НОВЫЕ ПЕТРЫ И ПАВЛЫ – ЭТО МЫ?




Протоиерей Андрей Ефанов

День памяти апостолов Петра и Павла можно назвать вторым Днем Святаго Духа. Потому как в жизни первоверховных апостолов действие Святаго Духа проявляется настолько явственно, что христианину остается только одно – всем сердцем, всей душой возблагодарить Господа за тот дар, который мы все получили в лице Петра и Павла. Апостол Петр с самого начала Христова благовестия был рядом с Богочеловеком. Он видел множество исцелений и воскрешений, которые совершил Господь, он присутствовал и на Фаворе, и в Гефсимании, причастился на Тайной Вечери и первый исповедал Христа Богом. Но пока Сам Господь не обновил Симона, он не стал Петром. Троекратное отречение от Христа показывает, что человеческая немощь может быть достаточно велика. Но любовь Петра к Своему Учителю не погасла от такого предательства. Он говорит Христу: «Ты Сам знаешь, как я люблю Тебя», – и это не пустые слова, потому как на них Господь отвечает словами полного доверия: «Паси овцы Моя» (Ин. 21). Обновленный же Духом Святым, апостол Петр становится ревностным проповедником Евангелия и уже не страшится страданий и смерти, но восходит на крест вслед за Своим Божественным Учителем. Апостол Павел впервые предстает перед нами гонителем христианства и участвует в первом в истории Церкви гонении на
христиан – казни апостола Стефана. Ему, «фарисею из фарисеев», христианство видится опасной ересью. Но любовь к Богу спасает его. Господь открывает ему истину, и из гонителя Павел становится наиболее плодовитым колосом Христовой нивы. Вся его жизнь становится живым свидетельством того, как Божия благодать может изменить душу, исполненную стремления всецело, без остатка служить Высшей Истине. В последнее время часто говорят о том, что Петров пост появился в знак солидарности с теми, кто не мог поститься Великим постом и в это время компенсировал свое упущение. Но у этого поста есть и другой не менее важный смысл. Господь говорит о том, что Его ученики будут поститься, «когда отнимется у них Жених» (см. Мк. 2, 18–20). Наше духовное состояние зачастую и есть состояние потери Христа в той или иной степени. Чтобы обрести твердость в вере (так как маловерие изгоняется молитвой и постом), мы возлагаем на себя воздержание и усиливаем молитву. И можем ожидать дар Божий – Его обновляющую и укрепляющую благодать. Но почему к Петрову дню мы не становимся новыми Петрами и Павлами? Что мешает нам обрести подобную ревность? Главной помехой, кажется, является наша косность. Из-за нее мы не можем искренно повторить за апостолами: «Вот мы оставили все и последовали за Тобою» (Мк. 10, 28). Что-то всегда мешает нам: земные склонности и привязанности, привычки, может, и не особо греховные, но опасные именно тем, что они становятся тонкой, но непреодолимой преградой между свободой во Христе и узкими рамками привычного быта. В Австралии вместо ворот на многочисленных фермах зачастую ставят рамку, завешенную полосками шуршащего материала. Проход свободен, но животные не могут его преодолеть. Так же и в нашей духовной жизни, по-видимому, нет ни малейшего препятствия для жизни во Христе, но призрачная завеса обычаев мирских, кажущаяся сложность жизни в Христовой свободе мешает нам всецело раскрыться Богу, выйти на просторы Богопредстояния и последовать за Христом. Господь заповедал верующим «взять крест свой и следовать за Мной» (см. Мф.10, 38). Но нас не должен пугать этот призыв: «Иго Мое благо и бремя легко» (см. Мф.11, 30). А вот тяжесть грехов каждый из нас может оценить, исходя из своего жизненного опыта. Мир греха ограничен. К. Льюис говорит, что даже одно яблоко преддверия рая не поместится во всем аду. И лучшее время оставить греховную ограниченность и отдаться просторам Божьей широты – время поста. Дело тут не только и не столько в пище – важнее сам духовный настрой. Особые молитвы, осознание того, что с тобой постятся многие из верных христиан, делают душу человека более податливой для принятия Бога в свое сердце. Частое причащение обновляет человека всецело – не только душу, но и тело соделовает частью Бога. И пускай мы зачастую быстро теряем этот божественный дар, но прикосновение к вечности не проходит бесследно. День за днем, причащение за причащением постепенно вырывают христианина из состояния греховной одержимости и обновляют человека плотского в человека духовного. Порой за временем духовного подъема следует падение. Человек слаб, а современный человек слаб даже не вдвойне, а многократно. Но каждое падение не должно становиться для нас поводом для уныния. Наоборот, видя пример первоверховных апостолов, мы можем и должны восстать из греховного сна и вновь «облещись во всеоружие Христово». Если Петр, трижды отрекшийся от Христа, своей любовью вернул свое апостольское достоинство, если страстный гонитель христианства Павел смог стать столь дивным благовестником, то и нам в нашем духовном совершенстве нет помехи. Важно только не полагаться на самих себя, осознавать, что мы лишь соработники Богу в деле нашего спасения, что «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), и делать все зависящее от нас. Остальное дополнит Сам Господь, Который «везде Сый и вся исполняяй». И в этом совместном труде нас ждет такой результат, что «ухо не слышало и на сердце человеку не приходило» (1 Кор. 2, 9). А именно – мы можем стать не просто людьми праведными, но сынами Царствия. Это не только дар Божий, но и замысел Господа о каждом человеке. Так последуем вместе с Петром и Павлом вслед за Христом, не в гордом одиночестве, но с братьями и сестрами во Христе, теми, кто, так же как и мы, услышал в своем сердце призыв Святого Духа и не остался безучастным к этому призыву.

Ольга Александрова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: