8. реальность, заключающаяся в его многовековой актуальности.
Традиции народного искусства - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение взгляды, творческие устремления, вкусы, художественные достижения прошлого. Живое развитие искусства немыслимо в отрыве от его исторических корней, без опоры на творческий опыт, эстетические и духовно-нравственные представления предшествующих поколений. Как отмечает исследователь Т. Я. Шпикалова: «Школы закрепляют традицию и составляют основу ее развития…Функционирующие сегодня художественные традиционные промыслы - наглядный пример того, как коллективно разрабатываются тема, образ, форма, стиль в искусстве промысла в рамках школы, края или целого региона.»
3. Узор и орнамент
Для украшения предметов применяют узоры и орнаменты
Узор - более широкое понятие, чем орнамент. Узор может быть созданным непреднамеренно(например, узоры на замерзшем стекле), может свободно располагаться на форме предмета
Узор - рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней и т. п. Сложное переплетение, живописное расположение чего-либо, образующее или напоминающее такой рисунок.
Сюжетные включают стилизованное изображение птиц, животных. Образы часто имеют символическое значение: лев, барс означают силу, сокол - олицетворение смелости, отваги, девушка - весны. Эти узоры включают и фантастические сказочные образы: русалку, кентавра.
Орнамент - это преднамеренно созданное украшение, элементы которого ритмично повторяются. Основным свойством орнамента является ритм. Ритм - определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Простой ритм - повторение одного и того же элемента на равных расстояниях друг от друга. Частным случаем простого ритма является симметричность. Ритм - основа орнамента, чередуются и его элементы, и цветовые пятна. Различают простой повтор и чередование элементов по цвету и форме. Таким образом, ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.
Орнамент в переводе с латинского - украшение (живописное, графическое или скульптурное). В нём сочетаются и повторяются геометрические или изобразительные элементы. Орнаменты различаются по характеру элементов и по способу организации (композиции).
По элементам различаются орнаменты геометрические, растительные, анималистические, антропологические, смешанные. В композицию из растительных форм нередко включается изображение птиц, зверей (хохломская, городецкая росписи).
По способам организации различают орнамент бесконечный, т.е. неограниченный. Это тип сетки: обои, паркет, ткань. К неограниченным относится и линейный узор - бордюр, фриз, кайма, тесьма. Кроме этого различают ограниченный (замкнутый) орнамент (в круге, в ромбе, в квадрате).
Декор (как орнамент, так и узор) всегда выполнен в композиции, органично вписывающейся в форму предмета (т.е. композиция не произвольна, а диктуется особенностями формы).
4. Задачи декоративного рисования в процессе обучения детей:
- Присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства Родины
- Развивать творчество, инициативу, коммуникативные качества
- Развивать чувство цвета, ритма, композиции в связи с построением узоров и орнаментов на различных формах
- Развивать способности различать стили в ДПИ и использовать их элементы в своём творчестве
- Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью и граф. Материалами
- Учить использовать нетрадиционные техники рисования, создавать изделия по законам красоты
Содержание занятий по декоративно-прикладному искусству в начальной школе.
Народные промыслы России и история их возникновения
Слово «промысел» означает мелкое ремесленное производство – так отмечается в Словаре русского языка С.И.Ожегова [12]. Промысел в народном прикладном искусстве рассматривается как занятие каким-либо видом искусства на основе определенных эстетических представлений, традиций, передачи ремесла от родителей, более ранних поколений, от соседей.
Мастера каждого конкретного художественного промысла чаще всего проживают в одной местности по географическому названию которой называется сам промысел или центр народного ремесла.
Следующие народные художественные промыслы России включены в процесс формирования художественной культуры учащихся:
1. Русские художественные лаки: Палех, Федоскино, Холуй, Мстера.
2. Народная роспись по дереву: хохломская, городецкая, полхов-майданская, северодвинская.
3. Роспись по фарфору и фаянсу - Гжель.
4. Роспись по металлу - Жостово.
5. Русская матрешка: сергиев - посадская, семеновская, полхов-майданская, местных художественных центров.
6. Русская глиняная игрушка: дымковская, каргопольская, филимоновская, торжокская, скопинская, сапожковская, балхарская.
7. Вышивка и кружевоплетение: владимирская вышивка, нижегородская вышивка, рязанская вышивка, тарусская вышивка.
8. Резьба по дереву: абрамцево-кудринская, костромская. Богородская игрушка.
9. Художественная эмаль - ростовская финифть.
10.Скопинская художественная керамика.
11. Сергиев-посадская и холмогорская резьба по кости.
12. Художественная обработка металла: Великий Устюг, Кубачи.
13. Народный костюм.
14. Русская набойка: Павлов Посад, Иваново. Искусство создания шалей.
15. Художественное ткачество, ковроделие. Подмосковье, Рязанская область, южные и восточные районы.
16. Пряничные доски - разные губернии и уезды.
Произведения декоративно-прикладного искусства (от лат. decorare —украшать) обладают художественно-эстетическими свойствами и имеют непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначены для украшения жилищ, архитектурных сооружений, площадей, парков и т. д.
Кл | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся |
1класс | Урок 1. Золотые краски осени. (Экскурсия на природу) [16.c.43] | Побуждение к диалогу о красках природы. Рассмотре- ние интересных форм листьев ягод, цветовых сочетаний. Зарисовки с натуры. Приложение 3. Рисунок 2.2 | Сравнивать разные формы листьев. Видеть основной цвет и его оттенки. Уметь выполнять зарисовки с натуры. |
1класс | Урок 2 Волшебные листья и ягоды. [16.с.15] | Выполнить упражнения декоративного рисования листьев приемом примакивания кистью и ягод - приемом тычка. Приложение 3.Рисунок 2.3 | Освоить основные приемы выполнения узоров – прием примакивания кистью для листьев и прием тычка для ягод. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы. |
1класс | Урок 3. Летняя сказка зимой. [16.с.95] | Изображение Городецкой ромашки соблюдая этапы работы: подмалевок, прорисовка, разживка темной краской, разживка белилами. Приложение 3.Рисунок 2.4 | Иметь представление о народном промысле Городца, о особенностях росписи, последовательности выполнения элементов росписи. |
1класс | Урок 4. Волшебный узор. [16.с.31] | Выполнить основные элементы Хохломской росписи «травка», «осочка», «травинки», «капельки», «усик», «завиток». Приложение 3.Рисунок 2.5 | Познакомиться с народным промыслом Хохломы, уметь отличать его от других промыслов. Развивать навыки в кистевой росписи. |
1класс | Урок 5. Встречаем Весну-красну. [16.с.105] | Изобразить весеннее солнышко из красных и золотистых травинок, используя схемы размещения элементов хохломского орнамента в круге. Приложение 3.Рисунок 2.6, рисунок 2.7 | Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе русского народа. Уметь из «травинок», «осочек», «завитков» и «капелек»собирать элемент хохломской росписи «кустик» |
1класс | Урок 6. Красота орнаментов из растительных форм. [16.с.29] | Составить из элементов городецкой росписи свой узор в полосе, соблюдая поэтапное изображение «купавки» и «розана». Приложение 3. Рисунок 2.4,рисунок 2.8 | Иметь представление как ритмически выстраивать декоративные элементы и знать поэтапное изображение элементов городецкой росписи. |
2класс | Урок 7. Мы рисуем сказочную птицу. [15.с.50] | Выполнить эскиз Жар-птицы народных мастеров из Хохломы, используя пары цветовых контрастов. Приложение 3. Рисунок 2.9 | Использовать умения изображения простых элементов «травного» узора Хохломы изобразить Жар-птицу, используя кранный, черный и желтый цвета. |
2класс | Урок 8. Птицы в Городецкой росписи. [15.с.50] | Изобразить птицу Фазан мастеров Городца. Приложение 3.Рисунок 2.10, рисунок 2.11 | Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России. Знать особенности в изображении птиц городецких мастеров. |
3класс | Урок 9. Осенние фантазии. [14.с.18] | Использовать стилизацию форм и создать эскиз росписи сервиза . Приложение 1.Рисунок 2.1, Приложение 3.Рисунок 2.12 | Знать разные приемы стилизации: упрощение формы изображаемого объекта, превращение объемной формы в плоскостную, добавление деталей, замена реального цвета. Уметь создать композицию в определенной форме. |
3класс | Урок10. Сказочные кони. [14.с.53] | Выполнить роспись изделия с композиционным центром-изображением коня народных мастеров Городца. Приложение 3.Рисунок 2.13, рисунок 2.14 | Уметь украшать изделие цветочным узором в стиле Городецкой росписи с композиционным центром-изображением коня, использовать знания его последовательного выполнения. |
3класс | Урок 11. Головной убор русской красавицы. [14.с.98] | Выполнить головной убор русской красавицы –кокошник, цветочным орнаментом городецких мастеров. Приложение 3.Рисунок 2.15 | Ознакомиться с русским женским национальным костюмом, головным убором. Уметь использовать орнамент Городца для декоративного оформления. Понимать взаимосвязь пользы и красоты. |
4класс | Урок 12. Красота обычных вещей. [17.с.54]. | Выполнить эскиз хохломской травной росписи в определенной форме предмета. Приложение 3.Рисунок 2.16, рисунок 2.17 | Планировать собственную деятельность. Уметь использовать форму предмета и травный орнамент хохломских мастеров, «криуля», «травка», «кустики», «ягодки», «листочки», при создании композиции. |
5класс | Урок 13. Хохломская роспись. [18.с.86] | Изобразить композицию круглого панно, из элементов травного орнамента хохломских мастеров Приложение 3.Рисунок 2.18 | Знать особенности народного промысла Хохломы. Уметь самостоятельно создать композицию в круге, используя верховое письмо. |
5класс | Урок 14. Городецкая роспись. [18. с.82] | Создать эскиз сюжетной композиции разделочной доски в традициях городецкой росписи. Приложение 3.Рисунок 2.19 | Разбираться в характерных особенностях Городецкого промысла. Знать историю возникновения промысла. Соблюдая правила композиции уметь создавать самостоятельно эскиз разделочной доски. Правильно использовать цветочные сочетания. |
5класс | Урок 15. Художественные ремесла на Руси. (обобщающий урок) [приложение 4] | Делать сравнительный анализ особенностей художественных промыслов. Изображение художественных портретов «Мисс Хохломы» и «Мисс Городеей». | Систематизация и обобщение знаний по городецкой и хохломской росписям, закрепление умений. |
5класс | Урок 16. Фольклорный стиль в современной моде. [18.с.118] | Разработать эскизы моделей на основе народных традиций. Образы Весны, Лето, Осени и Зимы. Приложение 3.Рисунок 2.20 | Уметь изобразить современные образы одежды используя элементы русского национального костюма и русских народных росписей. |