Мудрость, рождённая на Форуме:
«Вызовы эпидемии – это испытания для всех, благодаря которым
мы учились искать правильные решения проблем глобальной дистанционности образования в формах, алгоритмах работы, установлении обратной связи с родителями, профессионалами, организациями…».
Кулакова Любовь Михайловна,
Председатель Общественной Палаты Республики Карелия
-заинтересованное взаимодействие участников отношений в образовании
Мы наблюдаем изменение инфраструктуры, школы насыщаются современным оборудованием, но насыщение среды не обеспечивает одинаковое качество образования. Важная задача: быть открытыми к новому, ориентированными на человека и его жизнетворческий потенциал, готовыми отказываться от стереотипов и преобразовываться.
Что необходимо сделать?
Важно стремиться делать онлайн-обучение максимально продуктивным и комфортным, переосмысливать и усовершенствовать образовательные практики. Формат дистанционного взаимодействия диктует поиск новых подходов к организации эффективной образовательной деятельности, стимулирующей мышление, творчество, поддерживающей инициативу и развивающей компетентности.
Ценно то, что дистанционное образование позволяет достичь гибкости, учит грамотно распоряжаться своим временем, стимулирует быть более дисциплинированным. Полезно обучать этим навыкам детей, развивать их и у взрослых.
- ответственные партнёрские отношения участников образовательной деятельности
Для каждого участника отношений полезна тёплая эмоциональная поддержка. Но очень важно поддержать: учителя – сокращением несвойственных функций, детей – уважительным отношением к его личности и индивидуальности; родителей – принятием его как равноправного и ответственного участника отношений; друзей образовательных организаций – доверием и благодарностью за их вклад.
|
Какую необходимо взять ответственность?
Взрослые могут дистанционно повышать свои профессиональные и семейные компетенции, овладевать новыми профессиями.
Современные дети более мобильны, более компьютеризированы, дистанционное образование вполне подходит для них, оно позволяет «передвигаться по миру» и обучаться всему в своём темпе, исходя из своих образовательных потребностей, запросов и интересов, получать дополнительное образование – быть активным участником (проектировщиком) своей образовательной траектории.
Образовательной организации необходимо помочь родителям преодолеть страхи, тревоги, внутреннее сопротивление к принятию дистанционного формата получения образования, снизить количество связанных с этим стрессов, показать преимущества такого формата образования для каждого. Родителям важно создать для ребёнка дома такое пространство (технические условия, организация режима и др.), где ему было бы удобно заниматься и учиться.
- продуктивное сотрудничество участников отношений в образовании
Если дома есть конструктивная поддержка детям и членам семьи друг от друга, то им легче справиться с любой жизненной ситуацией. Важно передавать свой опыт другим семьям, каждому научиться учиться, расширять контакты, учиться формулировать запрос и принимать помощь, вместе возрастать в социальной устойчивости.
|
Каких важно достичь результатов?
Актуально создать программы консультативной, методической, психолого-педагогической поддержки родителей и педагогов по вопросам организации дистанционного обучения детей, адаптации и мотивирования детей к учению в разных условиях (в школе, в организации дополнительного образования, дома и т.д.).
Необходимо создать материальные и информационные условия для обеспечения равных возможностей получения качественного дистанционного и очного образования для каждой семьи, каждого педагога.
Ценно продумать механизмы защиты детей от «негативной» (нежелательной) информации из Интернета и сохранения их здоровья.
Полезно регулировать обеспечение правил сбора, обработки и хранения персональной информации участников дистанционного образования.
- радостное сотворчество участников отношений в образовании
Очень важно жить в мире с окружающим миром, аккуратно обращаться с природными ресурсами, поддерживать ценность рождения ребёнка, поддерживать таланты, ориентироваться на общественную пользу, семейные и народные традиции. Важно обращать внимание на радость от получения образования…
Каких договорённостей важно достигнуть?
С целью реализации и обеспечения дистанционного образования детей и взрослых (безопасность, здоровье, качество, актуальность, адресность…) достичь скоординированности действий участников отношений в образовании.
Обеспечение научно-методической, финансовой, материально-технической поддержки организаций разных видов и уровней образования, их получателей услуг (инклюзивность дистанционных программ, семьи с низким уровнем дохода, семьи группы риска и др./ поддержка, условия для социального взаимодействия, реагирование на возникающие трудности, открытость, и др.)
Обеспечение доступности выбора удобных цифровых инструментов и Интернет-ресурсов для дистанционного обучения.
Создание нормативной базы, регулирующей гибкость перехода на/с дистанционный формат образования (гибкое расписание, гибкий учебный план, правила дистанционного взаимодействия, обратная связь, групповые и индивидуальные формы работы…)