Структура процесса изучения одного звука.




1. Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука педагогом (в обратной форме).

2. Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи.

3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.

4. Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки - чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).

Работа над различными разделами звуковой культуры речи вне занятий.

Работу по звуковой культуре речи вне занятий можно организовать:

- на утренней речевой зарядке (артикуляционная гимнастика, как часть утренней гимнастики и дыхательных упражнений)

- на прогулке (словесные игры, артикуляционная гимнастика, логоритмика и др)

- в свободной и совместной игровой деятельности (игра «школа», словесно -литературные игры, н\п + д\игры)

- во время утреннего прихода детей и перед уходом их домой – (индивидуальная работа с детьми, беседы)

- театрализованная деятельность (свободная, совместная), импровизация, подражание героям сказок – особенно животным и птицам

Для развития и совершенствования артикуляционного аппарата, голоса и речевого дыхания желательно включить в режим дня речевую зарядку. Она должна проводиться со всеми детьми и может сочетаться с утренней гимнастикой или проводиться самостоятельно перед завтраком. На речевой зарядке детям даются упражнения в игровой форме, направленные на выработку точных, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, на развитие речевого дыхания и голоса.

С детьми, которые не усвоили программный материал по звуковой культуре речи или плохо усваивают его групповой ООД, необходимо проводить дополнительную работу. Совместная деятельность организуются как индивидуальные, так и групповые (например, объединяются в одну группу дети, которые не усвоили какой-либо звук). Такие индивидуальные и групповые игры могут проводиться на прогулке, в часы игр, во время утреннего приема детей и перед уходом их домой.

В совместной деятельности различные игры, упражнения в игровой форме, используется различный речевой материал, который направлен на выработку у детей правильного произношения звуков, на развитие фонематического и речевого слуха.

Работа, проводимая вне ООД, предупреждает и устраняет несовершенства речи у отдельных детей, выравнивает группу, создает ситуации успешности для каждого ребенка учитывая его индивидуальные психологические и эмоциональные особенности, даёт возможность успешно проводить последующие фронтальные занятия по звуковой культуре речи.

Работа с родителями

Поскольку частыми речевыми нарушениями у детей являются дефекты звукопроизношения, воспитатель должен уделять этому большое внимание. Однако никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать дома детям, неправильно произносящим те или иные звуки.

Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно или через день в форме игры. С детьми пяти лет и старше занятия проводят перед зеркалом , чтобы ребенок мог контролировать правильность движений органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель показывает родителям, как надо выполнять каждое упражнение любого комплекса, на что следует обратить особое внимание. При этом надо учитывать те же требования, которые предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики: точность движений , равномерное участие левой и правой половины языка в выполнении движений и т.д.

Если при систематических занятиях дома в течение нескольких месяцев нужная группа звуков не появиться , следует обратиться к логопеду.

Руководя работой родителей воспитатель должен довести до их сведения следующее:

Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуко , которые неправильно произносит ребенок. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам;

Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия следует проводить в форме игры и интересны для ребенка;

На одном занятии не следует давать больше двух – трех упражнений;

К последующим упражнениям стоит переходить, когда будут усвоены предыдущие;

Все упражнения следует выполнять естественно, без напряжения ( ребенок сидит спокойно, без напряжения, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются);

Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка;

У ребенка не всегда может сразу все получаться, порой это вызывает отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить ребенка, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось;

Выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой их получили от воспитателя;

Инструкции для выполнения следует давать поэтапно( улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот и т.д.)

Для выявления затруднений выполнения упражнений у ребенка, следует проверять также поэтапно;

Если у ребенка появятся звуки, их следует постепенно совместно с воспитателем вводить в речь ( правильно употреблять в словах и фразовой речи);

Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с воспитателем и логопедом;

Начинать работу по дифференциации звуков с ребенком пяти – шести лет можно лишь после того, как он научится правильно произносить дифференцируемые звуки ( с –ш, з – ж, б – п, л – р и др.), но в речи их еще смешивает.

Начинать работу по любому комплексу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих научить ребенка в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ ( губы при этом должны находиться в улыбке).

Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм у детей.

 

Список литературы:

 

1.Генинг М.Г., Н.А. Герман. Воспитание у дошкольников правильной речи. –Чебоксары: Чувашское книжное издательство-1971.

 

2.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок.-М.: Просвещение, 1982.

 

3.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. –М.: Просвещение, 1980.

 

...





Читайте также:
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение...
Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.