Критика теории культивации




Некоторые ученые утверждают, что в данной теории лишь отражается сам факт влияния средств массовой коммуникации на аудиторию, а не причины данного воздействия. Также критики отмечают тот факт, что нет прямой связи между страхом перед преступностью и показанным на экранах телевизоров. Так как эти два фактора могут быть лишь «симптомом» чего-то одного.

 

Аргументы, поддерживающие статут теории культивации

В ответ на критику теории культивации, исследователи предлагают следующий аргумент: теория культивации основана на определенных результатах исследований, которые обнаруживают устойчивое и постоянное воздействие влиятельных телевизионных идеологий на разнообразные концептуальные тенденции телезрителей. Общность, которая широко распространена среди телезрителей требует особого внимания и изучения, так как такие масштабы не могут остаться без внимания исследователей: теоретического и методологического подходов. Границы исследований будут постоянно расширяться в зависимости от развития медиатехнологий.

 

Теория культивации глазами последователейГербнера

Теория культивации нашла свое продолжение и развитие в трудах голландского ученого Д. Мак-Куэйла, который поддерживает тодологический принцип Гербнера, основывающийся на обосновании культивационной роли телевидения, формирующей общественное мнение и образ жизни современного общества. Он отмечает, что деятельность массовых коммуникаций протекает не стихийно, большую роль в этом процессе играют политические и идеологические факторы, актуализирующиеся в массово-коммуникативном воздействии на аудиторию и исходящие вовсе не из потребностей аудитории.[12]

М. Шапиро и А. Лонг предполагали, что культивация неадекватных представлений о мире объясняется восприятием зрителями вымышленных героев, как чего-то объективного. В дальнейшем данную гипотезу подтвердил Маерз, который обнаружил, что телезрители, не сумевшие четко разделить реальность и вымысел, были склонны к культивации действительности, как было показано на экране. Другой ученый, Л. Дж. Шрам утверждал, что аудитория не анализирует насколько реальны события, показанные на экране, и увиденные образы часто используется ими в оценке социальных вопросов. Также, те телезрители, которые много времени проводят за просмотром телевизора, более уверенно отвечают на вопросы. Это говорит о том, что у таких людей формируется когнитивный «кратчайший пусть», который позволяет получать быстрый доступ к ответам. Данное объяснение скорее говорит о том, что эффект культивации делает взгляды телезрителей крепче, а не изменяет их.[13]

 

Будущее теории культивации

С появлением интернета, ученым, занимающимся изучением теории культивации стало гораздо проще расширить рамки ее применения. Теперь культивационный анализ применяетсяне только к телевидению, но и к другим средствам массовой коммуникации, например, к видеоиграм или блогам. Так, в 2006 году Дмитрий Уилльямс провел эксперимент, чтобы увидеть наличие эффекта культивации в компьютерных играх. Спустя месяц игры участники эксперимента очень сильно изменили свое отношение к реальному миру, в частности, к его опасностям. Но представления зависели от игровых ситуаций, а не от реальности.[14]

М. Морган и Д. Шанахан в своем исследовании «Состояние Культивации» говорят о том, что «культивация получила парадигматические качества» и что они видят «будущее изучения эффекта культивации в контексте изменения медиа-среды».[15] Из этого можно сделать вывод, что с годами теория культивации не только не потеряла свою актуальность, но и набирает обороты, а ученые начинают совершенно по-другому воспринимать влияние масс-медиа на аудиторию.

Углубляясь в изучение теории культивации не стоит забывать о том, что примером могут служить не только негативные проявления (преступность на экране-опасность в окружающем мире), но и положительные: некоторые видят героев на экране, стараются подражать им («активная культивация»). Так же примером могут послужить передачи, где люди совершают добро, а телезрители начинают подмечать проявление доброты в реальном мире. В этом большой плюс эффекта культивации, который нельзя игнорировать.


 

Список литературы

1) Герасимова, С.А. Телевидение как средство формирования и управления общественным сознанием Управленческое консультирование [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/televidenie-kak-sredstvo-formirovaniya-i-upravleniya-obschestvennym-soznaniem (дата обращения: 14.12.2017).

2) Cohen, J. &Weimann, G. (2000). Cultivation Revisited: Some Genres Have Some Effects on Some Viewers. CommunicationReports [Электронный ресурс] URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/08934210009367728 (дата обращения: 14.12.2017).

3) Свой круг. Журналистика и СМИ. Основы воздействия СМИ [Электронный ресурс] URL: https://svoikrug.narod.ru/gl6o2.htm (дата обращения: 14.12.2017).

4) Киуру К.В. Психология массовой коммуникации: коммуникатор, аудитория, сообщения, каналы, эффекты и эффективность [Электронный ресурс] URL: https://lib.susu.ru/ftd?base=SUSU_METHOD&key=000367165&dtype=F&etype=.pdf (дата обращения: 14.12.2017).

5) Черных А. Мир современных медиа [Электронный ресурс] URL: https://www.prognosis.ru/lib/SMI.pdf (дата обращения: 14.12.2017).

6) Харрис Р. Психология массовых коммуникаций [Электронный ресурс] URL: https://knigi.link/svyazi-obschestvennostyu-upravlenie/kultivatsiya-34457.html (дата обращения: 14.12.2017).

7) Gerbner, G., Gross, L., Jackson-Beeck, M., Jeffries-Fox, S. &Signorielli, N. Cultural indicators violence profile no. 9. [Электронный ресурс] URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcom.1978.28.issue-3/issuetoc (дата обращения: 14.12.2017).

8) Griffin, E. Communication CommunicationCommunication. – New York: McGraw-Hill, 2012, с. 366—377.

9) Кожаринова А.Р. Коммуникативный эффект от передачи познавательной информации в СМИ [Электронный ресурс] URL: https://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/4/Kozharinova/ (дата обращения: 14.12.2017).

10) Олешко В.Ф. Психология журналистики [Электронный ресурс] URL: https://psyera.ru/4691/teorii-massovoy-kommunikacii (дата обращения: 14.12.2017).

11) Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции [Электронный ресурс] URL: https://buklib.net/books/22030/ (дата обращения: 14.12.2017).

12) Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации: учебное пособие [Электронный ресурс] URL: https://ecsocman.hse.ru/data/675/831/1219/4-Naumenko_39-46.pdf (дата обращения: 16.12.2017).

13) Helpiks. Гипотеза культивации [Электронный ресурс] URL: https://helpiks.org/8-98316.html (дата обращения: 17.12.2017).

14) Williams, D. Virtual cultivation: Online worlds, offline perceptions [Электронныйресурс] URL: https://dmitriwilliams.com/JOCCultivation.pdf(датаобращения: 17.12.2017).

15) Morgan, M. & Shanahan, J. The State of Cultivation [Электронныйресурс] URL: https://www.researchgate.net/profile/James_Shanahan3/publication/232207255_The_State_of_Cultivation/links/02e7e5182975030e2c000000/The-State-of-Cultivation.pdf (датаобращения: 17.12.2017).

 


[1] Герасимова, С.А. Телевидение как средство формирования и управления общественным сознанием Управленческое консультирование [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/televidenie-kak-sredstvo-formirovaniya-i-upravleniya-obschestvennym-soznaniem (дата обращения: 14.12.2017).

[2] Cohen, J. &Weimann, G. (2000). Cultivation Revisited: Some Genres Have Some Effects on Some Viewers. CommunicationReports [Электронный ресурс] URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/08934210009367728 (дата обращения: 14.12.2017).

[3] Свой круг. Журналистика и СМИ. Основы воздействия СМИ [Электронный ресурс] URL: https://svoikrug.narod.ru/gl6o2.htm (дата обращения: 14.12.2017).

[4] Киуру К.В. Психология массовой коммуникации: коммуникатор, аудитория, сообщения, каналы, эффекты и эффективность [Электронный ресурс] URL: https://lib.susu.ru/ftd?base=SUSU_METHOD&key=000367165&dtype=F&etype=.pdf (дата обращения: 14.12.2017).

[5] Черных А. Мир современных медиа [Электронный ресурс] URL: https://www.prognosis.ru/lib/SMI.pdf (дата обращения: 14.12.2017).

[6] Харрис Р. Психология массовых коммуникаций [Электронный ресурс] URL: https://knigi.link/svyazi-obschestvennostyu-upravlenie/kultivatsiya-34457.html (дата обращения: 14.12.2017).

[7] Gerbner, G., Gross, L., Jackson-Beeck, M., Jeffries-Fox, S. &Signorielli, N. Cultural indicators violence profile no. 9. [Электронный ресурс] URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcom.1978.28.issue-3/issuetoc (дата обращения: 14.12.2017).

[8] Griffin, E. Communication CommunicationCommunication. – New York: McGraw-Hill, 2012, с. 366—377.

[9] Кожаринова А.Р. Коммуникативный эффект от передачи познавательной информации в СМИ [Электронный ресурс] URL: https://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/4/Kozharinova/ (дата обращения: 14.12.2017).

[10] Олешко В.Ф. Психология журналистики

[Электронный ресурс] URL: https://psyera.ru/4691/teorii-massovoy-kommunikacii (дата обращения: 14.12.2017).

[11] Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции

[Электронный ресурс] URL: https://buklib.net/books/22030/ (дата обращения: 14.12.2017).

[12] Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации: учебное пособие [Электронный ресурс] URL: https://ecsocman.hse.ru/data/675/831/1219/4-Naumenko_39-46.pdf (дата обращения: 16.12.2017).

[13]Helpiks. Гипотеза культивации [Электронный ресурс] URL: https://helpiks.org/8-98316.html (дата обращения: 17.12.2017).

[14] Williams, D. Virtual cultivation: Online worlds, offline perceptions [Электронныйресурс] URL: https://dmitriwilliams.com/JOCCultivation.pdf(датаобращения: 17.12.2017).

[15] Morgan, M. & Shanahan, J. The State of Cultivation [Электронныйресурс] URL: https://www.researchgate.net/profile/James_Shanahan3/publication/232207255_The_State_of_Cultivation/links/02e7e5182975030e2c000000/The-State-of-Cultivation.pdf (датаобращения: 17.12.2017).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: