ХЕРСОНСКОЕ АДМИРАЛТЕЙСТВО




Номинация «Люди и судьбы»

Тема «Кораблестроение»

ХЕРСОНСКОЕ АДМИРАЛТЕЙСТВО

На протяжении более 200 лет Херсон именовался городом корабелов, и историки – краеведы в один голос утверждают, что своим рождением Херсон обязан Адмиралтейству. К сожалению, на сегодняшний день кораблестроительные заводы города практически бездействуют, материальна база двухсотлетней давности почти не сохранилась, а архивы с документами, которые бы позволили в полном объеме описать деятельность Адмиралтейства не доступны (все архивные документы, запечатлевшие историю херсонского кораблестроения, находятся сегодня в Центральном государственном архиве ВМФ (Санкт-Петербург)).

На помощь приходят не менее ценные источники: наративная литература (записки, мемуары, письма), пресса (газетные статьи, статистические обзоры, альманахи) и провинциальные архивы (местные административные документы, платёжки, банковская документация) и, конечно же, эпистолярные жанры местных журналистов и писателей.

Сегодня далеко не каждый херсонец может сказать, где находилось Адмиралтейство, а ведь оно просуществовало полвека. Днём рождения Адмиралтейства считается 19 ноября 1778 года, когда был освящен первый камень, а спустя всего 50 дней глава строительства, генерал-цехмейстер Иван Абрамович Ганнибал, писал Григорию Потёмкину: «В адмиралтействе эллинги строятся с желаемой поспешностью и один из оных на сих днях с плотиной и пристаниями строением окончится» [1, с.68].

Не прошло и десяти лет, как херсонская верфь не уступала европейским. С её стапелей сходили линкоры и фрегаты, строившиеся для нужд Черноморского флота. Только в 1783 году на воду были спущены корабли «Храбрый», «Херсон», «Крым» и «Осторожный».

Хотя столь большие успехи никак не сказывались на строителях города и корабелах. В том же 1783 году Адмиралтейство постигла смертоносная эпидемия чумы и только усилиями выдающегося выпускника Киево-Могилянской академии, основоположника отечественной эпидемиологии Даниила Самойловича её удалось локализовать и, со временем, победить. По приказу Екатерины II строительство кораблей и города шли одновременно. В центральных районах империи набирали крепостных крестьян, которые владели плотничьим или кузнечным ремеслом и определяли их в «рекруты» на 25 лет! Рабочий день у них длился иногда до 16 часов, оплата труда до 60 копеек в месяц (правда их кормили и давали спецодежду). Также использовался труд вольнонаёмных рабочих и каторжников.

Самые страшные условия были у заключенных. Известный филантроп, врач и общественный деятель Джон Говард прибыл в Херсонское Адмиралтейство с целью изучить условия их жизни и был шокирован увиденным. «Одевали и кормили их из расчета 5 копеек в день, жизнь их была настолько тяжела и беспросветна, что они с нетерпением ждали спуска на воду очередного корпуса корабля»[1, с.68]. Дело в том, что многотонная туша судна крепилась на одном упорном бруске. Тот, кто его выбивал и оставался при этом в живых – получал свободу (в документах практически не сохранилось успешных попыток).

К чести тружеников Адмиралтейства нужно отметить, что всего через 50 лет уровень их жизни значительно поднялся. Мастера плотницкого, столярного и кузнецкого ремесла были в почёте, их труд хорошо оплачивался. После отмены крепостного права множество желающих (из освободившихся крестьян) ринулись в Херсонскую губернию, об уровне жизни в которой ходили фантастические слухи! (недаром, Чичиков у Н. Гоголя представлялся всем «Херсонским помещиком» - на то были веские причины).

Много о работе Адмиралтейства написано в воспоминаниях путешественников, военных деятелей и гостей города. Например, принц Карл Нассау де Зиген в своих письмах уделял большое внимание строительству. По мнению большинства: «…стук сотен топоров и тяжёлых молотов, пенье многочисленных пил и крики грузчиков, которые выкатывали тяжелые брёвна – днём; склянки, бившие на кораблях, стоящих на рейде – ночью, вот – музыка Херсона»[1, с.69].

Сегодня удивляешься, как и чем строили корабли! Техническая оснащённость была на пещерном уровне: клин, топор, кувалда, сверло и пила – вот единственные инструменты, которых часто на всех не хватало.

Несмотря на это, парусный флот Российской империи пополнялся новыми кораблями. 16 сентября 1783 года сошёл на воду 66-пушечный фрегат «Слава Екатерины». В 1785 году было создано Черноморское адмиралтейское правление, объединяющее флотские дела и кораблестроение. Его председателем стал контр-адмирал Николай Семёнович Мордвинов. Херсонское Адмиралтейство стало центром управления делами на «южных морях».

В мае 1787 года императрица ЕкатеринаII совершила «путешествие на юг» вместе с многочисленными гостями. Среди них были послы, консулы, принцы и дофины: французский посланник граф де Сегюр, австрийский посол граф Кобенцель и посланник в Турции барон Геберт, английский посолФицгерберт, представитель неаполитанского короля маркиз де Галло, секретарь великого княжества Литовского граф Мошинский. Самым почетным гостем считался австрийский император Иосиф I[2, с.38].

Несколько позже граф де Сегюр в своих запискахкритиковал размещение самой верфи. Плохо проходимый мелководный, с многочисленными отмелями, разливающийся на множество рукавов Днепр, с гниющими болотцами и ядовитыми испарениями, не увязывался в картинку успешного градостроения. Краеведы, вслед за графом, неоднократно отмечали излишнюю поспешность Г.А.Потёмкина и подытоживали: если бы Херсонское Адмиралтейство было бы заложено на 10-20 верст ниже по течению Днепра, то город и верфь ждало бы великое будущее[2, с.39]. А пока суда сплавляли в селище Глубокая пристань на Днепровском лимане и «дооснащали».

ЕкатеринаII с гостями стали участниками спуска на воду трёх линейных кораблей: 80-пушечных «Рождество Христово» и «ИосифI» (в честь императора), 56-пушечного «Святой Владимир» и фрегата «Александр Невский». (дело в том, что линкором считался корабль с пушками «числом более 50-ти»). Гости были потрясены увиденной мощью. Но не все!

История сохранила нам воспоминания о первой морской шпионке миледи Кравен (урождённой графиней Беркли), которая посетила Херсон годом раньше венценосного поезда Екатерины. «Мне должно, я и сама хочу посмотреть верфи этого города и укрепления, которые будут делать по новому плану. На верфях стоят прекрасные фрегаты… Говоря правду, у меня теперь в голове одни только географические карты да разные топографические планы. Мордвинов (председатель Черноморского адмиралтейского правления) и Корсаков (главный строитель Херсона) похожи на англичан более всякого чужестранца…»[1, с.71]. К счастью, её бурная деятельность и любопытство не были,незамечены властями, письма вскрыты, а шпионка вскоре выслана.

Но сегодня этиписьма миледи Кравен, и принца Нассау де Зигена, и графа Сегюра - создают нам прекрасную картину успехов и просчетов адмиралтейства. Так, интересен и факт, отчего же Потёмкин рассчитывал строительство кораблей здесь удачным стратегическим ходом. Действительно, как не могли выйти оснащенные свои корабли (без специальных устройств «камелей»), так и зайти чужие. Не всё так просто.

Неоднократно за первую столетнюю историю города и верфи предпринимались попытки сделать Днепр глубже и чище. Однако, сначала, ставку делали на рукава реки: Белогрудовый и Збурьевский фарватеры, которые, к сожалению, быстро заносило песком. И только, благодаря усилиям, забытого ныне инженера Всеволода Тимонова, который сделал ставку на рукав Рвач (благодаря его глинистому дну), углубил и расширил его – Днепр стал судоходным.. Работы велись на протяжении 1876-1883 гг. и прогнозы Тимонова оправдались! Сколько же ещё забытых или малоизвестных имён хранит история Херсонского адмиралтейства, таких как:

Семён Афанасьев – бригадир, под руководством которого были построены более 20 судов только в Херсоне (а он работал ещё и в Николаеве, и в других городах империи).

Александр Катасонов – оберсервайер (главный инспектор по кораблестроению), практик, теоретик и экспериментатор, занимался усовершенствованием линкоров и внедрением кораблей нового типа («Захарий и Елизавета», «Самсон и Анна»).

Михаил Суровцев – инженер, генерал-майор, специализировался на выпуске наиболее мощных кораблей, начиная от 110-пушечных. В его достижениях «Архангел Ягудил», «12 апостолов», «Полтава» и т.д. За оригинальный проект линкора «Скорый» был удостоен вниманием императора Александра I., пожаловавшего ему бриллиантовый перстень [1, с.71].

Александр Каверзнев – генерал-лейтенант, построивший за семь лет в Херсоне двадцать кораблей различных типов (крупнейшие «Пимен» и «Штандарт», а также оригинальные трёхпушечные канонерские лодки типа «Скорпион»).

Кстати, оригинальные суда тоже были очень популярны в Адмиралтействе. Так, например, малоизвестны широким массам днепровские морские акаты. Григорий Потёмкин, как и Екатерина, был поклонником всего греческого и лично заказал строительство двух акатов в Херсонском адмиралтействе. В брошюре «Названия древних мореходных судов греческих» (изданной по инициативе самого князя) значится и небольшое судно «Акатион» - созданное «для разных посылок»[1, с.75]. Современные исследователи сравнивают их с греко-римскими судами, которыми в древности пользовались торговцы и разбойники, позже так стал называться и тип мачты. Чертежи этих акатов сохранились за подписью корабельного мастера Александра Катасонова, строились суда Семёном Афанасьевым. Позже, они вошли в состав эскадры Фёдора Ушакова, показали себя боеспособными и прочными кораблями, участвовали в Среднеземноморской экспедиции, но после 1805 года о них забыли.

За период почти в полвека Херсонское Адмиралтейство выпустило более 150 различных кораблей и прославило имена херсонских инженеров и плотников, в ХХ веке традиции неуклонно сохранялись и расцвет кораблестроения пришелся на вторую половину века. Однако с потерей государственных заказов, краха СССР, перехода на рыночную экономику судостроение города (по старому говоря Херсонское Адмиралтейство) не смогло стать конкурентноспособным и постепенно кануло в лету. Но кто знает, может быть новое тысячелетие готовит новые испытания и взлёты?..

 

Список использованных источников:

 

1. Скороход Александр. Херсон: вчера и сегодня. – Херсон: Надднiпряночка, 2008. – 252 с.

2. Шушлянникова Н. Рассказы из истории Херсонского края. – Херсон: ХДУ, 2003, - 207 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: