сообщения). 11. Топография ладонных артериальных дуг, локтевого, лучевого и срединного нервов в области кисти. "Запретная зона" кисти. 12. Топографическая анатомия пальцев кисти. Форма проверки знаний и умений: опрос, решение ситуационных задач, тестирование Домашние зарисовки: 1. Схема ветвей плечевого сплетения. 2. Схема кровоснабжения предплечье и кисти. 3. Поперечный срез предплечья на различных уровнях (схема). 4. Поперечный разрез кисти на уровне запястья и пястья. 5. Запретная зона Канавелла. ЛитератураОсновная: [1, 2, 3]. Дополнительная: [4, 5] 2 часа
4. Топографическая анатомия ягодичной области, бедра и коленного сустава План урока: 1. Внешние ориентиры и границы ягодичной области, бедра и коленного сустава. 2. Топография слоев, проекция сосудов и нервов. Вопросы для самостоятельной подготовки студентов: Теоретическая часть: 1. Границы, внешние ориентиры передней области бедра. 2. Переднее фациальное ложе и мышечные слои. 3. Сосудисто-нервные пучки бедра. 4. Топография мышечной и сосудистой лакуны. Хирургическая анатомия бедренных грыж. 5. Топография бедренного треугольника. 6. Топография запирательного канала. 7. Заднее фациальное ложе бедра и ее содержимое 8. Топография тазобедренного сустава. Особенности у детей. 9. Приводящий (Гунтеров) канал, стенки, отверстия, сообщения. 10. Границы, внешние ориентиры и проекции сосудисто-нервных пучков ягодич­ной области 11. Топография мышечных слоев, фасций и клетчаточных пространств ягодичной области. 12. Связь клетчаточных пространств ягодичной области с пространствами малого таза и бедра. Особенности их у детей. 13. Границы, внешние ориентиры области колена. 14. Коленный сустав: связки, синовиальные завороты и их клинические значение. 15. Топография подколенной ямки. Проекция сосудов и нервов. Форма проверки знаний и умений: опрос, решение ситуационных задач, тестирование Домашние зарисовки: 1. Поперечные распилы бедра на различных уровнях. 2. Схема сосудистой и мышечной лакуны. 3. Проекционная линия седалищного нерва и a. tibialis posterior. 4. Схема ветвей бедренной и подколенной артерии. 5. Схема сосудов и нервов над– и подгрушевидного отверстия. ЛитератураОсновная: [1, 2, 3]. Дополнительная: [4, 5] 2 часа
5. Топографическая анатомия голени, голеностопного сустава и стопы План урока: 1. Внешние ориентиры и границы области голени, голеностопного сустава и стопы. 2. Топография слоев, проекция сосудов и нервов. Вопросы для самостоятельной подготовки студентов: Теоретическая часть: 1. Границы, внешние ориентиры голени и проекции, главных сосудисто-нервных пучков. 2. Переднее и боковое фасциальное ложе голени (содержимое, сосуды и нервы). 3. Поперечные распилы верхней, средней и нижней трети голени. 4. Задняя область голени, границы, мышечные слои. Проекция сосудов и нервов. 5. Клетчаточное пространство голени и их связи. 6. Границы и внешние ориентиры области голеностопного сустава. 7. Передняя и задняя области голеностопного сустава, послойное строение. 8. Топография области медиальной и латеральной лодыжки. 9. ТА голеностопного сустава и лодыжкового канала 10. Тыльная поверхность стопы: границы, внешние ориентиры, проекции сосудов и нервов. 11. Топография области подошвы: слои, фасциальные ложа и их содержимое. 12. Топография клетчаточных пространств и сосудисто-нервных пучков подошвы. 13. Хирургическая анатомия врожденной косолапости. Форма проверки знаний и умений: опрос, решение ситуационных задач, тестирование Домашние зарисовки: 1. Схемы поперечных распилов голени на различных уровнях. 2. Стенки подколенной ямки. 3. Основные нервные пучки голени (схема). 4. Поперечные распилы стопы на различных уровнях. 5. Кровоснабжение стопы. ЛитератураОсновная: [1, 2, 3]. Дополнительная: [4, 5] 2 часа
6. Топографическая анатомия мозгового отдела головы План урока: 1. Внешние ориентиры и границы мозгового отдела головы. 2. Топография слоев, сосудов и нервов. 3. Индивидуальные и возрастные особенности. Вопросы для самостоятельной подготовки студентов: Теоретическая часть: 1. Границы и области мозгового отдела головы. 2. Топографо-анатомические особенности свода черепа и их значения. 3. Топография лобно- теменно- затылочной области. 4. Топографическая анатомия области сосцевидного отростка. 5. Топографическая анатомия височной области. 6. Внутреннее основание черепа – передняя, средняя и задняя черепные ямки и их содержимое. Топография черепных нервов. 7. Твердая мозговая оболочка, ее отростки, синусы. 8. Паутинная и мягкая мозговая оболочка. Межоболочечные пространства. Цистерны 9. Ликвородинамика. 10. Кровоснабжение головного мозга. Виллизиев круг – формирование, ветви. 11. Особенности строения костей черепа у детей. 12. Хирургическая анатомия врожденных мозговых грыж и гидроцефалии. Форма проверки знаний и умений: опрос, решение ситуационных задач, тестирование Домашние зарисовки: 1. Схема послойного строения мозгового отдела головы 2. Схема Кренлейна – Брюсовой. 3. Схема Виллизиева круга и его главных ветвей. 4. Синусы твердой мозговой оболочки. 5. Ликвородинамика (схема). ЛитератураОсновная: [1, 2, 3]. Дополнительная: [4, 5] 2 часа
7. Топографическая анатомия лицевого отдела головы План урока: 1. Внешние ориентиры и границы лицевого отдела головы. 2. Топография слоев, сосудов и нервов. Вопросы для самостоятельной подготовки студентов: Теоретическая часть: 1. Границы и внешние ориентиры лицевого отдела головы. 2. Передняя область лица – глазница, области носа и рта. 3. Особенности строение глазницы у детей. 4. Боковая область лица – щечная, околоушно-жевательная. 5. Особенности венозного оттока лица. 6. Топографо-анатомическое обоснование лицевой части головы. 7. Топографическая анатомия околоушной железы у взрослых и детей. 8. Топография крылонебной ямки и ее содержимое. 9. Топография лицевого нерва. 10. Топография тройничного нерва. 11. Глубокая область лица, сосудисто-нервные образования. 12. Височно - челюстно-крыловидная и межкрыловидные клетчаточные пространства Пирогова (практическое значение). 13. Около- и позадиглоточные клетчаточные пространства (практическое значение). 14. Хирургическая анатомия врожденных пороков лица: колобома, макростомия, расщелины верхней губы и твердого неба. Форма проверки знаний и умений: опрос, решение ситуационных задач, тестирование Домашние зарисовки: 1. Ветви лицевой артерии (схема). 2. Ветви верхнечелюстной артерии (схема). 3. Схема ветвей тройничного нерва. 4. Схема ветвей лицевого нерва. 5. Крыловидное венозное сплетение и его связи. ЛитератураОсновная: [1, 2, 3]. Дополнительная: [4, 5] 2 часа
8. Топографическая анатомия области шеи План урока: 1. Внешние ориентиры и границы области шеи. 2. Топография слоев, сосудов и нервов. Вопросы для самостоятельной подготовки студентов: Теоретическая часть: 1. Границы шеи. Передняя и задняя область. 2. Треугольники шеи – формирование, практическое значение. 3. Классификация фасции шеи по В.Н. Шевкуненко. 4. Топография главного сосудисто-нервного пучка шеи. 5. Клетчаточные пространства шеи. 6. Топография надподязычной области. 7. Топография подподязычной области. 8. Топография грудино-ключично-сосцевидной области. 9. Особенности венозного и лимфатического оттока шеи. 10. Топография нервов, узлов и лимфатических сосудов шеи. 11. Особенности топографии органов шеи у детей 12. Хирургическая анатомия врожденных пороков: свищей и кист шеи, кривошеи Форма проверки знаний и умений: опрос, решение ситуационных задач, тестирование Домашние зарисовки: 1. Схема треугольников шеи. 2. Схема фасций шеи по Шевкуненко 3. Наружная сонная артерия и ее ветви (схема). 4. Подключичная артерия и ее ветви (схема). 5. Венозный отток области шеи. ЛитератураОсновная: [1, 2, 3]. Дополнительная: [4, 5] 2 часа
9. Топографическая анатомия груди План урока: 1. Внешние ориентиры и границы области грудной клетки. 2. Топография слоев, сосудов и нервов грудной клетки. 3. Топография легких, плевры. Особенности их у детского возраста 4. Топография органов переднего средостения. 5. Топография органов заднего средостения. Вопросы для самостоятельной подготовки студентов: Теоретическая часть: 1. Область грудной клетки. 2. Грудная стенка и грудная полость. 3. Индивидуальные и возрастные различия формы груди и органов грудной полости. 4. Слои грудной клетки. Поверхностный слой грудной полости. 5. Топография молочной железы. Особенности ее строения у детей. Пороки развития молочной железы: амастия, полимастия, гинекомастия. 6. Строение межреберных промежутков и их содержимое. 7. Топография диафрагмы, слабые места, кровоснабжения, иннервация. 8. Топография плевры: отделы, синусы. 9. Топография легких - границы, доли, зоны и сегменты. 10. Топография ворот и корня легких. 11. Лимфатические узлы и сосуды грудной клетки и грудной полости. 12. Топография органов переднего средостения. Особенности топографии органов у детей 13. Вилочковая железа и особенности ее строения у детей. 14. Топография органов заднего средостения. Форма проверки знаний и умений: опрос, решение ситуационных задач, тестирование Домашние зарисовки: 1. Схема межреберных промежутков. 2. Схема границ легких, плевры и сердца. 3. Непарная и полунепарная вены. 4. Средостение и его отделы. 5. Лимфооток молочной железы. ЛитератураОсновная: [1, 2, 3]. Дополнительная: [4, 5] 2 часа
10. Топография переднебоковой стенки живота. Слабые места живота План урока: 1. Внешние ориентиры и границы области живота. 2. Топография слоев, сосудов и нервов ПБСЖ. 3. Слабые места живота. Вопросы для самостоятельной подготовки студентов: Теоретическая часть: 1. Границы переднебоковой стенки живота, области. 2. Послойная топография ПБСЖ фасции, мышцы, сосуды и нервы. 3. Образования влагалища для прямой мышцы живота выше и ниже пупка. 4. Понятия о грыжах: определение, виды, элементы и др. 5. Слабые места ПБСЖ. 6. Строения белой линии, треугольника Пти, Волынского и Спигеллиевой линии живота. 7. Топография пупочного кольца. Особенности у детей. 8. Топография подвздошно-паховой области, пахового треугольника и пахового промежутка. 9. Внутренний рельеф ПБСЖ. 10. Паховый канал у мужчин, женщин и детей. 11. Врожденные пороки передней брюшной стенки: свищи пупка (мочевые, желточные), грыжи пупочного канатика. Форма проверки знаний и умений: опрос, решение ситуационных задач, тестирование Домашние зарисовки: 1. Деления переднебоковой стенки живота на области (схема). 2. Схема пахового канала. 3. Задняя поверхность передней брюшной стенки. 4. Формирования влагалища прямой мышцы живота (схема). 5. Кровоснабжение переднебоковой стенки живота. ЛитератураОсновная: [1, 2, 3]. Дополнительная: [4, 5] 2 часа
11. Топографическая анатомия органов брюшной полости. Производные брюшины План урока: 1. Этажи брюшной полости. 2. Топография органов, проекции сосудов и нервов. 3. Производные брюшины. Вопросы для самостоятельной подготовки студентов: Теоретическая часть: 1. Деление брюшной полости на этажи. Ход брюшины, листки, свойства. 2. Производные брюшины – сумки, карманы, щели и их практическое значение. 3. Скелетотопия и синтопия печени. Особенности ее положения, формы и размеров у детей. 4. Хирургическая анатомия желчного пузыря и внепеченочных желчных путей. 5. Топография желудка. Особенности формы, размеров и положения желудка у детей 6. Топография двенадцатиперстной кишки – части, кровоснабжения, иннервация, лимфоотток. 7. Топография поджелудочной железы – части, кровоснабжения, иннервация, лимфотток. 8. Топография селезенки – кровоснабжения, иннервация, связочный аппарат. 9. Особенности топографии органов детского возраста 10. Топография тощей и подвздошной кишки – особенности кровоснабжения, иннервация и лимфотток. 11. Топография илеоцекального угла и червеобразного отростка. 12. Топография отделов толстой кишки – кровоснабжения, иннервация, лимфоотток. Форма проверки знаний и умений: опрос, решение ситуационных задач, тестирование Домашние зарисовки: 1. Ход брюшины и ее производные (схема). 2. Малый сальник и ее содержимое. 3. Чревной ствол и ее ветви (схема). 4. Кава–кавальные и портокавальные анастамозы. 5. Треугольник Кало и внепеченочные протоки (схема). 6. Воротная вена и ее притоки. 7. Ветви брыжеечных артерий. 8. Нарисовать схему синусов, каналов брюшной полости. 9. Варианты расположения червеобразного отростка. 10. Аппендикулярные точки (схема). ЛитератураОсновная: [1, 2, 3]. Дополнительная: [4, 5] 3 часа
12. Топографическая анатомия спины и забрюшинного пространства План урока: 1. Топографическая анатомия поясничной области и забрюшинного пространства. Особенности у детей 2. Послойная топография, проекция сосудов и нервов. Вопросы для самостоятельной подготовки студентов: Теоретическая часть: 1. Границы и внешние ориентиры поясничной области. 2. Топография латерального отдела поясничной области. Слабые места. 3. Пути распространения инфекции из поясничной области и их практическое значение. 4. Забрюшинное пространство. Фасции и слои клетчатки. 5. Топография крупных сосудов и нервов. 6. Распространение гнойных процессов. 7. Топография почек (голо -, скелето-, и синтопия). 8. Топография надпочечников (голо -, скелето -, и синтопия). 9. Топография мочеточников (голо -, скелето -, и синтопия). 10. Варианты расположения элементов почечной ножки, особенности формы и расположения почек у детей. 11. Хирургическая анатомия врожденной и приобретенной дистопии почек, подковообразной почки. Форма проверки знаний и умений: опрос, решение ситуационных задач, тестирование Домашние зарисовки: 1. Схема забрюшинного пространства на сагиттальном срезе 2. Забрюшинное пространство на поперечном срезе: 3. «Слабые места» поясничной области. 4. Поясничное сплетение. 5. Нижняя полая вена и впадающие ветви. ЛитератураОсновная: [1, 2, 3]. Дополнительная: [4, 5] 2 часа
13. Топографическая анатомия органов малого таза и промежности План урока: 1. Топографическая анатомия органов таза у мужчин и женщин. 2. Топография промежности проекция сосудов и нервов. Вопросы для самостоятельной подготовки студентов: Теоретическая часть: 1. Костно-связочно-мышечная основа таза (стенки таза). 2. Топография таза, полость таза, этажи таза. 3. Топографическая анатомия органов таза и промежности. 4. Особенности топографии органов таза. 5. Особенности формы и положения тазовых органов у детей. 6. Топография срамного сосудисто-нервного пучка. 7. Клетчаточное пространство седалищно-прямокишечной ямки и его связь с клетчаточными пространствами малого таза и ягодичной области. 8. Мочеполовой треугольник, поверхностные и глубокие слои, мочеполовая диафрагма. 9. Топография мужской. Мочеполовой и анальный отделы. 10. Срамная область у мужчин. Половой член и мошонка с ее содержимое. 11. Топография женской промежности. Мочеполовой отдел. 12. Срамная область у женщин. 13. Стадия опускания яичка. Форма проверки знаний и умений: опрос, решение ситуационных задач, тестирование Домашние зарисовки: 1. Три этажа полости малого таза (схема). 2. Фасциальныепространства таза на поперечном срезе (схема). 3. Наружная и внутренняя подвздошные артерии и их ветви. 4. Мышцы и фасции таза. 5. Размеры таза. Половые особенности. 6. Фасции промежности в области диафрагмы мужского таза 7. Мышцы мочеполовой и тазовой диафрагмы: 8. Оболочки яичка (схема). 9. Слои мошонки и передней брюшной стенки (таблица). 10. Кровоснабжение яичка ЛитератураОсновная: [1, 2, 3]. Дополнительная: [4, 5] 2 часа
14. Топографическая анатомия позвоночника и спинного мозга План урока: 1. Топографическая анатомия позвоночника и спинного мозга. 2. Топография, проекция сосудов и нервов. Вопросы для самостоятельной подготовки студентов: Теоретическая часть: 1. Строение позвоночника. Позвоночный столб. Внешние ориентиры, изгибы позвоночника. 2. Позвоночный столб как целое. Позвоночный столб в рентгеновском изображении 3. Позвоночный канал и его содержимое. 4. Индивидуальные и возрастные отличия позвоночника и спинного мозга. 5. Кровоснабжение и иннервация позвоночника. Венозный отток, его особенности, значение в распространении инфекции и метастазов. 6. Топография оболочек и межоболочечных пространств спинного мозга. 7. Топография нервных корешков и спинальных ганглиев. Домашние зарисовки: 1. Строения спинного мозга (схема). 2. Образование спинномозговых нервов (схема). 3. Нарисовать схему кровоснабжения спинного мозга. ЛитератураОсновная: [1, 2, 3]. Дополнительная: [4, 5] 1 часа
Всего: 27 часов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: