Ведущие – мама и две дочки.




Сценарий игровой программы

«Во что играли наши бабушки»

 

 

Автор: Никитина Елена Юрьевна - методист ДТДМ

 

 

Смоленск 2017

Игровая программа

«Во что играли наши бабушки»

 

Место проведения: этнографический музей детского туристско-краеведческого клуба «Гамаюн».

Звучит народная музыка.

Ведущие – мама и две дочки.

Возникновение народной игры теряется в стародавних временах. Еще в Лаврентьевской летописи, в которой говориться о лесных славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища.

В течение долгого времени игры по традиции передавались в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времени, которая связывает прошлое с настоящим и будущим.

Русская народная игра – это наша историческая память. «Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры», - к этой оценке А. В. Луначарского трудно что-либо добавить.

Мальчишки и девчонки любили вместе со взрослыми приходить на вечеринки, собирались на деревенской улице, за околицей. водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; с песнями катались на лошадях. Во всех народных играх проявлялась любовь русского человека к веселью, удальству.

Игры отличаются богатством интеллектуального содержания, требуют от играющих внимания, сообразительности, волевого напряжения. А сколько новых впечатлений черпали дети в народной игре!

Дети спрятались, а ищет их «палочка-застука», играя, они встречают «дедушку Пыхто», узнают, кто же такие кум и кума. Да и водящихю оказывается, называют по-разному. В одной игре – это «юлушка-юла»; в другой – «квасик – торгасик», а в третьей – «огарышек»!

В играх есть дразнилки, поддевки – остроты. Перед началом или по ходу дети нараспев произносят прибаутки, все вместе поют детские дразнилки. В прибаутках о ком только не узнаешь, и кого только не встретишь! Что ни прибаутка, то яркая и динамичная сценка в действии!

Вот дети глядят и дивятся, как летят «кокушки» (кукушки), вместе с бабушкой Ульяной едут на базар, просят Иванушку – братца «состроить» избушку, рассказывают Назару, какой он должен купить им сарафан.

Все прибаутки, дразнилки, считалки и песенки отличаются ритмичностью.

 

Чеки-чеки, чекалочки,

Ехал Ваня на палочке,

А Сашенька – на тележке

Щелкает орешки,

Орешки калены,

С Москвы привезены.

 

Утка – Маврутка,

Селезень – Павлутка,

Курица – Аниска,

Петушок – Бариска,

Кошка – Матрешка,

А кот – Агафошка.

 

Сегодня у многих из вас, может быть, состоится первая встреча с русской народной игрой.

(Далее на сцене появляются мама и две дочери)

1 дочка. Мама, ну поиграй с нами!

2 дочка. Нам скучно!

Мама. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Милые дочки, мне надо вам варежки вязать.

Дочки. Нет, ну, мама! Поиграй с нами!

Мама. Играть – не устать, не ушло бы дело!

1 дочка. А я тоже знаю поговорку: Играй, играй, да дело знай!

Мама. Хорошо, давайте! Но поиграем в те игры, в которые играли в старину.

Дочки. Давай, мам! А гостей звать будем?

Мама. Конечно, будем.

Собирайся, народ!

Шумный праздник идет.

Шутки, радостный смех

Вместе свяжут нас всех!

Мы не будем скучать!

Вы хотите играть?

Дети. Да!

1 дочка. Веселья вам и радости!

2 дочка. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

Мама. Припасли мы для вас игры на всякий вкус.

Дочки. Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Мама. В тесноте – да не в обиде.

Я вижу, гости пришли к нам с хорошим настроением, желанием играть и веселиться. Я права?

А сейчас я предлагаю вам размяться и поиграть в одну интересную игру «Семь сыновей».

В этом вам помогут мои дочки.

1 дочка. Ребята, образуйте круг, взявшись за руки. В центре круга будет моя сестричка, которая будет изображать старушку (на голове у нее платок, в руках палочка). Вы будете проходить мимо нее, взявшись за руки, и петь вместе со мной:

У одной бедной старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,

С большими носами,

С длинными ушами;

Ничего не ели,

А все только пели,

Скакали да играли,

Как? (вопрос старушке)

Старушка. Делали все вместе

Так!

Старушка делает какое-нибудь движение, жест, принимает смешную позу. Все ей подражают. Кто зазевается, не сумеет или не точно повторит движение, платит фонт или становится на место старушки, а она в круг.

Если старушка отвечает: «Никак!» - дети снова идут по кругу и поют.

2 дочка. Правила вы знаете, значит, начнем игру.

Мама. Молодцы, а я знаю еще одну интересную игру.

Называется она «Воробушек и кот».

Правила игры.

Все играющие находятся за кругом и изображают воробушков. Водящий – кот встает в середину круга. Воробушки то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зерна (внутри круга рассыпаны карамельки). Кот бегает по кругу и старается поймать их. Воробушек, до которого дотронулся кот, высыпает все собранные зерна и вылетает из круга, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных воробьев.

2 дочка. Ребята, вам понравилась эта игра?

А я знаю еще одну не менее интересную игру, которая называется «Заводила».

Условия игры.

Дети выбирают заводилу, и все вместе встают в круг на расстоянии двух шагов друг от друга. Затем приглашают в круг водящего, (он стоит в стороне, чтобы не знать, кого выберут заводилой).

Водящий идет по кругу, внимательно смотрит на детей и старается угадать заводилу. Как только он оказывается к заводиле спиной, тот производит какое-либо движение, которое повторяется вместе с детьми.

Водящий может угадывать трижды и если не угадает, то дети выбирают других водящего и заводилу, то тот становится новым водящим.

Примечание.

1. Играющие не должны постоянно смотреть на заводилу.

2. Водящему не разрешается во время угадывания долго смотреть на одного игрока.

3. Заводилы не должны копировать движения друг друга.

Мама. А знают ли наши гости какие-нибудь игры?

Дети. Да!

1 дочка. Мама, пусть они нам расскажут о тех играх, которые они знают, и научат нас в них играть.

2 дочка. Ой, как здорово! Давайте скорее начнем.

Мама. Я надеюсь, дорогие гости, вы научите нас играть в те игры, которые вы знаете?

Дети. Да!

Далее каждая группа проводит по одной игре со всеми присутствующими, проводящие игры одеты в русские народные костюмы. (См. приложение).

Мама. Спасибо вам, гости дорогие, за ваши интересные игры. Теперь каждый из вас сможет без труда развлечь своих друзей, гостей. Всего вам доброго, до новых встреч!

 

 

Приложение.

Заря.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – Заря одит с лентой и говорит:

Заря – зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Петушки.

На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих – вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки, и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).

Крот и улитка.

Одному играющему завязывают глаза, он изображает крота. Остальные подходят к нему с вопросом: «Крот – крот, я улитка и ползу в угол. Сколько я должна проползти шагов?» Крот называет число шагов. Улитка отходит на незначительное расстояние и садится на пол. Когда все играющие разойдутся по своим местам, крот по сигналу ведущего идет их искать.

Тот, кого нашли, выходит из игры. Игра кончается, когда найдена половина игроков.

Горячая рука.

Один из играющих закрывает глаза, одну руку держит за спиной. Остальные по очереди подходят к нему сзади, берут его руку, и каждый что-то говорит. Это могут быть прибаутки:

Девица – девица!

Сходи за водицей!

А чи – чи, чи – чи, чи – чи,

Пирожки горячи!

 

Ай, чу – чу, чу – чу, чу – чу!

Я горшочек молочу!

Оля, Оля, вылей воду

На дубовую колоду!

Водящий должен узнать по голосу, кто подошел; узнанный встает на его место. Играющим разрешается изменять голос.

Зайка.

Зайка сидит на корточках в центре круга. Играющие ходят вокруг него, держась за руки, и поют:

Что ты, заинька, сидишь,

Пригорюнившись, молчишь?

Зайка скок, скок, скок,

Зайка скок, скок, скок!

Скок – поскок, скок – поскок!

При повторении слов: «Зайка скок, скок, скок!», - зайка встает и прыгает на двух ногах на месте. При словах: «Скок – поскок», - он подпрыгивает к одному из детей, берет его за руку, и они вместе прыгают в центре круга.

Игра повторяется, но грустят уже два зайчика. И песенку дети поют по-другому:

Что вы, заиньки, сидите,

Пригорюнившись, молчите?

Заиньки скок, скок, скок.

После песенки каждый из заек забирает из круга еще по одному участнику. И так, в зависимости от количества играющих, число зайчиков увеличивается – 4, 8, 16 и т. д.

При последнем повторении все дети – «зайчики», а песню поет педагог. Играющие могут петь и другую песенку:

- Что ты, заинька, сидишь,

Пригорюнившись, молчишь?

Заинька серенький,

Где ты был – пропадал?

- В огороде капусту ел,

Голодал!

Коротенькие ножки,

Сафьяновы сапожки!

Зайка серый, поскачи!

Скок, скок, скок,

Зайка скок, скок, скок!

Скок – поскок, скок – поскок!

Заинька.

Дети образуют круг, взявшись за руки. В кругу стоит «заинька». Пока все в кругу «заиньку» не представят, игру не окончат:

- Заинька, погуляй, серенький, погуляй!

Вот так, вот так погуляй.

Вот так эдак погуляй!

- Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой!

Вот так, вот так топни ножкой,

Вот так эдак топни ножкой!

- Заинька, поскачи, серенький, поскачи!

Вот так, вот так поскачи,

Вот так эдак поскачи!

- Заинька, сорви цвет, серенький, сорви цвет!

Вот так, вот так сорви цвет,

Вот так эдак сорви цвет!

- Заинька, свей венок, серенький, свей венок!

Вот так, вот так свей венок,

Вот так эдак свей венок!

- Заинька, надевай, серенький, надевай!

Вот так, вот так надевай,

Вот так эдак надевай!

Кто «заинькой» по кругу ходит, все покажет – и ножкой топнет, и поскачет, а как споют «надевай», так он подойдет к кому-нибудь и сделает вид, что ему венок на голову надевает, в круг его выведет, а сам на его место станет.

 

Литература

1. Филимонов В. П. Русские обрядовые праздники/ Владимир, 1994.

2. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры/Айрис Пресс москва, 2004.

3. Русский детский фольклор/ Москва 1987.

4. Фольклорные игры для школьников. Воспитание школьников, № 3, 1993.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: