Приложение № 1
К районной акции Голубь мира»
(Проект в укороченной редакции)
Авторы-разработчики:
Актив Детско-юношеской общественной организации «Память и дело» - первичной организации Российского движения школьников в ГБОУ гимназии № 209 «Павловская гимназия».
МИРОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ГОЛУБЬ МИРА»
Актуальность проекта
Мир – вечная ценность и надежда человечества. В любое время – в час спокойствия и в преддверии беды – все люди, от мала до велика, мечтают о нерушимом, крепком, драгоценном мире. Тема миротворчества актуальна всегда. Но современная политическая ситуация требует особого внимания к миротворческой деятельности, к воспитанию подрастающего поколения в духе мира и ненасилия, актуализации в детской и юношеской среде ценностей дружбы и согласия, уважения чести и достоинства окружающих, популяризации идей международного взаимопонимания и сотрудничества, активное знакомство с отечественными традициями «мирного делания».
«Воспитание в духе мира» на протяжении столетий было свойственно отечественной культуре. Согласно словарю С.И. Ожегова выражение «в духе чего-либо» трактуется как «в соответствии с чем-нибудь, соответственно чему-нибудь»[4, С.186]. Понятие «мир» в Словаре русского языка представлено как «согласие, отсутствие разногласий, вражды или ссор, отсутствие войны, вооруженных действий между государствами; согласное существование государств, народов»[4, С.448]. В русской речевой традиции слово «мирить» имело глубокий духовный смысл – «примирять, соглашать, устранять ссору, улаживать несогласие, вражду, заставляя сделаться полюбовно»[2, С. 248]. В нашем языке множество устойчивых выражений, характеризующих мирный характер соборного народа России: «мирный нрав», «мирный дух», «народ-миротворец». Воспитание в духе мира определяется в российской образовательной традиции как целенаправленный процесс формирования личности в соответствии с идеями мира.
Целесообразность проекта
Миротворчество – творение мира – внесение мира в жизнь и прежде всего в души людей. Только тот, кто имеет мир в себе, идет с миром в жизнь. Целесообразнее закладывать «мир» в детском возрасте, поэтому разработан данный проект, который дает возможность через интересную форму совместного взаимодействия – создание голубей мира, ученики узнают, приобщаются и прорастают идеями миротворчества.
Определение ключевых понятий
В литературе, посвященной теме миротворческого образования, используются такие понятия, как «миролюбие», «миротворчество», «воспитание в духе мира», «миротворческое воспитание».
Под миротворческим воспитанием в современной трактовке понимается как процесс формирования миролюбивой личности, имеющий деятельностный характер, предполагающий активность субъекта и направленный:
· на создание условий для усвоения ребенком ценностей добра, милосердия, сострадания, сотрудничества, сотворчества;
· на воспитание умения относиться к людям, опираясь на духовные ценности независимо от национальных, культурных, религиозных особенностей;
· на формирование восприятия мира как целостного единства;
· на расширение знаний о других народах;
· на развитие мотивации к миротворческой деятельности.
Историческая справка
«Голубь мира»- миротворческий проект.
В истории России и мира миротворческая деятельность отмечена следующими знаменательными датами.
21 сентября – Международный день мира. Отмечается с 2002 года. Был учреждён на 36-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Этот день провозглашён как день отказа от насилия и прекращения огня во всём мире. Всем странам было предложено воздерживаться от проведения военных действий в этот день.
26 сентября – годовщина создания «Священного союза». 26 сентября в 1815 г. в Париже Австрия, Пруссия и Российская империя подписали договор о создании Священного союза, целями которого были обеспечение незыблемости решений Венского конгресса. Чуть позже к Союзу присоединились Франция и почти все остальные европейские государства. Священный союз объявил о своем праве на вооруженное вмешательство во внутренние дела любых государств для подавления в них революционных выступлений. В 1818 г. в состав Союза вошла Франция. Главою Священного союза стал русский император.
24 октября - годовщина создания ООН. 31 октября 1947 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) провозгласила 24 октября годовщину принятия Устава ООН, Днем Организации Объединенных Наций с целью ознакомить мировое сообщество с целями и достижениями ООН, а также с целью получить поддержку своей деятельности. Одним из первых документов ООН было принятие в декабре 1948 года Всеобщей декларации прав человека. В настоящее время в ООН входит 193 государства, каждое также является членом Генеральной Ассамблеи ООН.
4 ноября – День народного единства. День народного единства отмечается в нашей стране ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот праздник установлен в честь важного события в истории России - освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен ко Дню Казанской иконы Божией Матери.
ноября – День толерантности.
Проблема
Проблема воспитания школьников в духе мира в настоящее время обусловлена стремлением государств и народов к мирному существованию, насущной жизненной потребностью в формировании подрастающих поколений как проводников идей мира, дружбы, милосердия, взаимопомощи.
Гипотеза
Реализация данного проекта позволит создать условия для развития и актуализации в среде учащихся идей мира, добра, человеколюбия, толерантности, соборности, милосердия, сострадания, сотрудничества, сотворчества. Систематическая работа в патриотическом направлении разовьет мотивацию к миротворческой деятельности у учащихся.
Целеполагание
Проект «Голубь мира» изначально задуман как многоступенчатый акт объединения детского коллектива, педагогов и родителей ГБОУ гимназия №209 «Павловская гимназия» идеей миротворчества.
Цель проекта: объединение учащихся, педагогов и родителей идеями мира, добра, благополучия.
Задачи:
· систематизация и разноообразие форм миротворческого воспитания;
· развитие социальной активности детей;
· приобщение гимназистов к культурно-историческим и духовно-нравственным ценностям народов мира;
· создание в гимназии атмосферы общего дела.
Участники проекта
· воспитанники дошкольного отделения гимназии;
· гимназисты 1-11-х классов;
· педагоги;
· родители.
Ожидаемый результат
В процессе реализации проекта его участники:
· познакомятся с историей миротворчества;
· изучат российские памятные даты, связанные с миротворчеством;
· овладеют техникой изготовления «Голубя мира»;
· проникнутся идеями мира во всем мире.
Продукты проектной деятельности.
· Бумажные фигурки «Голубь мира», с добрыми детскими пожеланиями, размещенные на исторической ограде Павловской гимназии;
· Статья в газете «Петербургский дневник» № 4 от 27 октября 2015г.;
· Заметка на сайте ГБОУ гимназия № 209 «Павловская гимназия»;
· Фотоотчет.
Этапы.
1. Организационный этап:
Промежуточная задача | Деятельность учащихся |
Формирование организаторской группы проекта. | Участие в группе. |
Подготовка исторической справки о миротворческих традициях в России и мире. | Сбор и обработка материала. |
Разработка мастер-класса. | Подготовка материалов. |
Изготовление показательной фигуры голубя. | |
Мастер–класс по изготовлению голубей для организаторской группы (учащиеся 8 классов, 15 человек) | Организаторы обучают учащихся изготавливать голубей. |
2. Творческий этап.
Изготовление голубей воспитанниками детского сада, совместно с родителями. | Организаторы ведут мастерские. |
Мастерская по изготовлению голубей начальной школой на уроках ИЗО в 1-4 классах. | |
Мастерская по изготовлению голубей для учащихся 5-11 классов силами организаторской группы на больших переменах. |
3. Акция.
Проведение заключительного этапа «Голубь мира». | Размещают фигурки на ограде гимназии. |
Подведение итогов проекта. Размещение информации на сайте гимназии. | Подготовка отзывов, статей, фото-отчета. |
Оформление творческого отчета о реализации проекта | Сбор информации об основном этапе проекта в средствах массовой информации: в периодической печати, на сайтах и порталах. |