II. Теоретическое обоснование программы




Одна из приоритетных целей педагога, и в целом образовательного учреждения состоит в том, что бы учебный процесс был организован таким образом, чтобы максимально содействовать развитию учащихся. Одним из таких методов служит, организация образовательного процесса, через индивидуальную образовательную траекторию учащихся.

Усиливается интерес в теории воспитания и дидактике к личности ученика, формируется такое педагогическое понятие, как индивидуальная траектория развития личности, указывающая на самобытность жизненного пути каждого человека и признание его индивидуальности и неповторимости.

Так трактуется индивидуальный учебный план в Федеральном законе «Об образовании»:

«Часть 9 статья 105. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорит о том, что обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Два варианта уже давно существуют в сложившейся практике, а вариант с обучением по индивидуальному учебному плану является нововведением, которое только предстоит отработать.

Пункт 23, статья 102. Федерального закона определяет «индивидуальный учебный план» как учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это может быть учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована».

Анализ передового-педагогического опыта, свидетельствует о том, что данной проблемой озадачивались многие педагоги-исследователи.

Еще в 60-х годах прошлого века американский педагог-психолог Б.Блум разработал так называемую технологию полного усвоения знаний, основная идея которой состояла в предоставлении каждому ученику индивидуально необходимого ему времени для усвоения учебного материала. Экспериментально доказано, что в этих условиях 95% учащихся способно достичь практически полного усвоения информации.

А.В.Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.

Н.Н. Суртаева трактует индивидуальные образовательные траектории как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями.

С.А.Вдовина Г.А.Климов, В.С. Мерлин рассматривают данное понятие как проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом.

В настоящее время существует два термина «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут». ИОМ определяется учеными С. В. Воробьева, А.П. Тряпицыпа, как целенаправленно проектированная дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позицию выбора при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Понятие «индивидуальная образовательная траектория» (ИОТ)- сложное общее понятие, пришедшее в педагогику из физики. ИОТ может выстраиваться разными путями, в зависимости от целей субъектов образования.

Для нашего образовательного учреждения эта тема так же актуальна. На данный момент в школе обучается 345 учащихся. Наполняемость класса средняя 20-25 учащихся. Из которых дети с высокой мотивацией к обучению и способностями, процентов 30%. В каждом классе есть дети со справками КРО 7 вида (отставание в психическом развитии), дети с социально-неблагополучных семей, нуждающиеся в индивидуальном подходе, контролю. Поэтому возникает необходимость дифференциации процесса и дальнейшего его прогнозирования, для создания благоприятной атмосферы для каждого учащегося. Одним из путей, мы видим в организации процесса обучения через индивидуальные образовательные траектории.

Основная идея проекта: заключается во внедрении в образовательный процесс нашего образовательного учреждения индивидуальной образовательной траектории, с целью повышения качества обучения, и личностного роста учащихся.

Цель работы: разработать программу индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Задачи:

1) Проанализировать уже имеющийся опыт по заявленной проблеме в научной литературе и педагогической практике;

2) Выявить необходимый диагностический инструментарий для учащихся;

3) Продиагностировать учащихся с целью выявления индивидуальных способностей;

4) Разработать дорожные (индивидуальные) карты с различной направленностью.

Методы исследования:

Теоретические: анализ, сравнение, обобщение.

Анкетирование, метод анализа документов.

Математический метод: статистика.

 

ГРАФИК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ в рамках ИОТ
учащегося Жарлыкина Никиты «5 б» класса на 2015-2016 учебный год по математике (Журавлева Н.А.)

Вид контроля Тема Цель Форма контроля Дата контроля
Диагностический   Установление уровня остаточных знаний на начало учебного года Тест №1  
  Установление уровня знаний по итогам повторения учебного материала, пройденного в 4 классе Тест №2  
Тематический Десятичная система счисления Сравнение чисел Шкалы и координаты . Выявить уровень знаний и умений: Сравнивать и упорядочивать натуральные числа. Читать равенства, строгие и нестрогие неравенства. Различать и называть равенства и неравенства, строгие и нестрогие неравенства, двойные неравенства. Опровергать утверждения с помощью контрпримера. Решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц, а также увеличение и уменьшение в несколько раз Тест №3  
Геометрические фигуры Равенство фигур Измерение углов Проверить знание по разделу «геометрические фигуры. Равенство фигур. Измерение углов». Различать и называть геометрические фигуры: точка, прямая, отрезок, луч, угол, прямоугольник, квадрат, многоугольник, окружность. Распознавать на чертежах, рисунках в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские, пространственные). Тест №4  
Числовые выражения и их значения Площадь прямоугольника Объем прямоугольного параллелепипеда Установить уровень знаний и умений выполнять вычисления с натуральными числами, находить значение выражения. Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты. Вычислять значения степеней. Находить значение числового выражения, содержащего степени чисел. Пользоваться таблицами квадратов и кубов чисел. Вычислять площади квадратов и прямоугольников, используя формулы площади квадрата и прямоугольника. Выражать одни единицы измерения площади через другие. Решать задачи на нахождение площадей квадратов и прямоугольников. Тест №5  
Буквенные выражения Формулы и уравнения Проверить умение читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задач. Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. Моделировать несложные зависимости с помощью формул; выполнять вычисления по формулам. Использовать знания о зависимостях между величинами (скорость, время, расстояние; работа, производительность, время и т.п.) при решении текстовых задач. Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами действий. Тест №6  
Доли и дроби Сложение и вычитание дробей с равными знаменателями Треугольники Выявить уровень знания способов моделировать в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби. Строить на координатной прямой точки по заданным координатам, представленным в виде обыкновенных дробей; определять координаты точек. Решать задачи на части (нахождение части от целого и целого по его части). Складывать и вычитать дроби с равными знаменателями. Умножать дроби на натуральные числа. Тест №7  
  Дробь как результат деления натуральных чисел Сравнение дробей Деление дроби на натуральное число. Основное свойство дроби Выполнять сложение и вычитание со смешанными числами. Переводить неправильную дробь в смешанное число и обратно. Решать задачи на дроби. Делить дроби на натуральные числа. Формулировать, записывать с помощью букв основное свойство обыкновенной дроби, правила действия с обыкновенными дробями. Сокращать дроби. Тест №8  
  Сложение и вычитание дробей Умножение на дробь Деление на дробь Складывать и вычитать дроби с разными знаменателями. Применять сложение и вычитание дробей при решении задач. Умножать натуральное число и дробь на дробь. Решение задач на нахождение дроби от числа. Применять приемы умножения на 5, на 25, на 50, на 125. Делить дроби и смешанные числа.     Тест № 9  
  Понятие десятичной дроби Сравнение десятичных дробей Сложение и вычитание десятичных дробей Умножать и делить на 10, 100, 1000 и т.д.Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных и десятичные в виде обыкновенных. Строить на координатной прямой точки по заданным координатам, представленных в виде десятичных дробей; определять координаты точек. Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби. Выполнять вычисления с десятичными дробями.   Тест №10  
  Умножение десятичных дробей Деление десятичной дроби на натуральное число Бесконечные десятичные дроби Округление чисел Деление на десятичную дробь Делить десятичные дроби на натуральное число. Решение задач с использованием деления десятичной дроби на натуральное число. Округлять десятичные дроби. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычисления. Тест № 11  
  Процентные расчеты Среднее арифметическое чисел Представлять проценты в дробях и дроби в процентах. Находить среднее арифметическое чисел. Тест 12  
Итоговый Обобщение изученного в 5 классе Выявить уровень знаний и умений по темам, изученным в 5 классе. Тест №13  

 

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ
учащегося Жарлыкина Никиты «5б » класса неделю с ….дата

по математике (Журавлева Н.А.)

Количество часов в неделю Виды учебной деятельности Виды внеучебной деятельности Учебные результаты Научно- исследовательская деятельность Проектная и творческая деятельность
  Урок- поиск Консультации по содержанию учебного материала Урок – проблема Практические работы Учебные проекты Научное Общество Учащихся «Эрудит» при МБОУ СОШ №20 результаты участия в олимпиаде «Кенгуру»; результаты обучения факультативных занятий по математике результаты участия в этапах Всероссийской олимпиады школьников; годовая оценка по математике Школьная научно-практическая конференция, практическая работа «тема» ШНПК муниципального этапа «Шаг в науку»   1) конкурс «….название»;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: