Лекция 10. Методы и приемы организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ различных нозологий.




 

План

 

1. Адаптации и приспособления в общеобразовательном пространстве для детей с ОВЗ в соответствии с нозологическими особенностями.

 

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.

Рекомендации по поводу коррективов в учебниках и образовательных программах, возможных изменений на уроке в классе и заданиях и возможных поведенческих ожиданиях, которые нужно принять во внимание при обучении детей с особыми образовательными потребностями.

В процессе обучения учителю следует:

- использовать четкие указания;

- поэтапно разъяснять задания;

- учить последовательно выполнять задания;

- повторять инструкции к выполнению задания;

- демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача).

В учебном процессе использовать различные виды деятельности:

- чередовать занятия и физкультурные паузы;

- предоставлять дополнительное время для завершения задания;

- предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;

- использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

- использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями;

- обеспечивать школьника копией конспекта.

Способы оценки достижений и знаний учащихся:

- использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами изатраченными усилиями;

- ежедневно оценивать с целью выведения четвертной отметки;

- оценивать работу учащегося, который плохо справляется с тестовыми

- заданиями, на уроке;

- акцентировать внимание на хороших оценках;

- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;

- проводить оценку переделанных работ;

- использовать систему оценок достижений учащихся.

В организации учебного процесса необходимо:

- использовать вербальные поощрения;

- свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

- составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;

- предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

- разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

- игнорировать незначительные поведенческие нарушения;

- разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

- осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптированная образовательная программа (АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию детей с ОВЗ.

При инклюзивном образовании в рамках общеобразовательной школы для детей с ОВЗ надо будет составлять адаптивные образовательные программы (АОП) на каждого ребёнка.

2. Приспособления среды и модификация физического окружения.

 

Приспособление среды. Модификация физического окружения. Оборудования комнаты наклонными пандусами, если в классе есть дети, которые передвигаются на инвалидных колясках или с помощью костылей. Увеличение или уменьшение интенсивности освещения, если в классе есть дети с нарушениями зрения. Уменьшение уровня шума, если в классе есть дети с нарушением слуха.

3. Адаптация и модификация учебных подходов и методик.

 

Адаптация учебных подходов. Модификация учебных подходов и методик. Применения метода распространения (того, что знает ребенок). Эпизодическое обучение в сиюминутных ситуациях. Изменение темпа занятий.

 

4. Адаптация и модификация учебных пособий, дидактических материалов, игр.

 

Адаптация материалов. Модификация учебных пособий, игрушек и других материалов. Использование книг, напечатанных крупным шрифтом, если в классе есть дети с нарушениями зрения. Оборудование игрушек и других принадлежностей большими ручками, если в классе есть дети с нарушениями моторных функций.

 

5. Адаптация и модификация программ, учебных планов, заданий для ребенка с ОВЗ.

 

Адаптация учебного плана. Модификация учебного плана или задач, определенных для ребенка. Изменение продолжительности или последовательности занятий. Коррекция задач (к примеру, если ребенок еще не готов распознавать текст, задание может быть модифицировано таким образом:«Ребенок будет распознавать своих одноклассников на фотографиях, тогда как другие дети будут распознавать свои написанные имена»).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: