Абдулла ибн Салих Аль-Фаузан
Ахадис Ас-Сыйам, сс. 133-135
А'иша (да будет доволен ею Аллах) сказала: "Когда наступали последние десять дней (Рамадана), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проводил ночь в поклонении, будил свое семейство (ночью), усердствуя и затягивал свой изар (нижняя часть одеяния)"[1].
Этот хадис - доказательство того, что последние десять дней Рамадана имеют особое достоинство перед любыми другими (днями), в которых человек должен увеличить повиновение и дела поклонения, такие как молитвы, зикр (поминание) и чтение Корана.
А'иша (да будет доволен ею Аллах) описала нашего Пророка, являющегося образцом для подражания, четырьмя атрибутами, присущими ему в последние десять дней:
1. То, что он "проводил ночь в поклонении", означает, что он не ложился спать в течение ночи. Таким образом, он (мир ему и благословение Аллаха) бодрствовал всю ночь в поклонении, и оживлял свою душу, проводя ночь без сна. Так как сон - брат смерти. Смысл выражения "проводил ночь" - состоит в том, что он (мир ему и благословение Аллаха) проводил ее в состоянии кыйама (молитвенное стояние) и совершал деяния поклонения ради Аллаха, Господа миров. Мы должны помнить, что последние десять дней Рамадана - установлены и исчислены.
Что касается того, что передавалось относительно запрета проводить всю ночь в молитве, который упомянут в хадисе Абдуллы ибн 'Амра (да будет доволен им Аллах), то этот запрет относится к тому, кто делает это постоянно в течение всего года.
2. Он (мир ему и благословение Аллаха) "... будил свое семейство". Это означает, что он будил своих чистых жен, матерей верующих, так, чтобы они могли принять участие в получении блага, зикра и дел поклонения в это благословенное время.
|
3. "...усердствуя" означает, что он (мир ему и благословение Аллаха) был стоек и тверд в поклонении, добавляя к своим делам еще больше, чем он совершал в первых двадцати днях (Рамадана). Он делал это только потому что ночь Аль-Кадр - в одну из этих (последних десяти) ночей.
4. То, что он (мир ему и благословение Аллаха) "затягивал свой изар" означает, что он усердствовал в поклонении. Также сказано, что это означает, что он (мир ему и благословение Аллаха) отстранялся от жен. Это, кажется, наиболее правильным, так как близко к тому, что упоминалось ранее и к хадису Анаса (да будет доволен им Аллах): "Он сворачивал свою постель и отходил от женщин (т.е. своих жен)"[2].
Также, он (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал в последние десять дней Рамадана 'итикаф (уединение в мечети), а человек, который находится в состоянии 'итикаф, - удерживается от (супружеских) отношений с женами.
Итак, о брат мусульманин! Стремись обладать этими четырьмя признаками. И храни молитву, которую ты совершаешь глубокой ночью (тахаджуд) в дополнение к молитве таравих (которая совершается в начале ночи) так, чтобы твое усердие в эти последние десять дней было еще большим, чем в первые двадцать. И так, чтобы ты мог достигнуть того, о чем было упомянуто: "проводил ночь в поклонении".
И ты должен быть терпеливым в повиновении Аллаху, потому что, поистине, молитва тахаджуд - трудна, но награда за нее - велика. Клянусь Аллахом, это - великий шанс в жизни человека и выгодная сделка, воспользоваться благами которой может человек, которому Аллах предоставил возможность. И человек не знает о том, столкнется ли он еще раз с возможностью получить эту великую награду от Аллаха за ночную молитву, которая послужит поддержкой ему в этом мире и в будущем.
|
Праведные предшественники этой Уммы удлиняли ночную молитву, усердствуя в ней. Ас-Са'иб ибн Йазид сказал: "'Умар ибн Аль-Хаттаб приказал Убайи ибн Ка'бу и Тамиму Ад-Дари вести людей в молитве с одиннадцатью ракатами. Чтец читал сотню аятов так, что мы были вынуждены опираться на палки из-за долгого стояния. И мы не останавливались до появления фяджра (рассвета)"[3].
Абдулла ибн Абу Бакр сообщил: "Я слышал как мой отец (Абу Бакр) сказал: "В течении Рамадана мы завершали (ночную молитву) поздно и мы поторапливали слуг с приготовлением пищи (сухур), опасаясь, что наступит фяджр"[4].
Есть два сражения души, перед которыми верующий встает во время Рамадана: сражение днем - в посте и сражение ночью - в кыйама (в ночной молитве). Тот, кто соединит эти две вещи и соблюдет их права, - из терпеливых, тех, кому будет "дана их награда без счета" [5].
Эти десять дней - последняя часть месяца, и деяния человека оцениваются по их завершающей части. Возможно, человек встретит ночь Аль-Кадр, стоя в молитве ради Аллаха и поэтому получит прощение всех своих прошлых грехов.
И нужно будить и побуждать свое семейство к совершению деяний поклонения, особенно в эти великие дни, которыми никто не пренебрегает, кроме упустивших великое благо. Еще более невероятно чем это - то, что, когда одни люди совершают молитву тахаджуд, некоторые люди расточают свое время в запретных собраниях и греховных делах. Поистине, это - величайшая утрата! Мы ищем у Аллаха убежища от этого!
|
Поэтому, совершение того, что было упомянуто, в последние десять дней означает извлечение всей пользы праведных дел из того, что есть в Рамадане. К сожалению некоторые люди превососходят других в праведных делах, таких как молитва и чтение Корана, в первой части месяца, но затем они выказывают признаки утомления и усталости, когда наступают последние десять дней Рамадана. И это, несмотря на то, что последние десять дней обладают более высокой степенью, чем все предыдущие. Поэтому нужно оставаться стойким в усердии и увеличивать свое поклонение к концу месяца. И мы должны помнить, что в целом деяния человека оцениваются по последним.
[1] Аль-Бухари, 4/269, и Муслим, № 1174
[2] Лята'ифу-ль-ма'ариф, с. 219
[3] Аль-Муватта имама Малика, т. 1, с. 154
[4] Аль-Муватта: т. 1, с. 156
[5] Сура Аз-Зумар, 15