В ЗЕРКАЛЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ




БИБЛЕЙСКИЙ СЮЖЕТ О ДЕСЯТИ КАЗНЯХ ЕГИПЕТСКИХ

Аннотация: как показывают сюжет о десяти казнях в массовой культуре и с какой целью это делают.

Ключевые слова: Ветхий Завет, Библия, массовая культура, фильмы, видеоигры.

Начиная с прошлого столетия, деятели культуры активно обращаются в своих работах к религиозным сюжетам. Особой популярностью пользуются истории из Библии (Ветхий и Новый Завет), так как христианство является самой крупной религий мира [1]. Если в первых кинематографических картинах режиссеры придерживались стратегии «дословного пересказа», то сейчас активно используется вольная интерпретация, которая пришлась по вкусу массовому зрителю. В нашем понимании «массовая культура – это доминирующий в обществе тип культуры, ориентированный на удовлетворение и формирование запросов широких слоёв населения через распространение средствами массовой коммуникации стандартизированных продуктов, создаваемых «индустрией развлечений» [2].

В своей статье хотелось бы рассмотреть сюжет о десяти казнях египетских. Он изложен в Торе во второй книге («Шемот») пятикнижия Моше [3] и в Библии (Ветхий Завет, книга «Исход») [4]. В исследовании будем опираться на последний источник, чтобы избежать возможных несоответствий.

Десять казней египетских – это наказания Бога, которые он обрушил на Египетское государство, когда фараон отказался отпустить еврейский народ во главе с Моисеем из своих земель. Таким образом он продемонстрировал свое могущество:

«3Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской; 4фараон не послушает вас, и Я наложу руку Мою на Египет и выведу воинство Мое, народ Мой, сынов Израилевых, из земли Египетской – судами великими; 5тогда узнают [все] Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их». (Исх. 7:3-7:5)

Прежде всего хотелось бы обратиться к фильму Ридли Скотта «Исход: Цари и боги», который вышел в 2014 году. Эта картина полностью посвящена истории второй книги Моисеевой, поэтому сюжет о десяти казнях занимает малую часть фильма, однако он все равно является ключевым элементом повествования. Режиссер в своей работе старается следовать канонам. На первый взгляд даже не видно каких-то расхождений с сюжетом Ветхого завета.

Перед тем как перейти к описанию самих казней, посмотрим на некоторые несовпадения в истории, показанной в фильме, и в истории библейской. Во-первых, главное, отличие в том, что Моисей не приходил к фараону и не предупреждал его о казнях. В библейском сюжете написано, что перед каждой казню Моисей и Аарон приходили к правителю Египта с посланием. Однако здесь фараон живет в неведении. Только после пятой казни во дворец приводят лошадь, на боку которой вырезали послание для Рамзеса. А также Моисей появляется после восьмой казни, но прячется за колонной, при этом не отвечая на угрозы фараона о казне еврейских детей.

Во-вторых, есть некоторые нарушения в хронологии событий. Например, наказание фараона для иудеев. В Библии он наказал их еще до свершения казней: «7не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому, 8а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему» (Исх. 5:7-5:8). Но здесь наказание последовало только после пятой казни. Во время последних казней Рамзес десятками казнит израильтян, что является вольной интерпретацией.

Если говорить о самих казнях, то канон практически полностью совпадает (см. таблицу). В фильме отсутствует четвертая казнь (песьи мухи). Возможно, что она слилась с третьей казнью или ее просто решили убрать, чтобы сократить хронометраж. Остальные казни происходят в установленном порядке и соответствуют каноничному описанию.

Подведу краткий итог по данной кинокартине. Режиссер Ридли Скотт сделал упор на эпичность происходящего, потому что каждая казнь показана очень эффектно. В фильме данному сюжету уделили примерно 12 минут, но можно с уверенностью сказать, что это самая страшная часть истории. Где-то он даже «перегибал палку». Например, в восьмой казне в его интерпретации саранча не просто поедала всю растительность, но также нападала и умертвляла людей.

Можно сказать, что картина ставит перед собой цель привлечь внимание зрителя к Библии.

Для анализа по данной теме был взят еще один фильм режиссера Стивена Хопкинса «Жатва», вышедшего в прокат в 2007 году. Картина снята в жанрах ужаса и триллера. Основное внимание в истории обращено непосредственно на египетские казни. Они являются центром повествования и двигателем сюжета. Однако казни уже не происходят в Египте – они обрушиваются на маленький город Хэйвен в США в наши дни.

Начинается сюжет с главной героини Кэтрин, которая ездит по миру и занимается раскрытием необъяснимых мистических историй. Поэтому именно ее приглашают в Хэйвен, пытаясь убедить, что на этот город обрушились египетские казни (река обратилась в кровь). В случившемся обвинили девочку Лорэн, потому что ее семья жила неподалеку от реки. Кэтрин вынуждена вместе со своим помощником уехать в Хэйвен, где и переживает все десять казней.

Так как фильм является полностью вольной интерпретацией, то и происходящее почти не соотносится с библейским сюжетом. Остались только названия десяти казней и их частичное описание. В кинокартине данные казни происходят в очень короткий срок: примерно 4-5 дней (если брать за начало отсчета появление крови в реке, а за конец – смерть первенцев). Есть еще такой момент, что казни не обрушиваются полностью на город и на всех жителей, а случаются точечно: мошки и черви появляются только на ужине Кэтрин, мор скота только у одной семьи, от язв погибает только мэрия.

Теперь непосредственно о казнях (см.таблицу). Представление о казнях почти совпадает с сюжетом из Ветхого Завета. Хочу сказать о некоторых различиях. Во-первых, снова отсутствует четвертая казнь; здесь четвертой казнью считается мор скота. Но при этом пятой казнью становятся вши, которые относятся к третьей казне.

Во-вторых, во второй казни жабы падают с неба изначально мертвые и непонятно, с какой целью. Когда как в Библии было написано: «2если же ты не согласишься отпустить, то вот, Я поражаю всю область твою жабами; 3и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои, 4и на тебя, и на народ твой, и на всех рабов твоих взойдут жабы». (Исх. 8:2-8:4).

В-третьих, седьмая казнь идет не по порядку (на ее место встает саранча), она смешивается с девятой казнью. В-четвертых, смерть первенцев. Первенцы погибают от огненного града, т.е. одна казнь просто спровоцировала другую.

Так с какой же целью нужны были десять казней в данном фильме? Изначально герои доказывали зрителю, что библейские казни - это дело рук Сатаны. Он таким образом пытался защитить девочку Лорэн, которую считали дочерью Люцифера. Однако в конце все встает на свои места, потому что выясняется, что Лорэн является божьим Ангелом, а все случившиеся казни – это попытка защитить ее от жителей города Хэйвена, которые причисляли себя к древней сатанинской секте. С помощью десяти казней Бог уничтожил тех, кто отказался от веры и переметнулся на сторону Сатаны. Бог показал свою жестокость и могущество и помог тем, кто был на его стороне.

Последняя работа, к которой мне бы хотелось обратиться, видеоигра, вышедшая в 2018 году от разработчиков «Rusty Lake», «Rusty Lake Paradise». Это квест с головоломками и мини-играми. Здесь в центре событий тоже оказываются десять казней египетских. Однако они не происходят в Египте – они происходят на выдуманном Райском острове. Отсутствует и конкретное указание на время и эпоху. По некоторым деталям можно догадаться, что это примерно 19-20 вв.

Игра идет от первого лица. Игроку предстоит управлять главным героем данной истории Якобом Эйландером. Он получает письмо от своей семьи, в котором сообщается о гибели его матери, поэтому Якоб возвращается на Райский остров. Здесь он узнает, что на остров обрушилось бедствие в виде десяти казней. От них страдает вся семья Якоба: отец Николас, дядя Джерард, бабушка Маргарет, брат Дэвид и сестра Элизабет (прим. все имена детей еврейского происхождения, а имена взрослых – греческие и германские).

Чтоб избавиться от казней, Якобу нужно совершить ряд действий, а затем с помощью найденных воспоминаний погибшей матери восстановить историю острова. В данной истории казни не происходят одновременно. Каждая казнь имеет собственную арку. В каждой новой арке есть отсылки на предыдущую казнь (например, после пятой казни на острове лежали черепа коровы и козы). По меняющемуся времени года можно сделать вывод, что все десять казней происходили в течение года.

Обратимся к последовательности казней (см.таблицу). В отличие от предыдущих работ, разработчики не меняли порядок казней. Каждая на своем месте и соответствует своему описанию, за исключением небольших отличий. Например, в седьмой казне на остров обрушился град и снег, а в библейском сюжете было немного иначе: «23И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на [всю] землю Египетскую; 24и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее». (Исх. 9:23-9:24).

Тоже самое касается девятой казни. В интерпретации разработчиков тьма – это ночь и полная луна, которая на некоторое время становится кроваво-красной. В «Исходе» это было так: «22Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; 23не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня». (Исх. 10:22-10:23).

Здесь десятую казнь совершают сами родственники Якоба. Они сжигают его заживо, принося в жертву острову, так как он являлся первенцем в семье и это было ему предназначено судьбой. Десять казней обрушились на остров, потому что мать не позволила принести сына в жертву, когда тот был маленьким, и стала жертвой сама.

Разработчики игры искали интересные символы и формы, с помощью которых смогли бы продемонстрировать казни. Например, в первой казни появились пиявки, которые являются «кровососами». Или, например, в четвертой казне брат Дэвид сворачивается в кокон и превращается в муху (песьи мухи большого размера).

Помимо этого, в видеоигре нередко появляются мысли самих разработчиков, отсылающих не только к библейскому сюжету, но и к Библии в целом. Например, в конце шестой казни звучат такие слова: «Рай не существовал бы без великих жертв».

Подведем итог всей проделанной работе. В массовой культуре интерес к библейским историям только растет, в частности и к сюжету о десяти казнях египетских. Одна из причин заключается в том, что авторы находят все новые и новые необычные интерпретации данного сюжета. Конечно, «вольности» могут оказаться и наказуемы: фильм «Исход: Цари и боги» запретили к показу в трех странах, в частности в Египте, за «несоответствие Библии» [5].

На самом деле такие фильмы и игры не имеют цели оскорбить чувства верующих. Они, во-первых, у обычного человека вызывают интерес к религии, во-вторых, по средствам страха показывают, какие наказания могут обрушиться на злых и ненравственных людей, а в-третьих, заставляют взглянуть на сюжет, которому уже несколько веков, другими глазами и даже увидеть что-то новое для себя.

 

Список литературы:

1. Christianity 2015: Religious Diversity and Personal Contact. URL: https://www.gordonconwell.edu/resources/documents/2IBMR2015.pdf (дата обращения: 24.12.2018).

2. Массовая культура. URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/2191042 (дата обращения: 24.12.2018).

3. Тора (Шемот). URL: https://nev-tanah.info/tora/schmot/ (дата обращения: 24.12.2018).

4. Библия. Ветхий Завета. Вторая книга Моисеева. Исход. URL: https://www.planeta.one/bible/v.htm#ИСХОД (дата обращения: 24.12.2018).

5. Власти Египта запретили фильм «Исход» за несоответствие Библии. URL: https://lenta.ru/news/2014/12/27/ishod/ (дата обращения: 24.12.2018).

Приложение

 

КАЗНИ х/ф «Исход: Цари и боги» х/ф «Жатва» Видеоигра «Rusty Lake Paradise»
1 казнь. Вода превращается в кровь «20И вся вода в реке превратилась в кровь, 21и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской.» (Исх. 5:20-5:21) + + +
2 казнь. Жабы «3и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои, 4и на тебя, и на народ твой, и на всех рабов твоих взойдут жабы.» (Исх. 8:3-8:4) + +/- Жабы не наводняли местность, а были изначально мертвыми + У брата героя лягушки вылезают изо рта, сестра умеет заговаривать лягушек, а бабушка варит лягушачий суп
3 казнь. Мошки, вши, черви «16И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри [рукою] жезл твой и ударь в персть земную, и [будут мошки на людях и на скоте и на фараоне, и в доме его и на рабах его, вся персть земная] сделается мошками по всей земле Египетской». (Исх. 8:16) + + + В казни отсутствуют черви  
4 казнь. Песьи мухи «24Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух». (Исх. 8:24) - - + Брат оказывается мухой, вылупляясь из кокона, и пьет кровь у животных и своего отца
5 казнь. Мор скота «6И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский» (Исх. 9:6) + +   + Дядя ест мясо больных животных и умирает вместе с ними
6 казнь. Язвы «10Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте». (Исх. 9:10) + + От язв мэрия погибла моментально + Болезнь представляет Чумной доктор. Дядя умер и покрылся язвами. Якоб заменяет ему сердце и оживляет
7 казнь. Град, гром, огонь «23И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на [всю] землю Египетскую; 24и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее». (Исх. 9:23-9:24). + Идет не по порядку – перемещается на девятую казнь +/- Есть только снег и град. Семья вмерзла в лед или спрятана под сугробами снега
8 казнь. Саранча «4завтра [в это самое время] Я наведу саранчу на [всю] твою область: 5она покроет лице земли так, что нельзя будет видеть земли, и поест у вас [все] оставшееся [на земле], уцелевшее от града; объест также все дерева, растущие у вас в поле» (Исх. 10:4-10:5) + + +/- Саранча снесла яйцо и из него рождается богомол. Огромный богомол ходит по острову
9 казнь. Тьма «22Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; 23не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня». (Исх. 10:22-10:23) + + Происходит параллельно с седьмой казнью +/- Лунная ночь, луна на время становится кроваво-красной
10 казнь. Смерть первенца «29В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота». (Исх. 12:29) + +/- Спровоцировано предыдущей казнью + Жертвоприношение главного героя через сожжение

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: