соотношение назначения и материала, взаимодействие формы и функции.




8. реальность, заключающаяся в его многовековой актуальности.

 

Традиции народного искусства - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение взгляды, творческие устремления, вкусы, художественные достижения прошлого. Живое развитие искусства немыслимо в отрыве от его исторических корней, без опоры на творческий опыт, эстетические и духовно-нравственные представления предшествующих поколений. Как отмечает исследователь Т. Я. Шпикалова: «Школы закрепляют традицию и составляют основу ее развития…Функционирующие сегодня художественные традиционные промыслы - наглядный пример того, как коллективно разрабатываются тема, образ, форма, стиль в искусстве промысла в рамках школы, края или целого региона.»

 

3. Узор и орнамент

Для украшения предметов применяют узоры и орнаменты

Узор - более широкое понятие, чем орнамент. Узор может быть созданным непреднамеренно(например, узоры на замерзшем стекле), может свободно располагаться на форме предмета

Узор - рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней и т. п. Сложное переплетение, живописное расположение чего-либо, образующее или напоминающее такой рисунок.

Сюжетные включают стилизованное изображение птиц, животных. Образы часто имеют символическое значение: лев, барс означают силу, сокол - олицетворение смелости, отваги, девушка - весны. Эти узоры включают и фантастические сказочные образы: русалку, кентавра.

Орнамент - это преднамеренно созданное украшение, элементы которого ритмично повторяются. Основным свойством орнамента является ритм. Ритм - определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Простой ритм - повторение одного и того же элемента на равных расстояниях друг от друга. Частным случаем простого ритма является симметричность. Ритм - основа орнамента, чередуются и его элементы, и цветовые пятна. Различают простой повтор и чередование элементов по цвету и форме. Таким образом, ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.

Орнамент в переводе с латинского - украшение (живописное, графическое или скульптурное). В нём сочетаются и повторяются геометрические или изобразительные элементы. Орнаменты различаются по характеру элементов и по способу организации (композиции).

По элементам различаются орнаменты геометрические, растительные, анималистические, антропологические, смешанные. В композицию из растительных форм нередко включается изображение птиц, зверей (хохломская, городецкая росписи).

По способам организации различают орнамент бесконечный, т.е. неограниченный. Это тип сетки: обои, паркет, ткань. К неограниченным относится и линейный узор - бордюр, фриз, кайма, тесьма. Кроме этого различают ограниченный (замкнутый) орнамент (в круге, в ромбе, в квадрате).

Декор (как орнамент, так и узор) всегда выполнен в композиции, органично вписывающейся в форму предмета (т.е. композиция не произвольна, а диктуется особенностями формы).

4. Задачи декоративного рисования в процессе обучения детей:

- Присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства Родины

- Развивать творчество, инициативу, коммуникативные качества

- Развивать чувство цвета, ритма, композиции в связи с построением узоров и орнаментов на различных формах

- Развивать способности различать стили в ДПИ и использовать их элементы в своём творчестве

- Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью и граф. Материалами

- Учить использовать нетрадиционные техники рисования, создавать изделия по законам красоты

 

 

Содержание занятий по декоративно-прикладному искусству в начальной школе.

Народные промыслы России и история их возникновения

Слово «промысел» означает мелкое ремесленное производство – так отмечается в Словаре русского языка С.И.Ожегова [12]. Промысел в народном прикладном искусстве рассматривается как занятие каким-либо видом искусства на основе определенных эстетических представлений, традиций, передачи ремесла от родителей, более ранних поколений, от соседей.

Мастера каждого конкретного художественного промысла чаще всего проживают в одной местности по географическому названию которой называется сам промысел или центр народного ремесла.

Следующие народные художественные промыслы России включены в процесс формирования художественной культуры учащихся:

1. Русские художественные лаки: Палех, Федоскино, Холуй, Мстера.

2. Народная роспись по дереву: хохломская, городецкая, полхов-майданская, северодвинская.

3. Роспись по фарфору и фаянсу - Гжель.

4. Роспись по металлу - Жостово.

5. Русская матрешка: сергиев - посадская, семеновская, полхов-майданская, местных художественных центров.

6. Русская глиняная игрушка: дымковская, каргопольская, филимоновская, торжокская, скопинская, сапожковская, балхарская.

7. Вышивка и кружевоплетение: владимирская вышивка, нижегородская вышивка, рязанская вышивка, тарусская вышивка.

8. Резьба по дереву: абрамцево-кудринская, костромская. Богородская игрушка.

9. Художественная эмаль - ростовская финифть.

10.Скопинская художественная керамика.

11. Сергиев-посадская и холмогорская резьба по кости.

12. Художественная обработка металла: Великий Устюг, Кубачи.

13. Народный костюм.

14. Русская набойка: Павлов Посад, Иваново. Искусство создания шалей.

15. Художественное ткачество, ковроделие. Подмосковье, Рязанская область, южные и восточные районы.

16. Пряничные доски - разные губернии и уезды.

 

Произведения декоративно-прикладного искусства (от лат. decorare —украшать) обладают художественно-эстетическими свойствами и имеют непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначены для украшения жилищ, архитектурных сооружений, площадей, парков и т. д.

 

 

   
Кл Тема урока Элементы содержания Характеристика деятельности учащихся
1класс Урок 1. Золотые краски осени. (Экскурсия на природу) [16.c.43] Побуждение к диалогу о красках природы. Рассмотре- ние интересных форм листьев ягод, цветовых сочетаний. Зарисовки с натуры. Приложение 3. Рисунок 2.2 Сравнивать разные формы листьев. Видеть основной цвет и его оттенки. Уметь выполнять зарисовки с натуры.
1класс Урок 2 Волшебные листья и ягоды. [16.с.15] Выполнить упражнения декоративного рисования листьев приемом примакивания кистью и ягод - приемом тычка. Приложение 3.Рисунок 2.3 Освоить основные приемы выполнения узоров – прием примакивания кистью для листьев и прием тычка для ягод. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы.
1класс Урок 3. Летняя сказка зимой. [16.с.95] Изображение Городецкой ромашки соблюдая этапы работы: подмалевок, прорисовка, разживка темной краской, разживка белилами. Приложение 3.Рисунок 2.4 Иметь представление о народном промысле Городца, о особенностях росписи, последовательности выполнения элементов росписи.
1класс Урок 4. Волшебный узор. [16.с.31] Выполнить основные элементы Хохломской росписи «травка», «осочка», «травинки», «капельки», «усик», «завиток». Приложение 3.Рисунок 2.5 Познакомиться с народным промыслом Хохломы, уметь отличать его от других промыслов. Развивать навыки в кистевой росписи.
1класс Урок 5. Встречаем Весну-красну. [16.с.105] Изобразить весеннее солнышко из красных и золотистых травинок, используя схемы размещения элементов хохломского орнамента в круге. Приложение 3.Рисунок 2.6, рисунок 2.7 Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе русского народа. Уметь из «травинок», «осочек», «завитков» и «капелек»собирать элемент хохломской росписи «кустик»
1класс Урок 6. Красота орнаментов из растительных форм. [16.с.29] Составить из элементов городецкой росписи свой узор в полосе, соблюдая поэтапное изображение «купавки» и «розана». Приложение 3. Рисунок 2.4,рисунок 2.8 Иметь представление как ритмически выстраивать декоративные элементы и знать поэтапное изображение элементов городецкой росписи.
2класс Урок 7. Мы рисуем сказочную птицу. [15.с.50] Выполнить эскиз Жар-птицы народных мастеров из Хохломы, используя пары цветовых контрастов. Приложение 3. Рисунок 2.9 Использовать умения изображения простых элементов «травного» узора Хохломы изобразить Жар-птицу, используя кранный, черный и желтый цвета.
2класс Урок 8. Птицы в Городецкой росписи. [15.с.50] Изобразить птицу Фазан мастеров Городца. Приложение 3.Рисунок 2.10, рисунок 2.11 Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России. Знать особенности в изображении птиц городецких мастеров.
3класс Урок 9. Осенние фантазии. [14.с.18] Использовать стилизацию форм и создать эскиз росписи сервиза . Приложение 1.Рисунок 2.1, Приложение 3.Рисунок 2.12 Знать разные приемы стилизации: упрощение формы изображаемого объекта, превращение объемной формы в плоскостную, добавление деталей, замена реального цвета. Уметь создать композицию в определенной форме.
3класс Урок10. Сказочные кони. [14.с.53] Выполнить роспись изделия с композиционным центром-изображением коня народных мастеров Городца. Приложение 3.Рисунок 2.13, рисунок 2.14 Уметь украшать изделие цветочным узором в стиле Городецкой росписи с композиционным центром-изображением коня, использовать знания его последовательного выполнения.
3класс Урок 11. Головной убор русской красавицы. [14.с.98] Выполнить головной убор русской красавицы –кокошник, цветочным орнаментом городецких мастеров. Приложение 3.Рисунок 2.15 Ознакомиться с русским женским национальным костюмом, головным убором. Уметь использовать орнамент Городца для декоративного оформления. Понимать взаимосвязь пользы и красоты.
4класс Урок 12. Красота обычных вещей. [17.с.54]. Выполнить эскиз хохломской травной росписи в определенной форме предмета. Приложение 3.Рисунок 2.16, рисунок 2.17 Планировать собственную деятельность. Уметь использовать форму предмета и травный орнамент хохломских мастеров, «криуля», «травка», «кустики», «ягодки», «листочки», при создании композиции.
5класс Урок 13. Хохломская роспись. [18.с.86] Изобразить композицию круглого панно, из элементов травного орнамента хохломских мастеров Приложение 3.Рисунок 2.18 Знать особенности народного промысла Хохломы. Уметь самостоятельно создать композицию в круге, используя верховое письмо.
5класс Урок 14. Городецкая роспись. [18. с.82] Создать эскиз сюжетной композиции разделочной доски в традициях городецкой росписи. Приложение 3.Рисунок 2.19 Разбираться в характерных особенностях Городецкого промысла. Знать историю возникновения промысла. Соблюдая правила композиции уметь создавать самостоятельно эскиз разделочной доски. Правильно использовать цветочные сочетания.
5класс Урок 15. Художественные ремесла на Руси. (обобщающий урок) [приложение 4] Делать сравнительный анализ особенностей художественных промыслов. Изображение художественных портретов «Мисс Хохломы» и «Мисс Городеей». Систематизация и обобщение знаний по городецкой и хохломской росписям, закрепление умений.
5класс Урок 16. Фольклорный стиль в современной моде. [18.с.118] Разработать эскизы моделей на основе народных традиций. Образы Весны, Лето, Осени и Зимы. Приложение 3.Рисунок 2.20 Уметь изобразить современные образы одежды используя элементы русского национального костюма и русских народных росписей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: