Особенности процесса культивации




Васильева Наталья

Актуальная журналистика

Научное исследование на тему: «Теория культивации»

Специфика современной культуры представляет собой различные способы производства и передачи информации. Средства массовой коммуникации сделали человека неотъемлемой частью громадной коммуникационной системы. Кроме того, именно телевидение является одним из самых доступных, массовых и эффективных способов обмена информацией. И, конечно, телевещание на современном этапе играет огромную роль в формировании мировоззрения личности.[1]

 

Предпосылки и зарождение теории

Прежде всего, необходимо сказать о том, что теория культивации представляет собой социологическую концепцию, которая изучает долгосрочное влияние телевидения на зрителя. Основной тезис теории культивации: чем больше времени люди проводят у телевизора, тем больше их образ социальной реальности будет походить на тот, что они наблюдают на экранах во время телетрансляции.[2]Уровень преступности служит наиболее верным примером искаженной реальности в телевидении. Многие герои телепередач так или иначе задействованы в сценах насилия, здесь стоит упомянуть, что контент многих фильмов составляют драки, убийства или перестрелки. В действительности, жертвами криминала обычно становятся менее 1% населения страны.[3]К сожалению, в современных условиях превращения всего мира в единое информационное пространство грамотная телевизионная идеологическая пропаганда может многократно усилить культивирование выгодных ей эмоциональных состояний, иногда вплоть до психозов.[4] Таким образом, одним из основных конструктивных тезисов теории культивации здесь является термин унификации, то есть стремление направить разнообразные представления общества в единое русло.[5]

Гипотеза культивации стала возможностью объяснить то, как телевидение влияет на людей. Данная гипотеза зародилась во время Проекта культурных индикаторов в Пенсильванском университете, проектом в 1960-х годах руководил Джордж Гербер.[6] Именно он и считается основоположником теории культивации. Целью проекта было выявить эффект «культивации» зрителя телевидением и наблюдать за ними. Ученые были озабочены тем, что воздействие телевидения на людей напрямую влияет на всю американскую культуру. Гипотеза говорит о том, что эффект «культивации» происходит только после продолжительного кумулятивного влияния телевидения.[7] Из-за избыточной трансляции насилия по телевизору, у большей аудитории развилась вера в том, что мир небезопасен вообще.[8]Таким образом, СМИ, как таковые не имеют определенного влияния на социальную реальность. Воздействие на аудиторию происходит за счет политиков, экономистов или лидеров мнений, которые транслируются по телевидению. [9]

Гербнер вместе с коллегами хотел развить новый подход к изучению массовых коммуникаций, который был бы сосредоточен именно вокруг процесса массовой коммуникации как таковой. Теория культивации была необходима не для изучения простейшего воздействия телевидения, а скорее всеохватывающего воздействия телевидения на то, каким люди видят мир вокруг себя. Отсюда и термин «Культивационный Анализ».[10]

Гипотеза исходит из следующих предположений, которые были выдвинуты в ходе проекта культурных показателей:

1) Телевидение сильно отличается от других СМИ

Телевизор есть практически во всех семьях. Есть возможность не обладать грамотностью для его просмотра, что никак нельзя сказать о печатных средствах массовой информации.

2) Телевидение формирует образ мышления общества

По мнению Гербнера и его коллег, оно является «главным создателем синтетических культурных моделей (развлечений в сочетании с информацией) для разнообразной массовой аудитории, в том числе и для больших групп людей, которых система массовой информации раньше не охватывала».

3) Воздействие телевидения не такое объемное, как кажется

4) Между телевидением и зрителями происходит динамическое взаимодействие

Люди оперируют категориями историй, которые им рассказывают: о том, что происходит вокруг, что рассказывают им другие и так далее. Телевидение же использует истории в сериалах, новостях и в других передачах.

5) Наблюдаемый измеряемый вклад телевидения в культуру мал

Здесь существует оговорка: телевидение, по мнению Гербнера, оказывает реальное и существенное воздействие на аудиторию, хоть это и не может быть измеряемым фактором.[11]

 

Особенности процесса культивации

Первый вариант процесса культивации – магистральный. Его особенность заключается в том, что некоторые люди, сидя перед телевизором довольно долгое время, начинают видеть в лицах, показанных на экране власть. То есть другие источники информации начинают со временем подавляться. В сознании такой аудитории культурная модель, которую показывают по телевидению становится более реальной, чем есть на самом деле.

Второй вариант культивации происходит через резонанс. Он проявляется за счет того, что культивация – это постоянное, длительное и динамичное взаимодействие текстов в средствах массовой коммуникации и аудитории. Тот, кто больше занимается просмотром телевизора, попадает под «облучение» массовой информации и резонирует, то есть учиться жить и функционировать в обществе по законам массовой культуры.Влияние резонанса может усилиться при условии, если человек будет жить в криминальной реальности, то есть постоянно становится свидетелем драк, ссор, воровства или других форм насилия. Данное явление можно обозначить как «пассивный резонанс» или «эффект страха». Кроме того, существует «активный резонанс» или «эффект насилия». Он проявляется в тех случаях, когда человек сам становится инициатором насилия после того как совершается похожее на изображавшиеся в средствах массовой коммуникации сцены. Как итог, возрастает преступность.Резонанс является не только способом культивации, но и ключевым понятием, лежащем в основе теории.

Второе фундаментальное понятие – мейнстриминг. Это одна из принципиальных концепций, которая такжележит в основе всей теории. Эта концепция заключается в теории о том, что в рамках разных культур находятся доминантные комплексы убеждений, ценностей, идей и взглядов. Некоторые модели также формируются за счет телевидения. Это модели концовок различных ситуаций, модели тендерных ролей, образы меньшинств. Модели в совокупности формируют доминирующие комплексы убеждений, взглядов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: