БИЛЕТ 21. ТВОРЧЕСТВО МАРШАКА С.Я. ДЛЯ ДЕТЕЙ




Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) – поэт, переводчик, драматург.

 

С.Я.Маршак оставил большое и разнообразное наследие: стихи для детей и взрослых, сказки для чтения и представления, сатирические эпиграммы, переводы, критическую и мемуарную прозу.

 

В 1927-1937 годах центрами притяжения для детских писателей были кружок исследовательницы детского фольклора О.И.Капицы, ленинградская редакция Детиздата (Детгиз), редакция детских журналов «Новый Робинзон», «Чиж» и «Еж». Постепено сложился круг единомышленников – редакторов детских книг. Литератор И.А.Рахтанов назвал этот круг «академией Маршака». В академии оттачивалось редакторское мастерство, вырабатывался стиль работы с молодыми авторами, в том числе и будущими классиками детской литературы: Л.Пантелеевым, Д.Хармсом, Н.А.Заболоцким и др. Маршак превыше всего ставил хороший вкус, умение отличать высокую литературу от псевдолитературы.

Для Маршака в детской книге не было мелочей. Чем младше возраст читателя, тем суровее были требования поэта-редактора к книге, которую он воспринимал целиком: содержание, язык, форомление, щрифты и формат, качество печати. Маршак не терпит «безработных» или стертых слов, штампов, вялых мыслей и ходульных эмоций. «Большая литература для маленьких» - так звучит его девиз.

Это издательство называли «университет» для иллюстраторов детской книги.

Драматургия была для Маршака первым этапом вхождения в детскую литературу. В начале 20-х годов для Краснодарского детского театра он вместе с поэтессой Е.И Васильевой написал ряд пьес-сказок,среди них «Кошкин дом», «Сказка про козла», «Петрушка», «Горе-Злосчастие».

Первые пьесы выросли из фольклора и напоминают веселые, подвижные игры. Их сюжеты намеренно просты, но разработаны с изяществом и юмором.Образы элементарны и вместе с тем пластичны. Реплики и монологи персонажей немногословны, но выразительны. Особенности этих пьес – повторяемость эпизодов, непрерывность в ходе действия, причудливое развитие фабулы.

Начав с маленьких одноактных пьес, Маршак постепенно приходит к многоактным драматическим произведениям: «Двенадцать месяцев», «Горя бояться – счастья не видать», «Умные вещи». Пьесы его насыщены музыкой, песнями, танцами, словесными турнирами – всем тем, чем богат народный театр.

За основу пьесы «Терем-теремок» (1940) взята известная народная сказка. Маршак не просто инсценировал ее. Он внес в нее драматургический конфликт добра и зла, придал образам выпуклость. Некоторые герои были заменены, добавлены новые – Злой Дед и Добрый Дед, которые играют роль ведущих, сказителей. Переработке подверглись сюжет и композиция: появились пролог и эпилог, новые мотивы (напр, похищение петуха), изменилась концовка. Действие в пьесе движется драматическими обстоятельствами (приход волка, умеющего только «ловить мышат, давить лягушат», подстрекательства со стороны лисы, нападение хищников на Теремок, «искушение» петуха и его похищение, расправа с лисой). Конфликт между добрыми обитателями теремка и злыми хищниками разрешается в пользу первых при горячем одобрении зрителей.

Пьеса написана стихами, чередующимися с прозаическими репликами, герои говорят точными, музыкальными фразами, лаконичными, как в басне. В текст включены народные пословицы, идиомы («Вот живут они – лягушка, / Петушок и мышь-нарушка. / Их водой не разольешь».) кроме того, Маршак использовал мотивы и поэтические приемы детских песенок, считалок, прибауток, загадок.

«Кошкин дом» - пьеса-сказка, которую можно было бы назвать на языке взрослой драматургии бытовой драмой. Как писал Маршак, она «родилась из нескольких строчек детской песенки, я сюжет к ней разработан самостоятельно». Песенка такая:

«тили-тили-тил-бом!

Загорелся кошкин дом,

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом».

 

Эти шесть строчек есть уже театральная сценка. Маршак сделал её более развернутой, объяснил предыдущие события, дал завершение конфликта. Пьеса построена по принципу хоровода: герои и действие в ней сконцентрированы вокруг одного центра – дома. Множество героев не мешает восприятию пьесы благодаря их четкой расстановке и яркой характерности каждого. В последней редакции Маршак ввел разказчика и звучный многоголосый хор в начале и вконце. Хор – примета древнегречесокого театра.

Опирался Маршак в «Кошкином доме» и на традиции народной сатирической сказки, и литературной басни. Он создает сатирическую картину взрослого мира, где царят неправда, глупость, зависть и лицемерие. Детское ощущение чистоты собственного мира находит подтверждение в образе котят. Дети требуют, чтобы добро и зло были отделены друг от друга безо всяких отговорок, и они удовлетворяются тем, что в результате пожара это отделение происходит. Бывшие друзья отварачиваются от несчастной погорелицы Кошки, а котята, которых она когда-то прогнала, - эти незлопамятные дети – дают ей приют и делятся последней коркой хлеба.

 

Прозаическая пьеса «Двенадцать месяцев» (1943) написана по мотивам народных сказок о падчерицах. В таких сказках в роли могучих покровителей нередко выступают олицетворенные силы природы, например русские персонажи Морозко, Баба Яга. Ближе всего к пьесе Маршака словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев». Драматург взял за основу ситуацию ухода падчерицы в зимний ночной лес за весенними цветами, в остальном же его пьеса сильно отличается от словацикой сказки. «Двенадцать месяцев» - лирическая комедия со сказачно-фантастическим сюжетом. Важно и сатирическое содержание пьесы, связанное с изображением мачехи и дочки, королевы и ее окружения.

Композиция пьеса интересна тем, что действие то разварачивается в русском сказочном пространстве и с русскими героями (лес, изба; солдат, звери, мачеха и дочка), то перекидывается в пространство западных сказок (королевский дворец, профессор, гофмейстерина, «западные» королева, канцлер, послы, прокурор). Встреча героев в четвертом действии усиливает сказочность пьесы: эта встреча так же невероятна, как подснежники зимой.

Драматургический конфликт довольно сложен, двуедин. Это конфликт между мачехой, дочкой, королевой и другими героями, далекими от природы, - и силами природы, воплощенными в братьях-Месяцах; в то же время это конфликт социальный, порождающий столкновение между мачехой и падчерицей, королевой и падчерицей. Две главные героини, королева и падчерица, обладают характерами более сложными, чем их фольклорные прототипы. Такого, чтобы падчерица была способна отказаться от вполнения приказа, не бывает в народной сказке. Королеву немного жаль: она сирота, многого не понимает из-за плохого воспитания и неограниченной власти. Живая, непосредственная девочка, она способна быть лучше, чем позволяют ей дворцовые условия, что опять-таки не свойственно дворцовым королевам. В пьесе углублены характеры практически всех персонажей, усложнен конфликт – в соответствии с реальными жизненными противоречиями; тем самым пьесе-сказке придано реалистическое звучание.

 

Поэзия для детей составляет главную часть творчества Маршака. Наиболее известные его стихотворения для самых маленьких были написаны между 1922 и 1930 годами. Это «Детки в клетке», сказки о глупом и умном мышонке, «Багаж», «Почта», «Пожар», «Вот какой рассеянный» и пр. Темы и сюжеты стихотворения даже для трех- и четырехлетних детей всегда остро современны, затрагивают не только мирок детской комнаты, а весь большой мир, с его смешными, драматическими и героическими сторонами. Всё в стихотворениях Маршак полно разнообразного движения: идут, бегут, едут герои, вещи, постоянно своершаются какие-то происшествия, перемены. Динамична каждая строфа, упруг ритм, отчетливо звучит каждое слово.

Максимум внимания Маршак уделял композиции стихотворения; нетеряя цельности, он о разбивается на ряд маленьких стихотворения, легких для запоминания, законченных в своей выразительности.

Особенно хороши у Маршака такие жанры, как стихотвоорный рассказ, анекдотическая история, цикл лирических миниатюр.

Классическими образцами стихотворных рассказов называют «Пожар», «Почту», «Почту военную», «Рассказ о неизвестном герое». Их отличает зримость деталей, достоверность образов, точные координаты действия. Все эти средства делают рассказ подобием взрослого документально-публицистического очерка.

