Семинарское занятие 4. Правильное использование грамматических форм




1. Употребление форм имени существительного. Род имён существительных. Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения. Род русских несклоняемых существительных.

2. Обозначение лиц по профессии, должности, учёному или воинскому званию.

3. Синонимы окончаний именительного падежа множественного числа.

4. Употребление форм имени числительного. Собирательные и количественные числительные. Склонение числительных.

5. Трудные случаи именного и глагольного управления.

6. Управление при однородных членах.

7. Нанизывание падежей. Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами. Выбор правильного падежа и предлога.

8. Употребление деепричастных оборотов.

Кейс-задания:

1. Прочитайте данные словосочетания, употребив их в единственном числе. В случае сомнения в родовой принадлежности существительных проверьте по словарю.

Старинные рояли, ваши фамилии, заказные бандероли, наши плацкарты, старинные банкноты, новые расценки, спелые яблоки, большие мозоли, маленькие мыши, кожаные туфли, широкие проруби, лесные просеки, спелые помидоры, молодые жирафы, черные ботинки, войлочные тапки.

2. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные или глаголы в прошедшем времени. Запишите получившиеся словосочетания.

Чай, кофе, какао, леди, атташе, такси, Тбилиси, Дели, бренди, Чили, Эри, какаду, крупье.

3. Восстановите составное наименование аббревиатур. Определите их родовую принадлежность.

ВПК, МКАД, ООН, РАГС, ТЭЦ, АТС, МВФ, ФСК, СПИД, ЮНЕСКО.

4. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия соответствия. Укажите, в каких функциональных стилях употребляются приведённые существительные женского рода.

Акушерка, банщица, балерина, баскетболистка, гонщица, доярка, массажистка, маникюрша, намотчица, санитарка, свинарка, секретарша, сиделка, солистка, стенографистка, телефонистка, ткачиха, фельдшерица.

5. В приведённых ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки.

1. На занятиях было обоих сестёр. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое работниц не могли выйти на работу. 6. Двое котят играли на полу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля.

6. Запишите, употребив числительные и существительные в нужной форме.

1. К 345 прибавить 157. 2. От 964 отнять 89. 3. 10 сложить с 798. 4. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5. Деревня находится в 163 (километр) от города.

7. Прочитайте предложения. Устраните, где это необходимо, нанизывание падежей, не оправданное контекстом и затрудняющее понимание.

1. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 2. Докладчик остановился на некоторых новейших оценках науки влияния на природу химического производства. 3. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии. 4. В работе даётся краткая характеристика методики определения себестоимости сельскохозяйственной продукции. 6. Ведутся изыскания возможности создания самостоятельных независимых издательств.

Творческое задание:

Подготовьте выступление по одному афоризму. Подтвердите или опровергните афоризм.

· наши неудачи поучительнее наших удач (Г.Форд);

· талантам надо помогать, бездарности пробьются сами (Н. Озеров);

· образование есть то, что остаётся после того, когда мы забываем все, чему нас учили (А.Эйнштейн);

· если человек способен выслушивать оскорбление с улыбкой, он достоин стать вождём (Н. Брацлав);

· дураков опровергают фактами, а не аргументами (И.Флавий).

Литература:

а) основная литература:

1. Константинова, Л.А. Деловая риторика: учеб. пособие / Л.А. Константинова, Е.П.Щенникова, С. А. Юрманова. – М.: Флинта: Наука, 2013. – 302 с.

2. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник: практикум / [Н.С. Водина и др.]. – 17-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2012. – 313 с.

б) дополнительная литература:

1. Герасимова, И.А. Введение в теорию и практику аргументации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Философия» / И.А. Герасимова. – М.: Логос, 2012. – 310 с.

2. Петрова, А.Н. Искусство речи/ А. Н. Петрова. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 123 с.

3. Тренинг профессионально ориентированных риторики, дискуссий и общения: учеб. –метод. комплекс: доп. проф. образоват. программа «Преподаватель высш. шк.»/ М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО «Нижневарт. гос. гуманитар. ун-т», гуманитар. фак., каф. филологии и массовых коммуникаций; сост. А.Е. Белькова. – Нижневартовск: Изд-во НГГУ, 2013. – 59 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

https://www.icahdq.org/

https://carmen.artsci.washington.edu/propaganda/contents.htm https://www.talkworks.co.uk

https://psyfactor.org/koncept.htm

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: