Одиночество и огонь души мира.




О фильме А. Тарковского «Ностальгия».

Меркнет зрение - сила моя,
Два незримых алмазных копья;
Глохнет слух, полный давнего грома
И дыхания отчего дома;
Жестких мышц ослабели узлы,
Как на пашне седые волы;
И не светятся больше ночами
Два крыла у меня за плечами.

Я свеча, я сгорел на пиру.
Соберите мой воск поутру,
И подскажет вам эта страница,
Как вам плакать и чем вам гордиться,
Как веселья последнюю треть
Раздарить и легко умереть,
И под сенью случайного крова
Загореться посмертно, как слово.

(Арсений Тарковский)

Одиночество и огонь души мира.

«Ностальгия»- еще один фильм Тарковского, который в огромной степени можно назвать исповедью перед зрителем и самим собой (хотя таковыми, в той или иной степени, являются все его фильмы). Но в данной картине мы видим уже не просто рассказ, повествование или притчу, а крик. Крик из самой глубины души об одиночестве глобальных масштабов, одиночестве на чужбине, одиночестве на родине, одиночестве рядом с семьей и вдали от нее, одиночестве рядом с любимой и вдали от нее. Мир накануне Апокалипсиса или уже после него, мир опустошенной души, ярко выраженной в массе визуальных образов фильма, декорации которого по большей части напоминают пейзажи постапокалипсиса. И, тем не менее, хочется отметить, что «Ностальгия»- пожалуй, один из самых красивых фильмов Тарковского. Цветовая гамма, внешность и одежда ведущих актеров, постановка сцен - все доведено до почти абсолютного совершенства, полного изящества и одновременно простоты. Красивое кино, во всех смыслах.

О чем «Ностальгия»? Как и в случае всех других фильмов Тарковского, говоря о смыслах, мы всегда говорим субъективно и всегда лишь о малой части того, что в действительности являлось замыслом режиссера. Можно перенасытить такой рассказ перечислением многочисленных отсылок к итальянскому и русскому искусству, которые присутствуют в фильме, можно рассмотреть его религиозные посылы, можно проанализировать визуальный язык картины, гениально отраженный в сотнях различных образов. Да только что это даст? Очередное механическое, поэтапное рассмотрение гениального фильма, проделанное многими другими киноманами сотни и тысячи раз.

Но как не ответить на вопрос о том, почему кому-то может понадобиться семь лет держать в заточении свою семью? Потому что кому-то другому (очень на него похожему) пришлось бросить свою семью и получить при этом тот же результат. Или – отвечает ли картина на вопрос о том, почему Андрей отвергает любовь Юджинии и отвергает ли? Да, отвечает и вполне ясно в монологе самого главного героя. Лишь чистая любовь является истинно великой, потому и любовь без поцелуя, чего Юджениа понять не в силах. Кстати, весьма интересная и я бы сказала нетипичная для Тарковского героиня. С одной стороны, стремящаяся к свободной жизни, независимости и самодостаточности, с другой - влюбляющаяся в странных мужчин и читающая стихи Арсения Тарковского в попытках понять главного героя. В ее образе Тарковский показал наиболее типичный пример европейской женщины того времени. Или Россия и Италия, та самая ностальгия по родине. Но ведь не зря же Андрей говорит о том, что Италия как Россия, т.е. ставит знак равенства между двумя этими странами. Так по чему или по кому его ностальгия? По семье? Да, конечно. Но это не самое важное. Герой испытывает ностальгию по миру, который никогда не существовал и не мог бы существовать. Он жаждет большего, он ищет максимального, и не находит, отчего и ощущает себя «свечой, сгоревшей на пиру».

Символизм огня и воды в картине очень важен. Огонь - как символ истления души, пожара чувств, боли, стремлений; и вода - как символ всего вокруг (в фильме очень много сцен с водой), как символ окружающего бытия, которое словно бы тушит огонь души, ту самую свечу. С этой точки зрения, главный ритуал картины и ее главный визуальный символ - горящая свеча, которую герой должен пронести через водоем, раскрывается необычайно ярко. Одиноко горящая свеча в окружении воды, свеча, которую нужно донести до другого берега, не дав ей потухнуть. Горящая свеча, как символ самой души, которая не должна угаснуть на протяжении жизненного пути, которая должна быть сохранена и должна гореть ярко, как факел. Но все это лишь то, что я вижу в «Ностальгии». Малая часть того, что я там вижу…

Немаловажно упомянуть ту особенность стиля Тарковского, за которую я его наиболее сильно уважаю - в тех моментах, когда он хотел сказать что-то определенное, он делал это ясно и четко. Это не тот режиссер, который расставляет сотни ловушек для зрителя, а потом уходит, довольно потирая руки, понимая, что трактовок могут быть сотни. Если Тарковский хотел сказать что-то конкретное своим фильмом, он это делал, оставляя при этом и множество многозначительных визуальных и иных образов в своих картинах, дабы дополнить их, сделать более сочными в философском плане. И в «Ностальгии» Тарковский, на мой взгляд, высказался вполне конкретно - рассказал о том, что могло затушить пламя его свечи и на какие жертвы ему пришлось пойти, чтобы этого случилось. Финальные кадры картины поистине гениально и подлинно ясно раскрывают замысел режиссера, показывая и его взгляд на мир, и его взгляд на самого себя.

Автор Beatrice_Belial

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: