Структура, функции и задачи налоговых служб в КазахстанеОрганы налоговой службы состоят из налоговых органов и органов налоговой полиции. Налоговые органы состоят из уполномоченного государственного органа и территориальных налоговых органов. Органы налоговой полиции состоят из Комитета налоговой полиции уполномоченного органа и территориальных органов налоговой полиции.
К территориальным налоговым органам относятся налоговые комитеты по областям, районам, городам и районам в городах.
К территориальным органам налоговой полиции относятся управления налоговой полиции по областям, городам Астана и Алматы, межрайонные (региональные) отделы налоговой полиции или отделы налоговой полиции по районам, городам и районам в городах.
Территориальные органы налоговой службы подчиняются непосредственно по вертикали вышестоящему органу налоговой службы и не относятся к местным исполнительным органам.
На налоговые органы возлагается задача по обеспечению полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов, а также по осуществлению налогового контроля за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств.
На органы налоговой полиции возлагается задача по выявлению, пресечению и расследованию преступлений, с целью сокрытия или занижения доходов, уклонения от исполнения налоговых обязательств в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Конечно, основной задачей налоговой службы на всех уровнях является обеспечение доходной части бюджета. Однако нельзя развивать экономический и в частности, налоговый инструментарий с позиций одного дня. В настоящее время кризисные явления в экономике, спад производства и ухудшение финансового состояния предприятий тормозят развитие рыночной экономики, при этом происходит усугубление ситуации за счет проблемы неплатежей, постоянного роста объема дебиторской и кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов, что усложняет работу налоговой службы.
Налоговый комитет должен работать с позиции сопровождения налогоплательщиков: сначала крупных, затем средних и мелких, узнавая о нарастании проблем среди этих групп налогоплательщиков с целью предупреждения неуправляемости ситуацией, замыкающейся в конечном итоге на налоги и платежи в бюджет.
Городским налоговым комитетам необходимо поддерживать связь с учреждениями банков, совместно отслеживать очередность соблюдения списания денежных средств со счетов предприятий и организаций и кассовой дисциплины в части своевременности сдачи наличных денег на расчетные счета в банке, устанавливать периодический и постоянный контроль, разработать и внедрить компьютерные программы автоматического отслеживания действий каждого банка по выполнению налоговых предписаний касательно средств на счетах недоимщиков и их дебиторов.
Налоговый комитет имеет значительные возможности по взысканию задолженности с лиц, выехавших за пределы Республики Казахстан. В этом аспекте имеются более широкие возможности, вспомнив известные факты с финансовыми пирамидами, Пенсионным фондом. Такая же фискальная политика требований, конечно, выходит за рамки Налогового комитета и требует соответственного правительственного решения по этому вопросу.
Для облегчения практической работы на региональном уровне необходимы налоговый ликбез в виде буклетов «Гражданам о налогах», брошюры и др. Главное – постоянно взаимодействовать с налогоплательщиками, внимательно относится к их налоговым проблемам, строго соблюдать налоговое законодательство, повышать качество работы.
В условиях рыночных отношений возникает постоянная потребность изменений структуры областных налоговых комитетов. В настоящее время в каждом областном комитете без налоговой полиции числится в среднем от 70 до 100 человек. При этом под их непосредственным контролем, как правило, находится незначительное количество налогоплательщиков. В этом аспекте возникает потребность переноса центра тяжести в работе комитета на районный уровень. Поэтому происходит бесконечное сокращение штатов, растет неуверенность работников в завтрашнем дне.
В структуре областного аппарата налогового комитета необходимо не более 40-50 человек, максимально использовать компьютерные возможности. И, наоборот, значительно увеличить численность районных подразделений, где сосредоточен основной объем работы с конкретными людьми и где приходится отвечать на вопросы, на которые никакой компьютер ответить пока не в состоянии. По мере просвещения налогоплательщиков и на этом уровне станет возможным замена архаичных расчетных функций теми же компьютерными программами, что в целом и наблюдалось в странах развитого рынка.
Областной аппарат налогового комитета не должен заниматься частой проверкой низовых комитетов. Основным, приоритетным направлением в его работе должно стать оказание консультационно-методической и практической помощи низовым звеньям по законному применению налогового законодательства. Исключения могут быть лишь при проведении комплексных проверок организации контрольно-экономической работы, осуществляемой один раз в два года. Районные же подразделения налогового комитета не должны отвлекаться от выполнения своих основных функций.
|
|