ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ И ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ




 

Государственное регулирование иностранных инвестиций в России является противоречивым и малоэффективным, в первую очередь из-за отсутствия концепции национальных интересов, без которой невозможно создать комплексную законодательную базу такого регулирования, обеспеченную соответствующими исполнительными структурами и жесткими механизмами контроля.

Иностранные фирмы инвесторы заинтересованы, например, в получении из России продукции экологически «грязных» производств. Вкладывая средства в российскую экономику, они навязывают такие схемы финансирования инвестиционных проектов, которые стимулируют их собственных товаропроизводителей. В результате большая часть иностранного капитала привлекается в Россию в самых невыгодных формах, например, в виде связанных кредитов.

Получили распространение кредитно-бартерные сделки, в соответствии с условиями которых оборудование, необходимое для реализации проекта, закупается за счет кредита в стране, предоставляющей этот кредит, а 70-80% конкурентоспособной продукции, которая будет произведена на этом оборудовании, продается в качестве уплаты по кредиту. В результате отечественные предприятия, выпускавшие, в частности, продукцию для нефтегазового комплекса, сворачивают производство, а импорт аналогичного оборудования растет.

Курс России на рыночные реформы и либерализацию внешнеэкономических связей обусловил необходимость создания полноценной правовой базы для привлечения иностранных инвестиций. В 1991 году был принят Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», который содержал положения по широкому кругу вопросов: создание, регистрация и ликвидация предприятий с иностранными инвестициями, виды их деятельности, экспортно-импортные валютные операции, налогообложение, таможенные платы, участие в приватизации и приобретении ценных бумаг и др.

Вопросы таможенного дела урегулировал Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе» с целым рядом подзаконных актов — правительственных постановлений и ведомственных нормативных актов Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Вопросы экспорта и импорта были урегулированы Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Налогообложение регулируется Налоговым кодексом, законами о налоге на прибыль, о налоге на добавленную стоимость, о других налогах.

Положения о валютном регулировании содержатся в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» и основанных на нем Указах Президента РФ и нормативных актах Центрального банка Российской Федерации.

Вопросы корпоративного и обязательственного права регулируются в Гражданском кодексе (первая и вторая части) и связанных с ним законах, таких, как, например, «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью». При этом статья 2 ГК РФ закрепляет важный принцип: правила, установленные российским гражданским законодательством, применяются в России в равной мере и к иностранным юридическим и физическим лицам (если иное не будет установлено в конкретных федеральных законах).

Все это создало необходимость приведения Закона об иностранных инвестициях в соответствие с изменившимся законодательством Российской Федерации.

При осуществлении прямых иностранных инвестиций и реинвестировании иностранные инвесторы и коммерческие организации с иностранными инвестициями пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, предусмотренными данным Законом.

Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения иностранного инвестора в нее как участника и прекращает иметь такой статус со дня выхода иностранных инвесторов из состава ее участников.

Иностранные инвестиции сопряжены с рисками, коммерческими и некоммерческими. Если коммерческие риски, связанные с конъюнктурой на рынке, нормальны для предпринимательской деятельности, то инвесторы проявляют особую внимательность к некоммерческим рискам, связанным с нестабильным положением в стране, возможностью национализации и другими неожиданными действиями государства.

При сопоставлении условий деятельности иностранных и отечественных инвесторов создается впечатление их неравенства. Будучи наделенным на основании п.1 и 2 ст.4 Закона национальным правовым режимом, иностранный инвестор и коммерческая организация с иностранными инвестициями пользуются дополнительными гарантиями и льготами, которых лишены обычные отечественные субъекты предпринимательской деятельности.

Возможно, пришло время поиска источников инвестиций внутри государственных границ и создания эффективной системы поощрения тех российских резидентов, которые имеют возможности и намерения вкладывать принадлежащие им средства в национальную экономику. Правовую базу регулирования деятельности инвесторов в РФ после необходимой дополнительной корректировки и консолидации может составить уже имеющееся инвестиционное законодательство. В основу регулирования должен быть положен принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности, независимо от их отечественного или зарубежного происхождения.

Рассмотрим показатели иностранного инвестирования в РФ.

За первую половину 2005 года в страну поступило почти 4,5 млрд долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ), что на 1,1 млрд долл. больше, чем за аналогичный период 2004 г. Впервые за несколько лет доля этого наиболее желательного для страны-реципиента вида инвестиций выросла на относительно значимую величину (до 27,2% по сравнению с 18,1% годом ранее)[1].

Стоить ли ожидать, что в текущем году итоговые объемы ППИ существенно превысят показатели 2004 г. (9,4 млрд долл.)? Для этого размеры их поступлений во второй половине текущего года должны вырасти еще более заметно, чем в I полугодии. В большинстве случаев так и было. Например, в 2004 г. приток ПИИ в I полугодии составил 3,4 млрд. долл. и 6 млрд. долл. - во втором. Однако гарантировать повторение подобной ситуации в этом году можно лишь теоретически. Более или менее определенно можно прогнозировать лишь следующее: данный показатель вряд ли будет меньше прошлогоднего. Это, в свою очередь, будет означать относительную неизменность абсолютных объемов прямых инвестиций в течение двух последних лет и позволит сделать сразу два важных вывода.

Во-первых, структура притока инвестиций по итогам 2005 г., скорее всего, улучшится, но ценность этого события будет явно ниже, чем могла бы быть в условиях роста абсолютных масштабов иностранных капиталовложений- По сути, улучшение будет достигнуто не за счет реального роста ПИИ, а за счет сохранения их абсолютных размеров при одновременном сокращении прочих инвестиций. А это вряд ли можно считать большим достижением в совершенствовании инвестиционного климата, особенно с учетом потенциальных возможностей нашей страны.

Во-вторых, главная причина снижения притока иностранных инвестиций в РФ в 2005 г. кроется в его неблагоприятной структуре, сформировавшейся за прошлые годы. Прочие инвестиции, т.е. ресурсы, предоставляемые на кредитной основе, вот уже несколько лет составляют основную массу капиталов, поступающих в Россию из-за рубежа. По итогам 2004 г. на них приходилось более 75% всех капиталовложений. За первые шесть месяцев т.г. этот показатель снизился до 72%, но тем не менее остается чрезвычайно высоким[2].

С 2005 г. Федеральная служба государственной статистики РФ перешла на классификацию инвестиций по видам деятельности вместо использовавшейся ранее отраслевой структуры. Поэтому корректное сравнение данных за I полугодие 2005 г. с показателями прошлых периодов в отраслевом разрезе возможно лишь отчасти. Более уместным представляется анализ распределения поступивших инвестиций по видам деятельности с акцентом на то, какую роль играют прямые капиталовложения в тех или иных секторах экономики.

Прежде всего обращают на себя внимание перемены в группе лидеров, произошедшие после перехода на новую классификацию. На 1-м месте оказались обрабатывающие производства, чья доля в общем объеме притока капиталовложений составляет 30%, из них только 1/5 - ПИИ. Очевидно, что данный показатель — 6% — следует признать недостаточно высоким, если учесть насущную потребность реального сектора отечественной экономики в модернизации и технологическом перевооружении, которое традиционно несут с собой ПИИ. Среди обрабатывающих производств лидером является металлургическое производство (11% поступивших иностранных инвестиций). Причем доля ПИИ здесь еще в 10 раз меньше, чем в среднем по сектору (всего 2%).

На 2-м месте находится оптовая торговля - 28,3%, где доля ПИИ - 8,2, на 3-м - 13,2% — добыча сырой нефти и природного газа. В этом виде деятельности зафиксирована не только самая высокая доля ПИИ в рассматриваемый период (92,4%), но и их наибольший абсолютный размер — 2 млрд долл., что составляет почти половину всех ПИИ, поступивших в РФ в первой половине 2005 г.

Столь высокие показатели отрасли по прямым инвестициям — лишнее доказательство того, что именно добыча нефти и газа представляет сегодня наибольший интерес для стратегических иностранных инвесторов. И это неудивительно, ведь речь, в конечном итоге, идет о передаче им крупнейших отечественных месторождений невосполнимых природных ресурсов, которые становятся с каждым годом все более дефицитными в мире, в то время как у российских компаний и государства не хватает собственных средств на их разработку.

Значительное место в притоке инвестиций играет сфера связи (9%), где капиталовложения представлены практически исключительно в форме кредитов, получаемых крупнейшими российскими операторами связи от иностранных партнеров. Наконец, немалая доля инвестиций (7%) пришлась на операции с недвижимым имуществом, но и здесь кредитная составляющая доминирует (64,5%).

Практически так же выглядит группа лидеров и по накопленным инвестициям. На 1-м месте обрабатывающие производства — 28,3%, из которых 57% составляют ПИИ. В этой сфере деятельности, как и в притоке инвестиций, лидирует металлургическое производство - 11,2% накоплений (64% из них - ПИИ). На 2-м месте - 21,1% - оптовая торговля, где прямые инвестиции равны всего 12,2%.

На 3-м - 18,6% - добыча нефти и природного газа, здесь ПИИ составляют 63,2%. Примечательно, что если в притоке прямых инвестиций в первой половине 2005 г. этот вид деятельности обошел обрабатывающие производства, то в их накоплениях ситуация обратная: на обрабатывающие производства приходится 35%, а на добычу нефти и газа — 26%. Очевидно, сказывается тот факт, что крупные проекты в нефтяной отрасли стали набирать обороты относительно недавно, в то время как основные вложения в обрабатывающую отрасль были сделаны еще во времена приватизации. В то же время есть основания полагать, что при сохранении нынешнего лидерства по привлечению ПИИ нефте- и газодобычи сможет скоро сравняться или даже опередить обрабатывающие производства и по накоплению ПИИ.

На 4-м месте находится сфера операций с недвижимостью - 8%, из которых ПИИ составляют 63%. Связь и финансовая деятельность делят 5-е место - 5%, но соотношение ПИИ и прочих инвестиций в них прямо противоположное: в связи на ПИИ приходится 23, а в финансовой сфере - 76%.

Распределение притока иностранных инвестиций по регионам России в I полугодии 2005 г., как и в прошлые периоды, характеризовалось ярко выраженным лидерством Москвы — 41,6% всех капиталовложений, поступивших в РФ из-за рубежа. Более 85% капиталов, пришедших в Москву, - кредитные ресурсы. Вместе с Московской областью, чья доля в притоке инвестиций из-за рубежа была равна 6,9%, столица вновь обеспечила Центральному федеральному округу лидерство по стране.

Половина всех инвестиций предназначалась именно для этого округа. Соотношение ПИИ и прочих инвестиций в нем составило 20,2 и 78,8% соответственно, что хуже, чем в среднем по стране. Таким образом, можно сделать вывод, что именно Москва играет наиболее заметную роль в сохранении неблагоприятной структуры поступающих в РФ иностранных инвестиций.

Напротив, наиболее позитивная роль в этом процессе у Дальневосточного округа, чья доля в притоке инвестиций была 2-й по России и составила 19,1%. Это единственный федеральный округ, где ПИИ доминируют -63,5%. Сюда пришло почти 2 млрд долл., или 44,5% всех прямых капиталовложений, полученных страной в первой половине 2005 г. Совершенно очевидно, что речь, прежде всего, идет о нефте- и газодобывающих проектах серии «Сахалин», поскольку почти все ПИИ в округе как раз и достались Сахалинской области.

Еще одним лидером региона можно назвать Республику Саха (Якутия), где, однако, превалируют прочие инвестиции.

На 3-м месте по притоку инвестиций находится Сибирский округ - 8,5%. Здесь доля ПИИ составляет всего 13,5%, а в число лидеров входят Омская область и Красноярский край. На 4-м месте Северо-Западный округ - 7,6%, с лидерами в лице Санкт-Петербурга и Вологодской области. Далее следует Уральский округ -7,5%, здесь лидируют Свердловская и Челябинская области. Примечательно, что в этом округе на прочие инвестиции приходится более 97% всех поступивших из-за рубежа капиталов. Замыкают список Приволжский (4,2%>) и Южный (2,7%) федеральные округа.

Как и год назад, лидером по объему направленных в Россию в рассматриваемый период инвестиций стал Люксембург — 17,6%. Львиную долю капиталов из этой страны составили прочие инвестиции (торговые кредиты) (96%). В тройке лидеров также вновь оказались Нидерланды (17,1%) и Великобритания (16,9%). При этом у инвесторов из Нидерландов доля ПИИ традиционно была самой высокой среди всех государств-инвесторов — 74%

Собственно, почти половина всех прямых инвестиций родом из Нидерландов.

Учитывая, что три вышеназванные страны уже больше года составляют группу лидеров, постепенно оттесняя Кипр, Германию и США, которые попеременно возглавляли список в прошлые годы, можно говорить о формировании новой тенденции в структуре основных государств, инвестирующих капитал в Россию.

Весьма показательно, что новая группа лидеров включает одну высокоразвитую страну (Великобритания), одну развитую (Нидерланды) и одно государство, предоставляющее инвесторам льготные условия налогообложения (Люксембург). Примерно в такой пропорции указанные группы стран и в прошлые годы распределяли между собой доли в капиталах, вкладываемых в нашу страну.

Причем традиционно около трети всех капиталов приходило из стран и территорий с оффшорными режимами. Сейчас, в связи с ликвидацией такого режима на Кипре, на первый план в ежегодном притоке инвестиций вышел Люксембург, унаследовав ту же структуру капиталов (с преобладанием кредитных ресурсов). Однако доля Кипра, несмотря на снижение в последние годы, до сих пор остается достаточно высокой - 11,4%. А вот другие прежние лидеры уже успели серьезно отстать: Швейцария и Германия - по 4,5, США - 3,4%.

Нидерланды в группе лидеров заняли место, которое раньше принадлежало США: инвестиции из этой страны еще несколько лет назад состояли в основном из ПИИ. А Великобритания, похоже, следует примеру ФРГ, которая в свое время обеспечивала себе лидерство за счет прочих инвестиций. Вообще же среди первой двадцатки государств-инвесторов всего две страны, помимо Нидерландов, где доля ПИИ выше или хотя бы близка к доле прочих инвестиций. Это Финляндия и Британские Виргинские острова, но абсолютный размер их вложений невелик.

Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть важность прямых иностранных инвестиций для современной России. Этот вид капиталовложений призван принести в страну не только недостающие финансовые ресурсы, но и, что не менее важно, новые технологии и навыки управления, соответствующие современным международным стандартам. Без этих составляющих России объективно будет трудно добиться повышения своей конкурентоспособности на мировой арене.

Лишний раз важность проблемы привлечения ПИИ подчеркивает следующий факт. На недавней встрече с представителями элиты американского бизнеса вице-премьер Правительства РФ А. Жуков пообещал, что «в ближайшее время приток прямых иностранных инвестиций в экономику России увеличится в три раза, а их доля в ВВП возрастет с 1,5 до 2,5%».

После этого заявления некоторые эксперты выступили с прогнозом, что уже в 2005 г. приток ПИИ вырастет на треть по сравнению с прошлым годом, т.е. до 11-12 млрд долл. Согласно официальному прогнозу МЭРТ, к 2008 г. объемы поступлений ПИИ должны достичь 18-22 млрд долл. Таким образом, говоря об утроении притока ПИИ, вице-премьер, очевидно, ориентировался на период до 2010 г[3].

Безусловно, впереди еще почти пять лет. Но динамика ПИИ в России в прошлые годы свидетельствует: пока данный прогноз следует считать весьма и весьма оптимистичным. Имеющиеся статистические данные не позволяют считать гарантированным даже предрекаемый в этом году рост ПИИ до 11-12 млрд долл., не говоря уже о достижении более высоких показателей в ближайшем будущем.

С другой стороны, совершенно ясно, что ничего абсолютно невозможного в названных ориентирах нет при условии проведения целенаправленной политики в области стимулирования и привлечения ПИИ на основе лучших достижений современного мирового опыта. Уже в ближайшие годы в России будут создаваться особые экономические зоны, которые сыграли важную роль в росте притока ПИИ в страны ЦВЕ, Китай и т.д. Возможно, именно этим зонам предстоит совершить прорыв в качественном улучшении структуры иностранных инвестиций в России.

Конечно, одного только закона об особых экономических зонах недостаточно. Такие зоны - важный, но отнюдь не исчерпывающий аргумент в пользу вложения капиталов в Россию. Намного важнее интегрировать данную форму стимулирования притока инвестиций из-за рубежа в общую экономическую стратегию России, в которой, исходя из долгосрочных интересов нашей страны, будут даны ответы на принципиальные вопросы: в каких сферах деятельности наиболее выгодно для России использование иностранных капиталов и что готово предпринять российское государство для того, чтобы именно туда направлялись прямые иностранные инвестиции?

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут при меняться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен.

Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательства и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

На практике в качестве инвестиций действительно рассматриваются любые материальные и нематериальные блага. Но эти вносимые блага должны полностью соответствовать инвестиционному соглашению, а следовательно, разработанной инвестиционной программе.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства. Таким образом, законодатель устанавливает ряд требований, которые должны быть выполнены инвестором при принятии решения о вложении принадлежащих ему средств в тот или иной объект.

Регулирование (от лат. regularis - упорядоченный, приведенный в систему) - приведение государством процесса инвестирования в систему происходит по четырем основным направлениям:

- государственное регулирование инвестиционной деятельности;

- государственное участие в инвестиционной деятельности;

- государственный контроль и надзор за инвестиционной деятельностью;

- предоставление государственных гарантий всем субъектам инвестиционного процесса.

Государственное регулирование иностранных инвестиций в России является противоречивым и малоэффективным, в первую очередь из-за отсутствия концепции национальных интересов, без которой невозможно создать комплексную законодательную базу такого регулирования, обеспеченную соответствующими исполнительными структурами и жесткими механизмами контроля. В основу регулирования инвестиционной деятельности должен быть положен принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности, независимо от их отечественного или зарубежного происхождения.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (с изм. и доп. от 19 июня 1995 г., 25 февраля 1999 г., 10 января 2003 г.)

2. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г.)

3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изм. и доп. от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г.)

4. Алескеров Э. Финансово-инвестиционный потенциал: проблема активизации / Э. Алескеров / / Предпринимательство. - 2004. - N1. - С.83-91

5. Бирюков Д. О некоторых аспектах правового регулирования иностранных инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в РФ / Д. Бирюков / / Хозяйство и право. - 2005. - N4. - С. 121-127

6. Галухина Я. Белый медведь пришел: [статистика инвестиций] / Я. Галухина; Ю. Коротецкий / / Эксперт. - 2005. - N9. - С. 48-49

7. Горемыкин В. А. Стратегия развития предприятия: учебное пособие для вузов / В. А. Горемыкин, Н. В. Нестерова. - Изд. 2-е, испр. - М.: Дашков и К', 2004. - 593 с.

8. Гусев К. Н. Иностранные инвестиции в России: тенденции первой половины 2005 г. / К. Н. Гусев / / Банковское дело. - 2005. - N11. - С. 22-29

9. Духаев А. Д. Совершенствование методов государственного регулирования структурно-инвестиционных процессов / А. Д. Духаев / / Финансы и кредит. - 2005. - N14. - С. 60-65

10. К.Л. Астапов. Законодательное регулирование инвестиций в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях //"Законодательство и экономика", 2004.-N 5С. 12-16

11. Камышева Л. В ожидании крупного перевода: [иностранные банки] / Л. Камышева / / Деловые люди. - 2005. - N170. - С. 84-87

12. Кибиров А. Я. Экономическое регулирование инвестиционной деятельности в аграрной сфере Российской Федерации / А. Я. Кибиров; В. А. Гудашев / / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2005. - N1. - С. 43-45

13. Клековская Т. Р. Франция: экономика и инвестиции / Т. Р. Клековская / / Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. - 2004. - N2. - С. 53-58

14. Круглова Н. Ю. Хозяйственное право: учебное пособие для вузов / Н. Ю. Круглова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. Деловая Лит., 2004. - 831 с.

15. Кучуков Р. А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: учебное пособие / Р. А. Кучуков. - М.: Гардарики, 2004. - 287 с.

16. Макаров О. В. Законность и правопорядок невозможны без совершенствования законодательства / О. В. Макаров / / Закон и право. - 2005. - N4. - С. 37-39

17. Ручкина Г. Конституционные гарантии предпринимательства / Г. Ручкина / / Законность. - 2004. - N2. - С.6-11

18. Соколов П. А. Инвестиционно-строительная деятельность: экономико-правовые проблемы / П. А. Соколов / / Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2004. - N2. - С.50-55

19. Толкачев А. Н. Коммерческое право: учебное пособие для вузов / А. Н. Толкачев. - М.: Перспектива, 2005. - 491 с.

20. Трапезников В. А. Валютное регулирование в международном инвестиционном праве / В. А. Трапезников. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 168 с.


[1] Гусев К. Н. Иностранные инвестиции в России: тенденции первой половины 2005 г. / К. Н. Гусев / / Банковское дело. - 2005. - N11. - С. 22

[2] Гусев К. Н. Иностранные инвестиции в России: тенденции первой половины 2005 г. / К. Н. Гусев / / Банковское дело. - 2005. - N11. - С. 23

[3] Гусев К. Н. Иностранные инвестиции в России: тенденции первой половины 2005 г. / К. Н. Гусев / / Банковское дело. - 2005. - N11. - С. 29



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: