Этот раздел расшифровывает данные, приведенные в строках 1110 "Нематериальные активы", 1120"Результаты исследований и разработок", 1190 "Прочие внеоборотные активы" бухгалтерского баланса. Он состоит из пяти таблиц. Первые три посвящены нематериальным активам, последние две - расходам на НИОКР.
Название таблиц пишем самостоятельно, исходя из формы
1.1
1..2
1.3
1.4
1.5
В Пояснениях отражается первоначальная стоимость нематериальных активов на начало года (столбец 4), стоимость поступивших (столбец 6) и выбывших НМА (столбец 7), а также стоимость НМА на конец соответствующего года (столбец 13).
Раздел 2. Основные средства
Раздел 2 пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах состоит из четырех таблиц.
2.1..
2.2..
2.3.
2.4..
В таблицу 2.1 вносят информацию о наличии и движении основных средств компании. Данные в столбцах таблицы отражают отдельно по основным средствам, отдельно - по доходным вложениям в материальные ценности. Информация приводится с разбивкой на группы соответственно основных средств и доходных вложений. Данные указывают за отчетный и предыдущий годы.
Наличие групп основных средств и доходных вложений отражают в столбцах "На начало года" и "На конец периода". Сюда же нужно вписать и суммы накопленной амортизации.
В столбец "Изменения за период" следует внести информацию о поступлении, выбытии, переоценке групп объектов, а также о сумме начисленной по ним амортизации.
Раздел 3. Финансовые вложения
Раздел 3 пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах состоит из двух таблиц.
3.1..
3.2..
Напомним, что для учета финансовых вложений используется счет 58.
|
В таблицу 3.1 вносят информацию о наличии в компании финансовых вложений и об их движении. Данные в строках таблицы распределяют по группам или по видам финансовых вложений.
Структуру финансовых вложений компании можно раскрыть с учетом следующих группировок (письмо Минфина России от 21 декабря 2009 г. N ПЗ-4/2009):
1) по характеру финансовых вложений:
- долевые (вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций; вклады в совместную деятельность и т.п.);
- долговые (предоставленные займы, полученные векселя, облигации, дебиторская задолженность, приобретенная по договорам уступки права требования, и т.п.);
- комбинированные (например, конвертируемые облигации, акции с правом погашения в установленной сумме и установленный срок);
2) по форме:
- акции;
- облигации;
- векселя;
- прочие;
3) по типу эмитента:
- государственные ценные бумаги;
- муниципальные ценные бумаги;
- корпоративные ценные бумаги;
- ценные бумаги иностранных эмитентов.
По долговым финансовым вложениям компании дополнительно раскрывается информация:
- по типам дебиторов (другие организации, работники организации, иные физические лица и т.д.);
- по срокам погашения (краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до трех лет), долгосрочные (свыше трех лет)).
При этом информацию о краткосрочных и долгосрочных вложениях указывают отдельно. Ее берут из соответствующих субсчетов счета 58.
Наличие финансовых вложений отражают в столбцах "На начало года" и "На конец периода". Данные для их заполнения берут из субсчетов счета 58.
|
Раздел 4. Запасы
Раздел 4 пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах состоит из двух таблиц.
4.1..
4.2..
В таблицу 4.1 вносят информацию о наличии в компании запасов и об их движении. Данные в строках таблицы распределяют по группам или по видам запасов. Данные вносят за отчетный и предыдущий годы.
Себестоимость запасов отражают в столбцах "На начало года" и "На конец периода". Здесь же указывают величину резерва под снижение их стоимости.
В столбец "Изменения за период" следует внести информацию:
- о поступлениях и затратах;
- о выбытии запасов;
- об убытках от снижения стоимости;
- об оборотах запасов между их группами (видами).
Таблица 4.2 предназначена для отражения информации о запасах в залоге.
В ней указывают, в частности, информацию:
- о запасах, не оплаченных на отчетную дату;
- о запасах, находящихся в залоге по договору.
Информация приводится с разбивкой на группы (виды) запасов в залоге.
В столбцах таблицы 4.2 указываются данные на:
- отчетную дату (столбец 2);
- 31 декабря предыдущего года (столбец 3);
- 31 декабря года, предшествовавшего предыдущему, т.е. позапрошлого года (столбец 4).
Раздел 5. Дебиторская и кредиторская задолженность
Этот раздел детализирует дебиторскую и кредиторскую задолженность фирмы. Он состоит из четырех таблиц.
5.1..
5.2.
5.3.
5.4..
Чтобы заполнить таблицы, используют данные по счетам расчетов:
- 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
- 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";
|
- 63 "Резервы по сомнительным долгам";
- 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам";
- 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам";
- 68 "Расчеты по налогам и сборам";
- 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению";
- 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда";
- 71 "Расчеты с подотчетными лицами";
- 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям";
- 75 "Расчеты с учредителями";
- 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Предварительно всю задолженность делят по срокам ее погашения на краткосрочную (должна быть оплачена в течение следующих за отчетной датой 12 месяцев) и долгосрочную (со сроком погашения более года).
Заполняя этот раздел пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, в графе "На начало года" отражают сальдо по соответствующим счетам на 1 января отчетного года: по дебиторской задолженности - дебетовое, по кредиторской - кредитовое.
В графе "На конец периода" укажите остатки дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на конец отчетного года.
В графе "Изменения за период" отражают поступления и выбытия задолженностей, а также перевод задолженности из долгосрочной в краткосрочную.
Раздел 6. Затраты на производство
Данный раздел характеризует структуру расходов фирмы по обычным видам деятельности за отчетный и предыдущий годы.
При заполнении таблицы 6 распределите расходы по основным элементам в соответствии с ПБУ 10/99:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
По строке "Материальные затраты" покажите кредитовые обороты по счетам 10 "Материалы", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" в корреспонденции со счетами учета затрат (20, 21, 23, 25, 26, 29 и 44).
Если фирма занимается торговлей, то отразите также суммы, списанные с кредита счета 41 "Товары" в дебет счета 90 "Продажи".
В строке "Расходы на оплату труда" отразите кредитовый оборот по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в корреспонденции со счетами учета затрат по обычным видам деятельности.
По строке "Отчисления на социальные нужды" укажите суммы, списанные на счета учета затрат с кредита счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".
Для заполнения строки "Амортизация" суммируйте обороты по кредиту счетов 02 "Амортизация основных средств" и 05 "Амортизация нематериальных активов" в корреспонденции со счетами учета затрат.
В строке "Прочие затраты" приведите стоимость работ и услуг производственного и непроизводственного характера (если первые вы не включаете в состав материальных расходов). К последним относятся консультационные, юридические, рекламные услуги, а также представительские и командировочные расходы. Информацию о них возьмите из кредита счетов 60, 71 и 76 в корреспонденции со счетами учета расходов. Все показатели приведите за отчетный и предыдущий годы.
Также по строке "Прочие затраты" Минфин России рекомендует отражать сумму уплаченного экологического сбора, который у торговых компаний связан с продажей (импортом) продукции (товара). В бухгалтерском учете он отражается в составе коммерческих расходов (расходов по обычным видам деятельности), то есть расходов на продажу (приложение к письму Минфина России от 28 декабря 2016 г. N 07-04-09/78875).
В строке "Итого по элементам" отразите общую сумму затрат фирмы по обычным видам деятельности за отчетный и предшествующий годы. Это сумма предыдущих строк.
В следующей строке покажите изменение остатков незавершенного производства, готовой продукции и т.д. за каждый год.
В последней строке таблицы укажите общую сумму расходов по обычным видам деятельности. Как она возникает - поясняет пример.