 

«Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеянный» - имеют анекдотический сюжет. Они немногочисленны, но их значение особенно велико для тех лет, когда чистое веселье бвло сомнительным – с позиции критиков-педологов.

«Сказка о глупом мышонке» похожа на басню и вместе с тем на спародированную колыбельную. Она отлично передает тонкие нюансы смешного. Повторяется одна и та же ситуация – приглашение очередной няньки к капризному мышонку. Повторяется ситуация, но менятеся голос няньки, меняются интонации просьб мышки-матери и отказов мышонка. Маршак прибегнул к сложному для малышей виду комического – иронии, требующей особой чувствительности к подтексту, смыслу, заключенному «между строк».

Та же ирония пронизывает историю дамы, сдававшей в багаж «Диван, / Чемодан, / Саквояж, / Картину, / Корзину, / Картонку, / И маленькую сабочонку» («Багаж»).

В стихотворении «Вот какой рассенянный» Маршак смеется над своим персонажем уже открыто, почти каждая строфа – новое подтверждение смешной рассеянности. Герой – человек взрослый, и оттого он еще более смешон.

 

В циклах миниатюр «Детки в клетке», «Круглый год», «Разноцветная книга», «Веселое путешествие от А до Я» познавательная информация растворена в лирической стихии.

В цикле «Детки в клетке» важны даже не сами животные, а их вопсриятие лирическим героем, который как будто переходит от клетки к клетке. К юмору постоянно примешиваются печаль, сочувствие, ироническое сомнение. Лирического героя поражает внешний вид слона, жирафа. Тигренок вдруг заставляет человека вспомнить о нраве дикого зверя («Эй не стойте слишком близко - / Я тигренок, а не киска!»). Затем внешние впечатления дают толчок чувствам противоречивым, сложным. Противоречив вид зебры, чьи полоски напоминают об африканских травах и … о школьных тетрадях. Страусенок умеет сердиться и бить ногой, но не умеет летать и петь – он смешон и печален. Грустит смешная обезьяна, вспомирая о родине. Трудно понять, чего больше в совятах – обаяния или скуки. Стихотворение «Воробей» завершает цикл. Вольная городская птичка легко может залететь в любую клетку и пообедать с любым зверем, даже с крокодилом. Воробей – самый счастливый герой цикла «Детки в клетке».

 

Особая заслуга Маршака - создание публицистической поэзии для детей. Множество его стихотворений посвящено теме труда и гражданского воспитания. Наиболее известны «Война с Днепром», «Книжка про книжки», «Детям нашего двора», «Школа на колесах», «Костер на снегу».

Первый политический памфлет для дошкольников – «Мистер-Твистер» (1933). Тема столкновения двух миров – социализма и капитализма – не была сама по себе новой в детской литературе, но под пером Маршака получила блестящее художественное решение. Удачно был выбран угол зрения на Страну Советов: её вилит самодовольный богатый иностранец. Кинемотографически стремительное действие, отточенные реплики героев, веселая словесная игра передают четкий ритм жизни в молодой стране.

 

Переводы Маршака хорошо известны и взрослым, и детям. Особенно часто он обращался к английской поэзии: переводил старинные народные баллады Англии и Шотландии, сонеты Шекспира, стихи и поэмы Блейка, Бёрнса, Колриджа, Киплинга, Лира и др. Знание языка оригиналов помогало ему глубже понимать русский язык, находить в нем новые поэтические возможности. В переводах Маршака часто нет буквального совпадения с текстом источника, что не мешает смысловой точности перевода. Благодаря Маршаку достоянием русских читателей стали многие произведения украинских, белорусских, литовских, армянских поэтов. Маршак, знаток и ценитель народного творчества, составил сборник сказок разных народов, для чего он перевел стихами литовские, норвежские, монгольские, кавказские сказки, подобрал русские. Особой его любовью пользовались народные детские песенки: он переводил их с английского, чешского, латышского, литовского языков.

 

 

В 20-30-е годы в нашей стране была создана разветвленная сеть детских газет и журналов, перед которыми стояла задача формировать мировоззрение человека нового советского типа, эффективно влиять на развитие личности будущих строителей общества социальной справедливости. Создатели журналов смотрели на ребенка, прежде всего как на будущего строителя коммунизма, стремились с детства привить верность идеям правящей партийно-коммунистической верхушки. Многочисленные периодические издания того времени - «Юный Спартак», «Ленинские искры», «Пионер», «Барабан», «Новый Робинзон», «Дружные ребята» и др. - ыдержать конкуренцию с ленинградскими журналами «Еж» и «Чиж» выдержать были не в состоянии.

"ЧИЖ" И "ЕЖ", дет. ежемес. журналы, выпускались членами "редакции Маршака" (С. Я. Маршак, Н. М. Олейников, Е. Л. Шварц, и др.). "Еж" ("Ежемес. журнал") выходил в 1928-35 и был адресован школьникам пионерского возраста. "Чиж" ("Чрезвычайно интересный журнал") выходил в 1930 – 1941 предназначался для совсем маленьких читателей. Ч." и "Е." сыграли большую роль в становлении отеч. дет. лит-ры, их создатели видели свою гл. задачу в развитии у детей любознательности, интереса к окружающему миру, восприятия природы, худож. вкуса и языкового чутья. Печатались произв. К. И. Чуковского, В. В. Бианки, Б. С. Житкова, Шварца, Олейникова, Д. Хармса, А. И. Введенского, Ю. Д. Владимирова, М. М. Зощенко, М. М. Пришвина, О. Ф. Берггольц, Ю. П. Германа, Л. Пантелеева, А. Н. Толстого, Н. А. Заболоцкого, В. В. Маяковского, др. Значит. внимание уделялось изобразит. ряду, в журналах сотрудничали художники, чьи иллюстрации стали классич. образцами оформления изданий для детей.

С 1928 г. «Еж» начинает публикацию серии остросюжетных и веселых репортажей о приключениях Макара Свирепого - «единственного писателя, который сочиняет свои произведения, сидя верхом на лошади». Образ этого отважного всадника и любознательного путешественника - плод фантазии Н. Олейникова. Он стал любимым героем детворы довоенного времени.

 

В конце 20-х - начале 30-х годов творческая группа журнала подверглась жесточайшей и несправедливой критике. Авторы многочисленных статей (считали своим долгом оградить пролетарского ребенка от «классово чуждых влияний» в детской литературе, объявили войну «перевертышам» и «чепушинкам». Под обстрел критики попали сказки К. Чуковского и С. Маршака, все то, что было связано с веселыми жанрами в творчестве для детей. Практически эти журналы всегда находились под подозрением. «Аполитичные», «безыдейные» названия журналов вызывали раздражение.

В 1931-1932 гг. детские газеты и журналы публиковали в основном материалы, связанные с развитием промышленности и сельского хозяйства нашей страны, а также материалы, посвященные различным политическим событиям в мире. Публицистические и документальные жанры настолько разрослись и укоренились в детской периодике, что практически вытеснили другие, более близкие ребенку жанры. Причем, качество подобного рода публикаций оставляло желать лучшего - написанные сухим, скучным языком, они представляли собой чаще всего нагромождение множества малодоступных пониманию ребенка событий и фактов. Номера «Ежа» за эти годы от первой до последней страницы также были отданы под самые злободневные темы, выдвинутые временем. Однако их публицистика по своему качеству существенно отличалась от продукции других изданий. Ярко и убедительно со страниц «Ежа» звучали и «Война с Днепром» С. Маршака, и очерки М. Ильина о первой пятилетке и т.д.

 

Журнал «Костер» впервые начал выпускаться в 1936 году. став в один ряд с такими изданиями, как «Чиж и Еж» и «Новый Робинзон». Самуил Маршак был создателем «Костра», в котором сразу стали печататься замечательные авторы - Ольга Берггольц, Вениамин Каверин. Через год трагическая - половину авторов отправили по тюрьмам. Маршак случайно уцелел - он уехал в Москву. знаменитое ждановское постановление 1947 года уничтожило «Костер», переживший войну и блокаду, во время которой он выходил по радио. Вообще, рухнула детская литература. Возродился журнал только в 1955.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: