Один из древнейших апокрифов, который многими исследователями связывается с болгарской ересью богомилов, названный так по имени болгарского попа Иеремии Богомила и отразившейся в духовной жизни Древней Руси. В апокрифе выражен подчеркнуто дуалистический взгляд на мир и на происхождение человека. В его создании, согласно богомильским представлением участвовали две равные силы – Бог и Дьявол Поэтому человек несет в себе духовное и материальное начала.
...Создать в Мадиамской земле человека, взяв земли горсть от восьми частей: 1) от земли — тело, 2) от камня — кости, 3) от моря — кровь, 4) от солнца — глаза, 5) от облака — мысли, 6) от света — свет, 7) от ветра — дыхание, 8) от огня — теплоту. И стал господь Бог глаза ему доставать от солнца, оставив Адама лежать одного на земле; и пришел окаянный сатана к Адаму и вымазал его калом, тиной и соплями. Вернулся к Адаму господь и хотел вложить в Адама глаза, но увидел его всего вымазанного в нечистотах; и разгневался господь на дьявола, и стал говорить ему: «Окаянный дьявол, проклятый, разве ты не заслужил гибели? Зачем напакостил ты этому человеку, вымазав его? Будь ты проклят!» И дьявол исчез сквозь землю как молния от лица господнего. Господь же, сняв с Адама всю грязь сатанинскую и смешав со Адамовыми слезами, сотворил собаку, и теслом очистил Адама, как зеркало, от всех скверн. И, поставив собаку, повелел ей стеречь Адама, а сам господь пошел в горний Иерусалим за дыханием для Адама. И во второй раз явился сатана, и хотел напустить на Адама злую скверну, но увидел собаку, лежащую у ног Адама, и очень испугался. Собака стала зло лаять на дьявола, а окаянный сатана взял палку и истыкал всего человека Адама и впустил в него семьдесят недугов. Когда Иисус возвратился из горнего Иерусалима, он увидел Адама, истыканного палкой, и стало ему его жалко, и сказал он сатане: «Проклятый дьявол, что ты сделал с человеком, зачем эти недуги впустил в него?» Тогда ответил дьявол, окаянный сатана, господу: «Если какая-нибудь болезнь подступит к этому человеку, но минует его, то он до конца тебя не вспомнит; а если заболеет, перестрадает каким-нибудь недугом, тогда всегда будет он в страданиях призывать тебя на помощь». И прогнал господь дьявола, и дьявол исчез, словно тьма от света, а все недуги вернулись к нему.
|
И послал господь своего ангела, повелев ему взять «аз» на востоке, «добро» на западе, «мыслете» на севере и на юге. И оживил душу в человеке, и дал ему имя Адам. А костей бог создал в Адаме триста сорок пять, и стал Адам царем над всеми землями, и птицами небесными, и зверями земными, и рыбами морскими, и дал ему бог власть надо всем. И сказал бог Адаму: «Тебе служат солнце, луна и звезды, и птицы небесные, и рыбы морские, и птицы, и животные, и гады». Господь бог на востоке насадил рай и велел Адаму там жить, а жена Адаму еще не была создана. И наслал бог на Адама сон, и Адам уснул, и бог взял его левое ребро, а из ребра выпростал руки, и ноги, и голову, и создал жену в шестой день; и предсказал господь Адаму свою смерть, и распятие, и воскресение, и предвидел он вознесение за пять тысяч пятьсот лет. И увидел Адам господа распятого, Петра в Риме, а Павла в Дамаске, обучающих народ и проповедующих его воскресение, и как вознесся господь...
|
Проснулся Адам в сильном волнении и страхе великом из-за вещего сна. Увидел господь Адама, ходящего по раю, и сказал ему: «Адам, Адам, расскажи мне». Но Адам сильно испугался, не смея рассказать богу свой сон. И сказал ему господь бог: «Адам, Адам!» Адам же ответил ему: «Господи владыко, я видел, что тебя распяли на кресте в Иерусалиме и что ученики твои — Петр в Риме, и Павел в Дамаске, — ходят и проповедуют твое распятие и воскресение». И сказал ему господь: «Мне следует ради тебя, Адам, сойти на землю, и быть распятым, и воскреснуть в третий день, а ты никому не рассказывай этот сон, покуда не увидишь меня, сидящего в раю справа от отца, — и ты о том поскорби, Адам».
И был Адам в раю семь дней, чем предсказывал господь бог человеческую жизнь: десять лет — это ребенок, двадцать лет — юноша, тридцать лет — зрелость, сорок лет — средовечие, пятьдесят лет — седина, шестьдесят лет — старость, семьдесят лет — смерть.
И создал господь бог своим умением всю тварь, море, и реки, и зверей, а те семь дней сообразны семи тысячам лет, и поставил господь бог два светильника больших на тверди небесной, чтобы освещали землю, и разделил день от ночи, в ознаменование дней и лет. И чтобы было просветление на тверди небесной — большой светильник, обозначающий начало дня, а другой — начало ночи. И звезды поместил господь бог на тверди небесной, чтобы им светить над землей, владеть днем и ночью, и разделять день от ночи и света.
И был вечер, и было утро — день четвертый.
Устроил господь бог планеты, и зоревые облака, и радуги на облаках, которые пускают дожди, и громы, и молнии, чтобы людям всей земли озарить плодовитые деревья. И сказал господь бог: «Сотворю вовеки животворные воды, птиц, обитающих по заводям и в небесных пределах».
И как создал господь бог четырех громадных китов, пустил от них всяких птиц и гадов по земле, а других благословил съедать их и сказал: «Растите, размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею».
А в семь дней совершается круг, а семь лет за все семь тысяч лет, и восьмой тысяче нет конца, так как свет бесконечен.
В воскресенье, в день, называемый неделя, в тот день воскрес Христос из мертвых, и в тот же день будет господь на небесах судить весь мир, который не имеет конца, и воздаст каждому по делам его.