Ф.И.О. Кабанова В.И. ЗБ-РЛ-51. Задания для самостоятельной работы.




26.01.22.

Ф.И.О. Кабанова В.И. ЗБ-РЛ-51

Задания для самостоятельной работы.

1. Культуроведческая направленность преподавания русского языка состоит в том, что учитель становится посредником между учеником, с одной стороны, культурой и языком – с другой. Учащиеся приобщаются к культуре народа, воспринимают, эмоционально переживают и усваивают базовые ценности национального и общечеловеческого характера.

 

2. Как Вы понимаете роли педагога в реализации культуроведческой составляющей преподавания русского языка:

· педагог-информатор ограничивается сообщением ученикам определенных норм, требований и воззрений;

· педагог-собеседник - стремится к сотрудничеству при проведении диалога.

· педагог-комментатор - сам приводит примеры, комментирует их.

· педагог-друг - стремится проникнуть в душу ребенка;

 

3. Культуроведческий фон урока предполагает использование текстового и наглядного материала, отражающего важные стороны духовной культуры русского народа. Он может создаваться исполнением национальных музыкальных произведений, демонстрацией произведений отечественного изобразительного искусства, показом предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Пример: 6 класс Грамматическая тема: «Правописание безударных личных окончаний у глагола». Тема высказываний: «В.М. Васнецов и его картина «Алёнушка».

Культуроведческий фон урока: а) портрет художника Васнецова; б) репродукция картины «Алёнушка».

4.Культуроведческая компетенция обучающегося предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом (Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – M: Дрофа, 2004. – 240 с.)

5. Культуроведческий текст – это текст художественного, научно-популярного, публицистического стиля, отражающий историко-культурные ценности народа, эстетичный по содержанию, структуре и лексической наполненности. Цель культуроведческих текстов – расширять культурный кругозор обучаемых, служить образцом высказывания, обогащать речь учащихся словами с культурными компонентами, лексикой, используемой в социально-культурной среде.

Пример культуроведческого текста:

«Судьба русской деревни»

Русская деревня.… Как много значит она для русской души, для русского человека, для России!

Деревня – это огромный очаг красоты и величия русской природы, русского народа, в котором заложено всё наше культурное наследие, и в моём сознании русский человек просто неразделим с деревней, потому что именно в ней берут начало наши истоки, наши корни.

Что предстает перед взором человека, услышавшего это простое слово. Сразу же небольшой бревенчатый серый домик с резными расписными ставнями, широкий дворик, с чуть наклонившимся плетнем, на котором с утра до ночи поют свои песни горластые петухи, слышится с утра незамолкающий лязг ведер и кастрюль хозяев, лай собак и улавливается ни с чем не сравнимый запах свежеиспеченного хлеба и наваристых щей, только что вынутых из печи, а совсем недалеко слышится звон колокольчиков мирно пасущихся добротных коров. Одним словом, видится размеренная, спокойная деревенская жизнь. К сожалению, в наши дни возникает множество проблем, связанных с деревней. Наряду с проблемой экономики возникает самая страшная возможность исчезновения житницы России с лица земли! Сегодня деревня утратила своё былое могущество и великолепие. Повсюду господствует разруха: заколоченные окна, захламлённые, поросшие собольей дудкой пустыри, на которых когда – то кипела жизнь, и старые – престарые избы с провалившимися крышами, в которых сутками напролет пирует птица мира. Лишь одинокие старушки прискорбно сидят на лавочках и безнадежно смотрят вокруг. Все это вызывает не только смертельную тоску, но и волну возмущения и негодования. Почему наша национальная гордость, наша самобытная культура постепенно ветшает, как старый дом? Все это приводит к огромным потерям и разорению национальной духовности. Нам остается надеяться на лучшее, ведь для многих людей деревня – это Родина, а Родину, как известно, люди не забывают, и какая бы она ни была, к ней всегда тянет, и где бы ни был человек, она всегда в его мыслях и снах.

Нельзя забывать свои истоки! Всегда храните в своем сердце образ русской деревни!

 

6. Искусствоведческий текст - разновидность культуроведческого текста, созданный художником, искусствоведом, педагогом, в котором непосредственно описывается (интерпретируется) содержание того или иного произведения искусства, оцениваются достоинства или критикуются недостатки конкретного произведения (артефакта).

Пример искусствоведческого текста:

«Заросший пруд» - это картина, написанная известным русским пейзажистом Поленовым. Дорожка, выбегающая к пруду из густой зелени парка, кончается мостиком. Светится под лучами солнца поверхность пруда, отражающая деревья тенистого сада. В полотнах Поленова перед нами раскрывается большой художник, умевший глубоко любить свою Родину.

7.Экология языка – природные, социальные и культурные условия, необходимые для сохранения самобытности этнической общности и ее языка: цельность территории, сохранность национальной культуры, традиционных сфер деятельности носителей языка, а также высокий уровень национального самосознания.

 

 

Список литературы:

1. https://www.terralinguistica.ru/harbour/precedent_text.html

2. Бебешко Л. О. Культуроведческий подход в обучении русскому языку.

3. Головко Ж. С. Культура и язык: аспекты взаимодействия/ Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право.№ 5 / том 12 / 2008

4. Новикова Л. И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5 - 9-х классах как средство постижения учащимися национальной культуры


5. Попова В. И. Образовательно-развивающая модель взаимосвязанной учебной и внеучебной деятельности школьника. Реализация концепций «Регионоведение» и «Профориентология»: учебное пособие/В. И. Попова; Мин-во образования и науки Рос. Федерации; Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010 – с. 61 – 63

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: