ЗОНЫСТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
С целью выделения зон стратегических ресурсов, номенклатура закупаемых предприятием материалов разделяется по следующим категориям:
1. Некритические для производства/продаж – те материалы, которые можно легко заменить аналогами и отсутствие которых не приведет к остановке производства или потере клиентов;
2. Основные материалы для производства/продаж. К ним, в том числе, относятся и расходные материалы для оборудования;
3. Проблемные материалы – это материалы из категории основных, которые сложны в закупке, транспортировке, хранении, обработке (например, дефицитные, скоропортящиеся, опасные, требующие особых условий транспортировки и хранения и т.д.);
4. Стратегические материалы – те наиболее значимые высокорентабельные материалы, которые сейчас и в будущем будут основными, и из них будет изготавливаться основной продукт.
Разделение номенклатуры продукции закупаемых материалов по приведенным категориям проведено в таблице 1.
Таблица 1. Анализ номенклатуры закупаемой продукции
Категория | Перечень |
Некритические для производства/продаж | Канцелярия, расходные материалы для офисной техники, питьевая вода и т.д. |
Основные материалы | Комбикорм, топливо, энергия и т.д. |
Проблемные материалы | Премиксы (витамины для вскармливания) |
Стратегические материалы | Сырье для производства комбикормов (пшеница, соя, масло и т.д.) |
В зависимости от категории материалов определяются и категории (роли) поставщиков (рисунок 1).
Рисунок 1 - Зависимость роли поставщика от роли материалов
Существенным преимуществом предприятия с точки зрения оптимизации поставок является наличие комбикормового завода в производственной структуре, который обеспечивает до 70% всей потребности предприятия в данном сырье. Поэтому комбикорм, как основной материал, поставляемый на предприятие, не может оказаться в дефиците. Но для производства комбикорма также необходимо сырье – пшеница, соя, витамины и т.д. Как видно из таблицы 1, сырье, используемое для производства комбикорма для вскармливания птицы на птицефабрике, относится к стратегическим материалам.
|
Стратегические материалы – это те материалы, доля участия которых в создании стоимости достаточно высока сейчас и в будущих ключевых, высокорентабельных продуктах; они имеют определенную долю затрат в общих издержках, высокое участие в создании прибыли.
54% себестоимости формируется за счет затрат на вскармливание птицы. Комбикорм формирует свыше 95% данной группы затрат. Без комбикорма невозможно осуществлять производственный процесс – выращивание птицы, поэтому данный вид сырья является стратегическим.
Соответственно, к стратегическим относятся и поставщики, осуществляющие поставки данного вида сырья.
К стратегическим поставщикам также можно отнести поставщиков проблемных материалов. К проблемным материалам относятся премиксы – витаминные комплексы для вскармливания птицы. Именно от состава премиксов, их наличия и качества зависит скорость роста птицы, качество получаемой продукции. Проблемных материалов не так много. Но риски и затраты по ним очень высокие. Среди них товары, которые приходится закупать в большом объеме за границей из-за периодически возникающего дефицита на российском рынке, долго ждать поставки и долго хранить.
|
Стратегические поставщики предприятия приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Стратегические поставщики
Поставщик | Продукты | Условия оплаты |
ООО «Трейд-Агро» | шрот, соевые бобы, масло | оплата 30% стоимости в момент отгрузки на железной дороге, 70% в течение 15 дней с даты поставки |
ООО «Партизанск-Агропродукт» | зерно | оплата в течение 10 дней с момент отгрузки |
ООО «Зернопродукт-Плюс» | премиксы (сбалансированный комплекс витаминов) | 10% предоплата, 90% - в течение 30 дней с момента отгрузки на завод |
ООО Коммерческое объединение «Кряжское» | масло подсолнечное | оплата 30% стоимости в момент отгрузки на железной дороге, 70% в течение 5 дней с даты прихода на завод |
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПОСТАВЩИКОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМЫ
Анализ политики фирмы в отношении поставщиков предусматривает, прежде всего, выявление поставщиков стратегических видов сырья, обуславливающих производственную деятельность фирмы. Дифференциацию стратегических поставщиков можно произвести на основе анализа показателей:
- объем поставок;
- качество поставляемого сырья;
- цена поставляемого сырья;
- длительность и надежность связей.
Для оценки поставщиков проводится расчет интегральных показателей. При этом каждому показателю присваивается своя значимость (весомость). Сумма значимостей по всем показателям равна единице.
В таблице 3 приведена шкала, в соответствии с которой каждому показателю поставщика присваивается свой балл.
|
Таблица 3 - Исходные данные для расчета интегрального показателя поставщика
Показатели оценки | Баллы | ||||
Объем поставок, % | 35 и выше | 34-25 | 24-15 | 14-5 | ниже 5 |
Качество, % выхода готовой продукции | 89-85 | 84-80 | 79-75 | ниже 75 | |
Цена, превышение над базовой | 1,01-1,03 | 1,04-1,06 | 1,07-1,09 | выше 1,09 | |
Длительность и надежность связей, годы | 5 и выше | 4,9-4 | 3,9-3 | 2,9-2 | ниже 2 |
Исходя из данных таблицы 3, производится оценка поставщиков (таблица 4). Путем умножения баллов, выставленных на основе исходных данных, на весомость соответствующего показателя, и суммируя эти произведения, определяются интегральные показатели поставщиков.
Таблица 4. Расчет интегрального показателя поставщиков
Поставщики | Баллы, выставленные по показателям оценки | Интегральный показатель | ||||
Объем | Качество | Цена | Длительность связей | |||
Вес | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | − | |
ООО «Трейд-Агро» | 3,8 | |||||
ООО «Партизанск-Агропродукт» | 3,4 | |||||
ООО «Зернопродукт-Плюс» | 2,6 | |||||
ООО Коммерческое объединение «Кряжское» | 2,8 |
В зависимости от размера интегрального показателя, присваивают поставщикам ранг с целью выявления наиболее значимых поставщиков. Первый ранг получают поставщики с размером интегрального показателя 5-4,5; второй ранг достается поставщикам, интегральный показатель которых достиг 4,4-3,5; третий ранг соответствует интегральному показателю 3,4-2,5.
Результаты такого распределения рангов на рисунке 2.
Рисунок 2 - Распределение поставщиков по рангам в зависимости от величины интегрального показателя
Поставщиков первого ранга – наиболее надежных и выгодных для данного предприятия нет.
К поставщикам второго ранга относится ООО «Трейд-Агро» (25%).
Остальным стратегическим поставщикам предприятия присвоен третий ранг.
По данным размера поставок можно выявить поставщиков, у которых предприятие производит наибольшее количество закупок сырья, и, соответственно, затрачивает на это сырье больше средств. Представлены эти данные в виде рисунка 3.
Рисунок 3 - Количество поставляемого сырья
Проанализировав данные рисунка 3, можно сделать вывод, что наибольшее количество сырья для производства комбикорма поставляют предприятия «Трейд-Агро» (46% от всего поставляемого стратегического сырья) и «Партизанск-Агропродукт» (26% соответственно).
Сотрудничество ООО «Сибирская губерния» с этими поставщиками носит более длительный характер связи, чем с остальными перечисленными предприятиями. Поэтому с ними у рассматриваемого предприятия сложились прочные длительные партнерские отношения («Трейд-Агро» также является поставщиком второго ранга).
Таким образом, именно эти два стратегических поставщика «Трейд-Агро» и «Партизанск-Агропродукт» могут оказать наибольшее влияние на деятельность исследуемой фирмы.
В целом, уровень силы поставщиков можно оценить как средний. У предприятия немного стратегических поставщиков и на них приходится менее половины всех поставок (44,7%). Из четырех стратегических поставщиков действительно большое влияние могут оказать только двое: «Трейд-Агро» и «Партизанск-Агропродукт» в силу самой высокой доли поставок стратегических материалов.
Тем не менее, продукция поставщиков не уникальна и не дифференцирована настолько, что покупателю дорого или трудно сменить поставщика. К тому же группа поставщиков испытывает конкурентное давление.
Приверженность выявленным поставщикам со стороны ООО «Сибирская губерния» объясняется скорее длительностью устойчивых деловых связей. Однако, возможно принятие превентивных мер в отношении выделенных наиболее сильных стратегических поставщиков.