Урок 117 стихи Э.успенского
Педагогические цели | продолжить работу над произведениями Э.Н. Успенского; развивать навыки выразительного, беглого чтения; развивать умение анализировать поступки героев; развивать память, внимание; воображение. |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать особенности юмористического произведения; сравнивать героев призведения, характеризовать их поступки; восстанавливать последовательность событий по вопросам. |
Личностные результаты | Имеют установки на безопасный, здоровый образ жизни; мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные:общеучебные – осуществляют поиск информации в тексте; логические – владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию. Коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания |
Ход урока
Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | ||
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | |||||
Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Настройтесь на урок. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | ||
II. Проверка домашнего задания | |||||
Индивидуальная. Словесная | Выразительное чтение стихотворения Э.Успенского «Если был бы я девчонкой» | Рассказывают текст, составленный дома | Читать выразительно стихотворения | Правильность произношения | |
III. Постановка учебной задачи | |||||
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | - Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством Эдуарда Николаевича Успенского. - Успенский работает во многих жанрах - повести сказочные, фантастические, детективные, приключенческие, учебники, комиксы, стихи, рассказы, пьесы, сценарии мультфильмов, кинофильмов. Э. Успенский - наш современник. - Какие его произведения вы знаете? | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем. | ||
IV. Работа по теме урока | |||||
Фронтальная Словесный, практический. Наглядный (презентация), беседа | 1. Подготовительная работа. На доске записаны столбики слов: Рыба игра рыбак игрушки рыболов играть рыбачить выиграть - Прочитайте слова, как вы понимаете значения слов первого столбика, второго столбика. - Давайте прочитаем слова первого столбика снизу вверх, затем сверху вниз - медленно, теперь ласково, теперь тихим голосом. - Прочитайте слова второго столбика сверху вниз, затем снизу вверх - громко, теперь весело, теперь быстро. 2. Отработка техники чтения. - Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами: мо-лод-чи-на - молодчина ук-ры-вать-ся - укрываться ох-ра-ня-ла - охраняла ук-ла-ды-вать - укладывать вы-тас-ки-ва-ли - вытаскивали за-черп-ну-ла - зачерпнула мыл - вымыл, перемыл чист - начистил, вычистил дождь - дождевик печаль - печальные стар - старушка 4. Чтение учителем стихотворения «Рыболов». 5. Беседа после чтения. - Понравилось стихотворение? Почему? - Что можно сказать о рыбаке, какой он был? - Вы когда-нибудь ходили на рыбалку? Что вы с собой брали? - Что собрал с собой на рыбалку наш герой? - Что из перечисленных вещей можно оставить дома? | Работают с произведением. Отгадывают кроссворд по произведению. | Учатся читать поэтические произведения, понимать их, объяснять значения слов. | Правильное чтение | |
Физкультминутка. | |||||
V. Продолжение работы по теме урока | |||||
Фронтальная. Словесный. | 1. Чтение стихотворения «Над нашей квартирой». Дети читают по одной строчке. Беседа после чтения: - Понравилось стихотворение? Почему? -. Какое это стихотворение, грустное или веселое? - Найдите в стихотворении словосочетания, которые автор использует в переносном смысле. (Дождик стучит, тучи рыдают, гром стучал кулаком.) Повторное чтение стихотворения «Над нашей квартирой». 2. Чтение стихотворения «Память». Дети читают самостоятельно. Беседа после чтения: - Попробуйте без ошибок повторить четверостишие про Ваню. - Почему автор так назвал свое произведение? | ||||
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | |||||
Фронтальная. Словесный. Беседа | - Как называется отрывок, который мы с вами читали сегодня? - Кто написал сказку-повесть «Крокодил Гена и его друзья»? - Закончите одно из предложений (по выбору) на доске. | Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция | |
VII. Домашнее задание. Выучить наизусть понравившееся стихотворение | |||||
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания |
Урок 115. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой…», «Память» (с. 144–149)
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления со стихотворениями Э. Успенского; способствовать развитию навыков чтения, умения оценивать поступки героев |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся: читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова-антонимы; определять авторскую позицию, отношение к читателю. Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Личностные:развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. https://skorogovor.ru/Простые-скороговорки/6.php 2. https://school.xvatit.com/index.php |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; книги Э. Успенского |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Повернитесь все друг к другу И пожмите руки другу. Руки вверх все поднимите И вверху пошевелите. Крикнем весело: «Ура!», Начинать урок пора! | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | – Проверим, как вы подготовили пересказ произведения Э. Успенского «Чебурашка». Мыла ножки многоножка, Призадумалась немножко: Кто бы мне считать помог, Сколько я помыла ног. – Прочитайте с ускорением, с замедлением, громко, шёпотом | Пересказывают по частям. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, извлечение необходимой информации из текстов, подведение под понятие, выявление сущности, особенности объектов. Регулятивные: ориентируются в учебнике; умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении; проявляют познавательный интерес к изучению предмета; понимают необходимость знаний для человека | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка темы, цели урока | Сообщает тему, цель урока | Принимают тему, цель урока | Фронтальная | Устные ответы | ||
IV. Работа по теме урока | 1. Работа над стихотворением Э. Успенского «Если был бы я девчонкой». 2. Работа над стихотворением «Над нашей квартирой». Выборочное чтение. 3. Работа над стихотворением «Память». 4. Работа по иллюстрациям учебника | – Понравилось стихотворение? – Почему мальчик мечтал стать девчонкой? – Что он хотел сделать? – Что вы должны делать всегда, независимо от того, мальчик вы или девочка? – Что можно посоветовать герою стихотворения? – Как бы вы поступили на его месте? – Прочитайте, чем мешает собака? Кому она не даёт спать? – Кто живёт над собакой? – Прочитайте, чем мешает кошка? Кому она не даёт спать? – Кто живёт над кошкою? – Прочитайте, чем мешает мышка? Кому она не даёт спать? – Почему мышка не спит? – Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения. Какие слова, наиболее важные в смысловом отношении, вы бы выделили голосом? Подчеркните эти слова. – Как вы прочитаете это стихотворение? Читает стихотворение. – По вашему мнению, это грустное или веселое стихотворение? Подтвердите словами текста. – Чему оно учит? – Понравилось стихотворение? Почему? – Найдите в стихотворении словосочетания, которые автор использует в переносном смысле. Повторное чтение стихотворения «Над нашей квартирой». – Почему автор дал такое название стихотворению? – Вам понравилось стихотворение? Чем? – О чём мечтал мальчик? – Попробуйте быстро и правильно повторить четверостишие про Ваню. – Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения. Какие слова, наиболее важные в смысловом отношении, вы бы выделили голосом? Подчеркните эти слова. – Как вы прочитаете это стихотворение? Организует выставку книг со стихами Э. Успенского, принесенных учащимися | Читает подготовленный ученик. Отвечают на вопросы. Читают отрывки. Дождик стучит, тучи рыдают, гром стучал кулаком. Читают стихотворение в парах. Выборочно читают стихи из этих книг. Соотносят рисунки и текст | Фронтальная. Фронтальная. Парная. Фронтальная | Устные ответы. Устные ответы, выполненные задания. Выполненные задания. Устные ответы | |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Какие стихотворения Э. Успенского мы сегодня читали? – Чем они отличаются от других стихотворений? – Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… • Мне было… • Я рад… | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Выучить наиболее понравившееся стихотворение Э. Успенского | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск ее решения | Выполненные задания |