Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации




Важнейшим документом федерального значения, регламентирующим деятельность местного самоуправления, является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. На основании ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление признается и гарантируется в Российской Федерации. Согласно Конституции РФ, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и является самостоятельным в пределах своих полномочий. Общие принципы организации местного самоуправления в соответствии со ст. 72 отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Глава 8 Конституции РФ целиком посвящена местному самоуправлению. В статьях 130-133 закреплены основные права местного самоуправления на самостоятельное решение населением вопросов местного значения, на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления.

В Конституции РФ отмечена обязательность учета исторических и иных местных традиций при осуществлении местного самоуправления. Населению муниципальных образований дано право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Изменение границ территории муниципального образования возможно также только с учетом мнения населения.

По Конституции РФ органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка и решать другие вопросы местного значения. Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов для их осуществления, но контроль за их реализацией остается за государством.

Конституцией РФ местному самоуправлению гарантируется судебная защита, запрещается ограничение прав, установленных ею и федеральными законами, и дается право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений государственной власти.

Часть вторая статьи 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления; часть восьмая статьи 2 закрепляет наличие муниципальной собственности у муниципальных образований; часть вторая статьи 9 гласит, что земля и природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности.

Не менее важными являются нормы, установленные в главе второй Конституции Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют деятельность местного самоуправления. Тем самым Конституция устанавливает тесную связь между человеком и местным самоуправлением, с одной стороны, и между его правами, свободами и деятельностью местного самоуправления — с другой. При этом основу самоуправления составляют человек, его права и свободы.

Далее в ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации за гражданами Российской Федерации закрепляется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Это означает, что граждане вправе осуществлять власть как путем непосредственного прямого волеизъявления, так и работая в органах, в которые они могут быть избранными. Кроме того, все граждане, обладающие правом избирательного голоса, осуществляют свою власть через избираемые ими представительные органы местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Данная норма Конституции Российской Федерации определяет формы прямого волеизъявления граждан и опосредованного осуществления ими власти через создаваемые органы местного самоуправления.

Статья 33 Конституции Российской Федерации вводит элемент открытости деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с указанной статьей граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Глава 8 Конституции Российской Федерации устанавливает содержание и предназначение местного самоуправления. В ней, равно как и в предыдущих главах, устанавливаются основополагающие нормы-принципы, раскрывающие понятие местного самоуправления, его основы, формы осуществления, пределы действия, полномочия по важнейшим вопросам, и гарантии.

Предназначение местного самоуправления, согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации, состоит в решении вопросов местного значения. При этом указывается, что население владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью, наличие которой закреплено в первой главе Конституции Российской Федерации. Часть вторая этой же статьи называет формы, посредством которых осуществляется местное самоуправление: референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления, а также выборные и другие органы местного самоуправления. То есть на уровне Конституции Российской Федерации определен механизм местного самоуправления.

Часть первая статьи 131 устанавливает территориальные пределы местного самоуправления и право граждан на установление структуры органов местного самоуправления. В части второй этой же статьи установлена норма, обеспечивающая стабильность границ муниципальных образований. Их изменение допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Важнейшее установление содержится в ст. 132 Конституции Российской Федерации. В части первой названной статьи определен перечень главных полномочий и предметов ведения органов местного самоуправления, от которых зависит состоятельность местного самоуправления в целом. Названная статья закрепляет за органами местного самоуправления права на самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов. Такой подход позволяет создать органам местного самоуправления самостоятельную экономическую основу, являющуюся фундаментом местного самоуправления.

Часть вторая статьи 131 Конституции Российской Федерации расширяет сферу деятельности органов местного самоуправления тем, что они могут быть наделены отдельными государственными полномочиями. Это означает, что местное самоуправление, наряду с вопросами местного значения может решать также вопросы государственного значения. Данная норма близка по своему содержанию к ч. 1 ст. 3 Европейской Хартии местного самоуправления, согласно которой органы местного самоуправления призваны регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ей под свою ответственность и в интересах местного населения.

Для осуществления государственных полномочий органам местного самоуправления передаются государством материальные и финансовые ресурсы.

Статья 133 устанавливает правовые и экономические гарантии местного самоуправления. В соответствии с указанной статьей местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Конституция Российской Федерации содержит основные принципы о местном самоуправлении. Нормы, установленные в ней, носят открытый характер. Это означает, что в развитие конституционных норм могут быть приняты федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.

Такая возможность закреплена, например, в п. «н» ч. 1 ст. 72, который относит вопрос об установлении общих принципов организации местного самоуправления к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Конституция Российской Федерации, являясь основным законом общества и государства, установила систему норм о местном самоуправлении, на которой должны базироваться все остальные нормативные правовые акты.

При этом нормы Конституции Российской Федерации подразделяются на нормы:

❖ разрешающие введение местного самоуправления в Российской Федерации;

❖ определяющие предназначение местного самоуправления;

❖ закрепляющие механизм и регулирующие организацию и деятельность местного самоуправления;

❖ устанавливающие экономическую основу местного самоуправления;

❖ закрепляющие территориальные пределы местного самоуправления;

❖ устанавливающие компетенцию местного самоуправления по отдельным вопросам;

❖ устанавливающие гарантии местного самоуправления;

❖ устанавливающие права граждан на местное самоуправление и запрещающие ограничение прав на местное самоуправление.

Помимо Конституции деятельность института местного самоуправления в РФ регламентирует Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Этот основополагающий нормативно-правовой акт содержит исходные, отправные начала для правового регулирования местного самоуправления на территории России: права граждан на осуществление местного самоуправления; местного референдума, местных выборов, собраний (сходов) граждан, народной правотворческой инициативы, обращений граждан в органы местного самоуправления. Он действует как «рамочный», закрепляя требование обязательного указания в уставах муниципальных образований форм порядка и гарантий непосредственного участия граждан в решении вопросов, местного значения. Данное положение означает, что муниципальное образование вправе расширять, но не ограничивать перечень оснований и видов непосредственного народовластия, предусмотренных этим законодательным актом. Все другие нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ и Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Данный закон внес целый ряд принципиально новых положений о местном самоуправлении в Российской Федерации. Он изменил правовые, территориальные, организационные и финансовые основы местного самоуправления.

Оценивая ситуацию с формированием регионального законодательства по вопросам местного самоуправления, можно констатировать, что во всех субъектах Российской Федерации во исполнение требований Конституции Российской Федерации (п. «н» ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76) идет формирование регионального законодательства о местном самоуправлении. В значительной части субъектов Российской Федерации уже приняты законы как по общим вопросам осуществления местного самоуправления, так и по отдельным вопросам, подлежащим регулированию на региональном уровне, в том числе и по вопросам проведения муниципальных выборов, осуществления муниципальной службы, государственной регистрации уставов муниципальных образований, порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, разграничения объектов муниципальной и региональной государственной собственности и т.д.

В системе местного самоуправления также принимаются нормативные правовые акты, входящие в единую систему правовой основы местного самоуправления.

К ним относятся: решения местных референдумов, обладающих высшей юридический силой по отношению к другим нормативным правовым актам местного самоуправления; уставы муниципальных образований; решения собраний (сходов) граждан; решения представительных органов местного самоуправления; решения исполнительных органов местного самоуправления; постановления должностных лиц местного самоуправления.

...





Читайте также:
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.