Тема 1. Основы общей этики. Профессиональная этика.
1. Этика как учение о морали. Составные части этики: этическая аксиология, деонтология, социология морали, историческая этика и др. Роль этики в формировании представлений человека о мире (Авторитарная этика. Рационалистическая этика. Этические концепции Древней Индии.Этические взгляды Фомы Аквинского и Августина Блаженного. Этические противоречия Средневековья. Антропоцентризм этической мысли эпохи Возрождения. Гуманистические взгляды М.Монтеня, М.Фичино, К.Ландино Аморализм учения Н.Макиавелли. Новые нравственные ориентиры Ренессанса в сравнении со средневековой философией. Принципы новой морали в учении Ф. Ницше. Взаимодействие культуры и этики в учении А. Швейцера.)
2. Структура этики. Этика добродетелей и институциональная этика: их специфика и взаимосвязь. Отражение современных проблем развития российского общества в предмете этики
3. Понятие о профессиональной этике. Служебная этика как вид профессиональной этики. Сущность этических принципов. Этический кодекс служащего.
4. Характеристика основных этических категорий: ценности, добро и зло, благо и социальное зло, достоинство и честь.
5. Высшие нравственные ценности. Общественный характер нравственных ценностей. Нравственная свобода: потребность личности в нравственном выборе и способность к нему.
6. Понятие долга. Формирование нравственного долга. Его виды и механизм реализации. Представление о нравственном долге в истории этической мысли. Критика нравственного нигилизма. Совесть как моральный абсолют, форма нравственной самооценки. Функции совести. Гуманизм как этический принцип
Контрольное практическое задание 1 – ВЫПОЛНЯЕТСЯ ОТДЕЛЬНО НА ПОРТАЛЕ.
|
Составьте терминологический словарь по курсу и на основе словаря разработайте кроссворд (сканворд и пр.).
Контрольное практическое задание 2 – ВЫПОЛНЯЕТСЯ ОТДЕЛЬНО НА ПОРТАЛЕ.
Найдите изречение древних философов о категориях этики (ценности, добро и зло, благо и социальное зло, достоинство и честь), 1-2 изречения объясните в форме эссе. Отправьте выполненное задание преподавателю.
Литература:
1. Анопченко Т.Ю.Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 381 с.
2. Барышева А.Д. Этика и психология делового общения. – М: Альфа-М, 2006. – 255 с.
3. Психология и этика делового общения: Учебн. для вузов. Под ред. Лавриненко В.И. – М., 2003.
4. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М., 2004.
5. Титова, Л.Г. Деловое общение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 271 с.
6. Солоницына А.А. профессиональная этика и этикет. – Владивосток, 2005. – 200 с.
7. Этика. Хрестоматия. /Авт.-составитель В.А. Ермаков. – М.: 2010. – 132 с.
Тема 2. Профессиональный этикет. Этикет как социальное явление.
1. Соотношение правовых и этических норм в сфере делового администрирования. Виды этических норм и механизм их реализации в сфере деловых отношений.
2. Нравственные основы служебной субординации. Особенности правил партнёрских отношений в России и за рубежом.
3. Вербальные и невербальные компоненты в деловом общении. Кинесика в ситуации знакомства. Виды рукопожатия. Кинесика в ситуации беседы: язык позы, мимика, язык жестов, взгляда.
4. Кинесика и этикет в конфликтной ситуации, при публичном выступлении. Психологические приемы убеждения в споре. Нечестные приемы и уловки в споре. Рекомендации ведения спора. Сущность морального выбора и риска.
|
5. Протокол и этикет делового общения. Этикет общения с подчиненными: распоряжение, поощрение, наказание, увольнение со службы и прием на работу.
6. Принципы работы с персоналом. Общение с «трудным» руководителем. Особенности деловой беседы. Этикет деловой встречи. Этикет телефонного общения.
Контрольное практическое задание 3 - ВЫПОЛНЯЕТСЯ ОТДЕЛЬНО НА ПОРТАЛЕ.
Выполните итоговый тест по курсу
Контрольное практическое задание 4 - - ВЫПОЛНЯЕТСЯ ОТДЕЛЬНО НА ПОРТАЛЕ.
1) Изучите статью Столяренко Л.Д. «Типы конфликтов и управление конфликтной ситуацией» (Авт.-сост. Ермаков В.А. Этика. Хрестоматия. – М., 2010. – С. 68-106. - См. в электронном приложении). Сделайте памятку по этикету бесконфликтного общения по плану:
Стратегии поведения в конфликтной ситуации | Пути выхода из конфликта | Правила поведения в конфликте | Рекомендации для бесконфликтного общения | Приемы разрешения служебного конфликта |
Смоделируйте ситуацию общения в педагогическом коллективе в системе «педагог-педагог»/«педагог-администрация» (на выбор) и предложите вариант ее решения на основе правил и приемов служебной этики.
Тема 3. Этика межкультурного общения педагога в различных системах.
Круглый стол «Деловой этикет в разных странах».
1. Этикет переговоров. Переговорный процесс: тактические приемы. Национальные и культурные особенности деловых отношений. Американский стиль ведения переговоров, деловых бесед. Французский деловой протокол и этикет. Английские традиции в деловых отношениях. Традиции и этика делового общения в Германии. Российский деловой протокол.
|
2. Подготовьте доклады (2-3) на тему «Деловой этикет в разных странах мира». Обсудите в рамках круглого стола.
Литература:
1. Анопченко Т.Ю.Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 381 с.
2. Барышева А.Д. Этика и психология делового общения. – М: Альфа-М, 2006. – 255 с.
3. Психология и этика делового общения: Учебн. для вузов. Под ред. Лавриненко В.И. – М., 2003.
4. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М., 2004.
5. Титова, Л.Г. Деловое общение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 271 с.
6. Солоницына А.А. профессиональная этика и этикет. – Владивосток, 2005. – 200 с.
7. Этика. Хрестоматия. /Авт.-составитель В.А. Ермаков. – М.: 2010. – 132 с.
8. Ханников А.В. Деловой этикет и ведение переговоров. – М., 2005