Роль религии в реализации ценности творчества




 

Из постоянного делания добра вырастает добродетель. То есть все аспекты человеческой жизни рассматриваются через призму добродетели - будь то великие свершения государственного лидера, или повседневная жизнь обычного человека. Это и есть те самые ценности, которые человек реализует в продуктивных творческих действиях. Очень показательна иллюстрация, которую приводит В.Франкл в своей работе «Общий экзистенциальный анализ». Один из пациентов был госпитализирован в психиатрический институт из-за суицидных намерений, которые он не скрывал, а аргументировал как доводы в пользу свободы каждого человека принимать свои решения. Полный достоинства и убедительности, этот человек протестовал против того, что его лишили свободы, в то время как никакого психического расстройства у него не было. Он был движим побуждением отомстить обществу, которое плохо с ним обошлось. Лечение экзистенциального вакуума как причины суицидальных наклонностей прошло успешно благодаря тому, что после короткой беседы врачу удалось убедить пациента, что человеческая свобода - это не «свобода от», а «свобода для» - для того, чтобы принимать ответственные решения. Франкл говорит о смысле самой личности человека, его индивидуальности. Он вводит еще одно понятие: сверхсмысл. Это есть смысл целостности, в свете которой приобретает смысл человеческая жизнь, целостный смысл существования Вселенной, самого бытия и истории. Этот смысл трансцендентен человеческому существованию, и поэтому здесь нельзя обойти вопрос о религии. С одной стороны, Бог занимает почетное место в его теории, а религия - в практике логотерапии. Франкл утверждает, что в мире проявляется нечто подобное закону сохранения духовной энергии. Ни одна великая мысль не может пропасть, даже если она так и не дошла людей, даже если она была «унесена в могилу». Согласно этому закону, ни одна драма или трагедия внутренней жизни человека никогда не проходила впустую, даже если они разыгрывались втайне. «Роман», прожитый каждым индивидуумом, остается несравнимо более грандиозным произведением, чем любое другое произведение литературного творчества, когда-либо записанное на бумаге. Религия дает ответ на вопрос «как это происходит?»: каждый из нас, будучи творением Бога, имеет свое уникальное место в прекрасной картине мироздания. Такое понимание смысла жизни в свете религиозной догматики играет огромную психотерапевтическую роль. Каждый из нас так или иначе осознает, что содержание его жизни где-то сохраняется и оберегается. Поэтому понятие «духовность» в работах В.Франкла идет всегда рука об руку с понятиями «свобода» и «ответственность». Обращение Человека к Сверхличности - к Богу - является важным аспектом в лечении неврозов и других психических отклонений.

Эту же мысль развивает в своих работах современный ученый, психолог и психотерапевт, Г.С.Абрамова. Она утверждает, что интерес к понятию «жизнь» выражается в частности, и в том, что появилась необходимость создания социальных технологий, особого вида инструкций по осуществлению жизни. Свою мысль Абрамова иллюстрирует простым сопоставлением времени, которое надо затратить на то, чтобы вырастить ребенка и времени, которое занимает выстрел, чтобы оборвать ему жизнь. То есть материализация идей о жизни и человеке становится практикой реальных воздействий человека на человека. Следовательно, каждый человек нуждается в том, чтобы понять свою ответственность перед жизнью за собственные поступки.

Франкл противопоставляет «глубинную психологию» Фрейда и «вершинную экзистенциальную психологию», которая занимается не поиском и анализом порочного в человеке, а поиском и реализацией духовных составляющих человеческой жизни, в частности, поиском смыслов. При этом он аппелирует к таким понятиям, как совесть и ответственность, что позволяет ему применять логотерапию как к верующим, так и к неверующим людям. Отличие заключается в том, что нерелигиозный человек не задается вопросом - перед кем он несет ответственность за реализацию смысла своей жизни, а для человека религиозного этой последней высшей инстанцией является Бог. Причем религиозному человеку намного легче осознать такую ответственность, потому что личностное отношение к религиозной сверхличности имеет большие перспективы в лечении неврозов.

Религиозная позиция может способствовать необыкновенному росту активности человека (в противовес расхожему мнению, что религия приводит к бездействию). Особенно это касается тех верующих, которые заняли экзистенциальную позицию «солдата армии Господа на земле». Такой человек понимает, что все «вершится» здесь, на земле: борьба за разрешение конфликтов происходит внутри каждого человека, а, следовательно, и в нем самом. Причем вождя израильского народа, Моисея, В.Франкл представляет читателям в качестве максимально деятельного человека, в жизни которого ценности творчества или «созидательные ценности» были весомы, но при этом Моисей постоянно проповедует осознание власти Всевышнего везде и во всем. То есть психотерапия выигрывает в достижении своих целей, если опирается на религиозные догмы. Причем религия настаивает на ценности человеческой жизни изначально, что упрощает восприятие понятия смысла жизни для каждого человека.

В настоящее время термин «евгеника», означающий науку об усовершенствовании человеческой популяции путем контроля передачи наследственных признаков, приобретает все большее количество последователей. Опросы акушеров, например, показывают, что большинство предлагают аборт при таких заболеваниях, как незаращение позвоночного канала, синдром Дауна, болезнь Хантингтона, мышечная дистрофия и т.д. Том Шекспир, социолог, работающий в Университете г.Лидс в своей работе «Выбор и право: евнегика, генетика и равенство инвалидов» яростно протестует против общепринятой медицинской этики в области генетического скрининга плода. Тому Шекспиру в свое время был поставлен диагноз тяжелого врожденного заболевания, приводящего к карликовости. Обычно в результате пренатального скрининга эта патология выявляется и женщине предлагается аборт. Шекспир считает, что наука - часть общества, и ученые несут ответственность за то, как используется научная информация и технологи. Ученые должны нести ответственность за свои убеждения и поступки.

Религия обладает психотерапевтическим эффектом, позволяющий реализовывать свой смысл в жизни каждому человеку, даже если он, с точки зрения современных медицинских стандартов, не способен реализовать никакой смысл [3].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: