Параметр: функциональная локализация нарушения
В зависимости от функциональной локализации нарушения выделяют:
v частные дефект, обусловленный дефицитарностью у отдельных функций гнозиса и праксиса;
v общий дефект, связанный с нарушением регуляторных подкорковых и корковых систем.
Гнозис - сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого и отдельных его характеристик. Недостаточность слухового гнозиса в основном проявляется в несформированности фонематического восприятия, что приводит к задержке развития способности понимания речи, звукопроизношения, а после и навыков письма. При недостаточности зрительного гнозиса возникают проблемы при узнавании недорисованный, заштрихованных, перевернутый, изображений, а также выделение целостного изображения из фона. Праксис - сложные формы произвольных движений и действий. Подкорковые системы отвечает за уровень бодрствования, психическую активность, влечения, эмоциональность. Корковые системы обеспечивают развитие интеллекта и формирование высших собственно человеческих эмоциональных образований.
Параметр: соотношение между первичным и вторичным дефектами
Первичный дефект может иметь повреждения, недоразвития или их сочетание. При вторичном дефекте не развиваются те функции, которые непосредственно связаны с повреждением или который в момент негативного воздействия находятся в сензитивном периоде развития.
параметр: нарушение межфункциональных взаимодействий
При нормальном детском психическом развитии выделяют следующие типы взаимодействия психических функций:
§ временная независимость функций
|
§ ассоциативные связи
§ иерархические связи.
Компенсаторная перестройка при иерархических связях достигается в результате выделения ведущих (регуляторных) и фоновых (технических) уровней, каждый из которых решает свою задачу.
Ведущий уровень передает полномочия контроля фоновому уровню и получает благодаря этому возможности для дальнейшего усложнения и развития. Перестройка и усложнение данных связи подчинены закону гетерохронии.
Закон гетерохронии - разновременность формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим.
При патологии развития происходит нарушение хранения и наблюдается явление асинхронии - различная степень недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других. Асинхрония проявляется в ретардации, патологической акселерации отдельных функций, сочетании патологической акселерации и ретардации.
2. Дефект – физический и психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребёнка, подтверждённый психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребёнка и на медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.
Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С Выготский предложил различать в аномаль-ном развитии две группы симптомов:
ü первичные – нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств и др.)
ü вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального развития.
Это деление принципиально важно для изучения аномалии развития.
|
Первичный дефект может иметь повреждения, недоразвития или их сочетание.
При вторичном дефекте не развиваются те функции, которые непосредственно связаны с повреждением или который в момент негативного воздействия находятся в сензитивном периоде развития. Первичные и вторичные дефекты могут находиться по отношению друг другу как в позиции «снизу вверх»,так и «сверху вниз». Однако в процессе развития иерархия между первичными и вторичными дефектами может меняться. Соответственно, одним из главных факторов приводящих к возникновению вторичных дефектов, является социальная депривация.
Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями самого психического развития детского возраста. Пропущенные сроки в обучении и воспитании автоматически е компенсируется в более старшем возрасте, а возникшие отставания требуют уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Трудности в обучения создают не только педагогическую запущенность, но и стойкое отрицательное отношение к школе, которое в более старшем возрасте становится одним из основных факторов, формирующих нарушения поведения у подростков.
3. Тяжёлые физические и (или) психические нарушения – физические и (или) психические нарушения, выраженные в такой степени, что получение образования в соответствии с образовательными стандартами (в том числе специальными) являются недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретение навыков самообслуживания, получением элементарных трудовых навыков и элементарной профессиональной подготовки.
Множественные физические и (или) психические нарушения – два и более физических и (или) психических нарушений.