I. Постановка темы, цели урока.




Учитель читает отрывок из стихотворения.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…

– Эти строчки из стихотворения А. С. Пушкина. Какую картину вы себе представили, слушая стихотворение?

– К какому разделу литературного чтения подходят эти строчки?

– Сегодня мы повторим произведения, которые изучали в разделе «Люблю природу русскую! Весна».

– Каким образным выражением заменил А. С. Пушкин слово «весна»?

– Нам нужно выяснить, как поэты описывали весну.

II. Проверка домашнего задания. Повторение и обобщение.

Работа над отрывком рассказа А. П. Чехова «Весной».

– Какие изменения происходят в природе весной? (Ответы детей.)

– Послушайте отрывок из рассказа А. П. Чехова «Весной» и постарайтесь увидеть нарисованные писателем картины.

ВЕСНОЙ

С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна.

Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо!

Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или колокольню, то кажется, увидишь всю вселенную от края и до края.

Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.

Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревёт.

Деревья голы, но уже живут, дышат…

Беседа по вопросам:

– Какие картины нарисовало ваше воображение?

– Перечислите, какие предметы и явления описывает А. П. Чехов.

– Какие слова употреблены для того, чтобы нарисовать предметы живыми? Что это за литературный приём? (Олицетворение.)

Физкультминутка
(гимнастика для глаз)

Дети слушают стихотворение под спокойную музыку.

Бежал ручей по камешкам, бежал, бежал, бежал.

Потом в глубокой лужице лежал, лежал, лежал.

То снова он пустился вскачь, то будто бы уснул,

Увидел речку – прыг туда и сразу утонул.

2. Игра «Угадай-ка!».

– Кто из поэтов изобразил весну волшебницей? (Фёдор Иванович Тютчев.)

Чтение стихотворений наизусть по выбору.

– Какие слова связаны с темой «Весна»? (Дождь, Солнце, Гроза, Ручей, Сосулька, Верба, Метель, Тучи, Листопад, Цветы.)

– Соедините стрелками фамилию автора и название произведения.

Фёдор Иванович Тютчев (1803–1873) Алексей Николаевич Плещеев (1825–1893) Александр Александрович Блок (1880–1921) Елена Александровна Благинина (1903–1989) Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964) Эмма Эфраимовна Мошковская (1926–1981) Иван Алексеевич Бунин (1870–1953) Весна Матери Посидим в тишине Весенние воды Сельская песенка Зима недаром злится… На лугу В бурю Я маму мою обидел… Снег уже теперь не тот…

Чтение стихотворений по выбору.

Игра «Кто внимательный?».

К картинкам подобрать соответствующие строчки из стихотворений раздела «Люблю природу русскую. Весна» и зачитать их.

III. Итоги урока. Рефлексия.

– Что объединяет произведения этого раздела?

– Какое стихотворение вам особенно запомнилось? Почему?

– Мне больше понравились вот эти строчки.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

А. Н. Плещеев

– Мы читали стихотворения о пробуждении природы весной. Впереди нас ждут прекрасные открытия весны.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к любимому стихотворению из раздела «Люблю природу русскую! Весна». Подписать картинку словами из текста.

 

Проверочная работа по разделу
«Люблю природу русскую. весна»

Цель: проверить, как учащиеся усвоили основные понятия раздела.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Физкультминутка

III. Самостоятельная работа по контрольным вопросам и заданиям (с. 122–124).

IV. Проверка.

V. Итог урока.

Домашнее задание: закончить выполнение контрольных заданий, ответить на оставшиеся вопросы (с. 122–124).

 

Урок _______________. Обобщение по теме «Люблю природу русскую» (с. 124,2 часть)

Цели урока: помочь детям повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образ­ное мышление; воспитывать интерес к чтению, к урокам чтения.

Оборудование: проверочные работы на листах или в рабочей тетради.

I Ход урока

I. Постановка цели

П. Актуализация знаний

Учитель читает стихотворение:

Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года...

- Это стихотворение А.С. Пушкина. Какую картину вы пред­ ставили себе, слушая стихотворение?

- Здесь нет слова «Весна». Каким образным выражением заменил Пушкин это слово? (Утро года.)

- Наш урок мы посвятим Весне.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: