Сущность и типы денежных систем




Тема 2 – Денежная система РФ

План

Сущность денег и их основные функции.

Денежная масса и денежные агрегаты

Понятие и виды инфляции. Дефляционная денежно-кредитная политика государства.

Сущность и типы денежных систем

Вопрос 1.

Проблемами денег, организации денежного обращения человечес­кая мысль была занята больше, чем всеми остальными экономически­ми проблемами. С глубокой древности до наших дней вопросами тео­рии денег занимались и занимаются экономисты, философы, юристы.

По­вышенный интерес к науке о деньгах объясняется тем, что возникаю­щие диспропорции в воспроизводственном процессе общественного производства любой страны быстрее и сильнее всего проявляются в сфере денежного обращения, вызывая серьезные социально-экономи­ческие последствия.

Развитие товарного обмена привело к тому, что из массы всех прочих товаров выделился специфический товар, за которым закрепилась общественная функция всеобщего эк­вивалента.

Сущность денег как всеобщего эквивалента проявляется в том, что с помощью денег определяется стоимость любого товара и обеспечи­вается обмен одних товаров на другие. Обладая свойством всеобщей непосредственной обмениваемости на все другие товары, деньги раз­решают заключенные в товаре противоречия и становятся самостоя­тельной экономической категорией.

Деньги – это блага, выполняющие функции измерения ценности остальных благ, т.е. деньги – это блага, которые обладают совершенной ликвидностью. Деньги – это также экономическая категория, в которой проявляются и с помощью которой строятся отношения между людьми. Назначение денег заключается в экономии издержек рыночных взаимодействий: экономии издержек выбора ассортимента и количества покупаемых благ, времени и места совершения сделки, а также контрагентов по сделке. В бартерной экономике эти издержки были бы настолько велики, что заблокировали бы осуществление любых актов обмена, разделение труда оказалось бы минимальным и многие виды деятельности просто не возникли. В противном случае была бы создана экономика, в которой, например, экономист, желающий сделать стрижку, должен был найти парикмахера, который хотел бы послушать лекцию по экономике; актер, желающий сшить новое пальто, должен был найти портного, интересующегося его ролями в фильмах и т.д. Деньги устраняют необходимость такого парного совпадения пожеланий потенциальных партнеров и позволяют осуществлять гибкий выбор места и времени совершения сделок, качества и количества обмениваемых благ, партнеров по сделке и т.д.

Исследования истории возникновения денег в разных странах показывают, что процесс закрепления функции всеобщего эквивалента
за товаром, который в данный момент выделен товарным обращением
на эту роль, весьма длителен. Так, до появления денег у разных наро­дов в качестве всеобщего эквивалента выступали разные товары: скот,
меха и т.п. В конечном счете, функция всеобщего эквивалента перешла
к драгоценным металлам — золоту, серебру. По сравнению с другими
эквивалентами золото и серебро обладают многочисленными преиму­ществами: высокой собственной стоимостью, однородностью материала, что позволяло делить их на любые части, сохранностью от порчи. Таким образом, закрепление функции всеобщего эквивалента за каким-то одним товаром явилось следствием естественного отбора, в основе которого лежали физические свойства товара, природные условия страны, ее географическое и историческое положение, традиции.

Основные функции денег, определяющие их общественное назна­чение, — функции меры стоимости и средства обращения. Как мера сто­имости деньги служат для выражения стоимости всех товаров. В осно­ве цены лежит стоимость товара, т.е. величина затрат общественно необходимого труда, связанных с его изготовлением и реализацией. На разных рынках страны и даже на одном рынке, но в разное время дня или года цены на одни и те же товары могут быть различными. Отно­сительно высокие цены при прочих равных условиях свидетельству­ют о неудовлетворенном спросе на товар. Снижение цен означает пе­репроизводство товара. Конкурентная борьба заставляет товаропро­изводителей не только улучшать качество, разнообразить ассортимент, но и снижать издержки производства. Отрасли, обеспечивающие вы­пуск новых, нужных и экономичных для общества товаров при невы­соких издержках производства и реализации оказываются наиболее рентабельными. В эти отрасли устремляются свободные капиталы, уве­личиваются инвестиции, что ведет к росту производства в одних от­раслях народного хозяйства и сокращению в других.

Кроме этих функций — меры стоимости исредства обращения — деньги как всеобщий эквивалент по мере развития товарно-денежных отношений приобрели и другие функции: сокровища и средства на­копления, средства платежа и мировых денег. В функции мировых де­нег они проявляются во взаимоотношениях между странами или эко­номическими субъектами — юридическими и физическими лицами, находящимися в разных странах.

Функцию денег как сокровища выполняли только полноценные и реальные деньги — золотые и серебряные. Деньги в функции сокрови­ща выступали в качестве регулятора их количества в сфере обращения. При уменьшении спроса на деньги полноценные золотые и сереб­ряные деньги уходили из обращения и оседали у юридических и фи­зических лиц в виде сокровища. При возникновении потребности в дополнительных денежных средствах денежная масса автоматически увеличивалась — сокровища превращались в наличные деньги. В пер­вой трети XX в. произошла демонетизация золота. Золотые деньги были вытеснены из внутреннего обращения кредитными и бумажными деньгами. Однако сложился и функционирует мировой рынок слитко­вого металла. Операции с золотом на этом рынке не имеют каких-либо ограничений. Они регулируются законами спроса и предложения. Ем­кость мирового рынка слиткового металла постоянно увеличивается. За последние двадцать лет на рынке было продано почти 60 тыс. т чистого золота на сумму свыше 700 млрд. долл.

Вытесненное из монетарной сферы золото нашло другое примене­ние. В 1990-1999 тт. 71—72% мирового потребления золота было связано с ювелирной промышленностью, 11—13% — с инвестиционным спросом частного сектора, 5,3—6% пошло на пополнение золотых ре­зервов развивающихся стран. Индустриально развитые страны в дан­ный период не покупали золото в этих целях. Более того, часть своих золотых резервов они продали.

Золотые запасы государств концентрируются или в центральных эмиссионных банках, иди непосредственно в руках государства: в ми­нистерстве финансов, в казначействе. Золотой запас как часть золотовалютных резервов используется государством для регулирования де­нежного обращения в стране, погашения международной задолженнос­ти. Это так называемый стратегический резерв. В России в конце 2000 г. из 24 млрд. 997 млн. долл. золотовалютных резервов 3 млрд. 523 млн. долл. составляли золотые резервы. За последние годы доля золота в золотовалютных резервах страны постоянно уменьшается: на 1 октяб­ря 1998 г. она составляла 30,44%, на 1 октября 1999 г. — 24,48, на 1 ок­тября 2000 г. - 14,09%.

С завершением обращения полноценных — золотых и серебряных — денег их место занимают кредитные и бумажные деньги, которые вы­полняют функцию денег как средства накопления. Денежные накопле­ния в стране включают в себя Денежные накопления граждан (как в виде наличных денег, так и на счетах в банке) и накопления предприя­тий и организаций. По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, общий объем сбережений населения России, наконец, 1996 г, составлял около 120 млрд. долл. Основная часть сбережений (54,6%) хранилась на руках в виде наличности (в рублях или в валюте). Организованные формы сбережений (банковские вкла­ды) составляли 41,5%. Население поместило в ценные бумаги 3,8% на­коплений.

Преобладающую часть, денежного оборота деньги обслуживают в функции средства платежа. В отличие от функции средства обраще­ния деньги в функции средства платежа осуществляют относительно самостоятельное движение до или после движения товара. Деньги в этой функции составляют основу развития финансово-кредитных от­ношений, организации безналичных расчетов.

Полная реализация воз­можностей экономического воздействия денег на развитие рыночной экономики требует определенных условий. Прежде всего, денежное об­ращение в стране должно быть устойчивым, т.е. деньги должны сохра­нять или повышать свою покупательную способность и курс в иност­ранной валюте. В противном случае они могут затруднить развитие общественного производства и вызвать социально-экономическое на­пряжение в стране.

 

Вопрос 2.

Денежное обращение – это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве.

Базовыми категориями денежного обращения являются:

1) денежная единица – это исторически сложившаяся законодательно закрепленная национальная единица измерения количества денег, цен, товаров и услуг;

2) денежно-кредитная политика – представляет собой совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т.д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (ЦБ, Министерство финансов и др.);

3) денежная система – форма организации денежного обращения, которая имеет исторический характер и изменяется в соответствии с сущностью экономической системы и основами денежно-кредитной политики;

4) денежная масса – это сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа.

Роль денежного обращения, его правильная организация проявляется в следующих моментах:

- отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы, в противном случае замедляется хозяйственный и денежный оборот, растут неплатежи;

- способность обеспечить сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, не допускать дефицита товаров, для чего необходимо правильно определять количество денег в обращении;

- характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляцию: избыточное насыщение деньгами хозяйственного оборота делает легкодоступным извлечение прибыли за счет роста цен, ослабляет конкуренцию. Недостаток денежной массы порождает натурализацию товарного обмена, нарушает ценовые пропорции, подрывает действенность налоговой системы, т.к. платежи в бюджет совершаются не живыми деньгами, а в натуральном эквиваленте;

- хронический недостаток денежных средств у субъектов рынка для выплаты заработной платы, финансирования оборотных средств.

В течение ряда лет (1992 – 1998 гг.) ЦБ в денежно-кредитной политике главным целевым ориентиром считал снижение инфляции. Однако августовский финансовый кризис показал, что при достижении минимального темпа роста инфляции доверие к национальной валюте, к политике ЦБ и коммерческих банков может снизиться из-за чрезмерного государственного долга.

Одним из основных ориентиров денежно-кредитной политики должна быть денежная масса, так как она влияет на экономический рост, динамику цен, занятость, бесперебойное функционирование платежно-расчетной системы.

Исходной основой определения количества денег является сумма цен товаров. Учитывая, что одна денежная единица совершает несколько оборотов в год, количество денег в обращении прямо пропорционально сумме цен и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы. С развитием кредита, системы взаимных расчетов и погашения взаимоплатежей совокупная стоимость товаров и услуг уменьшается на сумму цен товаров и услуг, проданных ранее, срок оплаты которых наступает в текущем году.

Длительное время денежные системы многих стран опирались на жесткую привязку денежной массы к золоту. Денежной единице соответствовало определенное количество золота. С отходом от этого золотого правила денежного обращения в качестве обеспечения денег выступают товарная масса и финансово-экономические активы, включая, конечно, и золото, и другие драгоценные металлы.

Денежная масса включает в себя всю совокупность покупательный и платежных средств, обслуживающих экономический оборот в стране. В то же время входящие в состав денежной массы разнообразные покупательные и платежные средства обладают разной степенью ликвидности, т.е. возможностью превращения в «живые» деньги, способные незамедлительно выполнить свои функции или как средства обращения, или как сред­ства платежа.

При анализе состояния денежного обращения для разработки мер по его укреплению всю денежную массу разбивают с учетом ликвидности покупательных и платежных средств на следующие агрегаты. С учетом опыта стран с рыночной экономикой ЦБ РФ ведет расчеты следующих агрегатов:

· Мо – наличные деньги в обращении;

· М1 - включает наличные деньги в обращении (М0) и средства населения и предприятий (организаций) на текущих, чековых и сберегательных счетах в банках, которые можно незамедлительно использовать в функции денег или как средства об­ращения, или как средства платежа, а также средства страховых компаний.

По данным американской статис­тики, в США примерно 25—27% денежной массы агрегата М1, прихо­дится на долю бумажных денежных знаков и разменной монеты. Вы­пуск Дополнительных денежных знаков в обращение производится по решению правительства, поэтому банковские билеты и металлические деньги являются долговыми обязательствами государства. В странах с развитой рыночной и стабильной экономикой основная масса денеж­ных средств юридических и физических лиц хранится на счетах в бан­ках. Это надежно, удобно и выгодно. По распоряжению владельца вклада средства на этих счетах могут быть незамедлительно исполь­зованы для денежных расчетов или обращены в наличные деньги. Электронные Деньги, векселя, чеки, выполняющие функцию денег как средства обращения или как средства платежа, являются обяза­тельствами уже не государства, а банков, в которых хранятся денежные средства;

· М2 - включает агрегат М1, и средства юридических и физических лиц в срочных вкладах. Средства с этих вкла­дов становятся доступны вкладчику лишь по истечении определенного времени, предусмотренного в депозитном договоре между банком и его клиентом. В экономической литературе эти средства называют «квазиденьги» или «почти деньги»;

· М3 —включает М2 и сертификаты и облигации государственного займа.

Определение структуры денежной массы повышает эффективность управления денежным обращением, так как позволяет полнее учиты­вать степень давления, денежных средств, включаемых в каждый агре­гат, на формирование спроса, а следовательно, и цен на рынке товаров и услуг. Поэтому в процессе организации и управления денежным об­ращением денежную массу делят на активные и пассивные деньги. Активные деньги обслуживают наличные и безналичные расчеты в народном хозяйстве. К пассивным деньгам относят квазиденьги, ко­торые создают потенциальную возможность увеличения активных де­нег в денежном обороте.

При ускорении оборота денег удается обслужить больший эконо­мический оборот с меньшей суммой денег в качестве средства обраще­ния и средства платежа. Таким образом, ускорение обращения денег (при прочих равных условиях) равнозначно увеличению денежной массы.

Определить скорость оборота денег в качестве средства обра­щения и средства платежа очень трудно. На практике в экономически развитых странах для этого используют косвенные данные, определя­ющие взаимосвязь между объемом денежной массы и уровнем разви­тия общественного производства. Например, определяют отношение М1 или М2 к внутреннему валовому продукту (ВВП) или к националь­ному доходу. По данным рабочего центра экономических реформ Пра­вительства РФ, отношение М2 к ВВП в 1996 г. составило 0,72, а в 1997 г. — 0,63, в 1998 г. - 0,66, в 1999 г. - 7,8. Следовательно, происходит посте­пенное увеличение скорости обращения денежной массы, что способ­ствует формированию инфляционных тенденций в экономике. Кроме названных показателей скорость обращения денежной массы в Рос­сийской Федерации определяют скорость возврата денег в кассы уч­реждений Центрального банка РФ и скорость обращения денег в налично-денежном обороте.

Скорость возврата денег в кассы учрежде­ний Центрального банка РФ определяется как отношение суммы поступлений Денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обра­щении.

Скорость обращения денег в налично-денежном обороте исчис­ляется как отношение суммы поступлений и выдачи наличных денег к среднегодовой массе денег в обращении.

Индекс скорости обращения денег можно найти по следующей формуле:

Jv = ,

где Jvиндекс скорости обращения денег;

Jp – индекс цен;

Jm – индекс денежной массы;

Jy – индекс ВВП.

Для России увеличение показателя скорости денежного обращения выражает повышение цен, т.к. масса потребительских товаров и товаров производственного назначения и соответственно ВВП в 1991-1995 гг. сократились. Т.о. цены растут быстрее, чем денежная масса. В нормальной же экономике рост цен является фактором увеличения производства, финансовый сектор взаимоувязан с потоками движения ВВП, с физической экономикой, а не занят обслуживанием самого себя и извлечением нормы дохода, многократно превышающей норму прибыли в реальном секторе.

Денежная масса в Российской Федерации рассчитывается Цент­ральным банком РФ по состоянию на 1-е число месяца на основании данных сводного баланса банковской системы. Ориентиры роста де­нежной массы определяются на основе таких макроэкономических по­казателей, как динамика ВВП и прогнозируемый рост цен в предпола­гаемом периоде. В условиях долларизации отечественной экономики при прогнозировании рублевой денежной массы следует учитывать возможное движение средств по валютным счетам всех участников рынка. С учетом всех этих обстоятельств прирост денежной массы ( М2 в 2000 г. планировался на уровне 21— 25%, а на 2001 г. — в размере 27— 34%. Несмотря на запланированный показатель роста денежной мас­сы в 21—25%, за десять месяцев 2000 г. она выросла на 40,8%.

По данным Центрального банка РФ изменение величины денеж­ной массы с декабря 1996 г. по ноябрь 2000 г. происходило следующим образом (табл. 1).

 

 

Таблица 1 - Структура денежной массы

 

  1997 г. 2000 г.
1 января 1 ноября 1 января 1 ноября
Денежная масса, всего: млрд. руб. % В том числе наличные деньги М о: млрд. руб. %     295,2   103,8 35,2   382,3   435,7 35,5   704,7   269,6 37,8   992,4   351,3 35,4

 

Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют об очень высо­ком удельном весе в денежной массе налично-денежного оборота, ко­торый составляет в среднем более 35%, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой и банковской системой доля расчетов налич­ными деньгами в совокупном денежном обороте не превышает 3-8 %. Высокий удельный вес налично-денежного оборота в России увели­чивает издержки обращения, связанные с изготовлением денежных знаков, с их перевозкой и хранением, заменой ветхих купюр на новые, снижает эффективность государственного контроля за движением де­нежных потоков и воздействия на их рациональную организацию.

Характеристика денежных агрегатов будет неполной без разъяснения понятия «денежная база».

Денежная база – это сумма наличных денег (М0) и денежных средств коммерческих банков, депонированных в ЦБ в качестве обязательных резервов. Эти деньги имеют большую ликвидность и показывают дееспособность ЦБ, его возможности выполнять свои обязательства. Некоторые экономисты называют их «сильными деньгами» или деньгами «высокой эффективности», поскольку они прямо контролируются ЦБ.

Для обоснования роста денежной массы М2 используется денежный мультипликатор, характеризующий возможное увеличение денежной массы без отрицательных последствий для роста цен и инфляции. Его величина определяется как отношение М2 к денежной базе. Денежный мультипликатор отражает увеличение вкладов населения и остатков средств юридических лиц, так как и в денежную базу и в М2 входят наличные и безналичные средства. Если доля этих элементов в составе М2 увеличивается, то это означает, что основная часть денежной массы может увеличиваться в соответствии с величиной мультипликатора.

Существенной спецификой денежного обращения в России является широкое использование иностранной валюты и в расчетах, и в целях сохранности сбережений населения, сокращения потерь от инфляции. Для анализа и прогнозирования спроса на деньги, изменения курса рубля, устойчивости банковской системы, процессов долларизации используется показатель «широких денег», который включает агрегат М2 и депозиты населения в иностранной валюте в национальной банковской системе. Для определения величины «широких денег» используется среднегодовой валютный курс.

Масштабы замещения рубля долларом в общем денежном потоке настолько значительны, что можно сказать, что в России сложилась по международной терминологии параллельная система денежного обращения, что ведет к сокращению эмиссионного дохода РФ.

Исходной основой определения объема денежной массы является принцип соответствия денежной массы объему ВВП и уровню цен, с учетом скорости оборота денег:

М*V = P*Q,

где М – количество денег, исчисленное с учетом скорости обращения одной денежной единицы в среднем за год (V);

P – цены на продукцию;

Q – физический объем продукции (Q).

Сложность определения денежной массы состоит в том, что денежные власти (ЦБ) в условиях рынка должны иметь надежную информацию о прогнозе динамики ВВП и цен.

Деньги настолько конкретный товар, что они не любят ориентировочных расчетов. Поэтому прогноз ВВП на макроуровне и прогноз производства любой продукции – это недостаточное условие формирования денежной массы. Необходимо, чтобы продукт был продан, и выручка поступила на счета продавца. Так что основной категорией, определяющей формирование денежной массы в наличной и безналичной формах, служит выручка, которая и есть финансово-денежное измерение ВВП и других стоимостных измерителей результатов экономической деятельности. Поэтому задачей денежных властей состоит в создании условий и механизмов слаженного действия на открытом рынке субъектов рынка, самого ЦБ, с тем чтобы реализация продукции и всего объема ВВП заканчивалась поступлением денег на счета. Самое лучшее, когда их поступает больше, чем авансируется в момент начала производства.

Таким образом, основными факторами, определяющими предложение денег:

1) розничный товарооборот. От его объема и структуры зависят выручка торговых организаций, поступление выручки от пассажирского транспорта;

2) поступление налогов и сборов с населения;

3) поступления на счета по вкладам в Сбербанк и коммерческие банки;

4) поступление наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг;

5) золотовалютные резервы. Их увеличение создает условия для проведения активной денежно-кредитной политики на открытом рынке, при определении объема кредитных ресурсов и позволяет увеличивать предложение денег В 1998-2001 гг. наращивание золотовалютных резервов являлось основным источником увеличения денежного предложения;

6) бюджетный дефицит, который показывает недостаток средств на выплату заработной платы и финансирование других государственных расходов. Дефицит носит относительный характер, он должен иметь финансовые источники покрытия либо путем прямого кредита правительству от ЦБ РФ, либо путем приобретения ЦБ государственных ценных бумаг.

7) Экспортно-импортное сальдо торгового баланса. Экспорт способствует увеличению предложения денег, а импорт сокращает их предложение. Активное сальдо торгового баланса – важный элемент денежно-кредитной политики, способствующий увеличению предложения денег;

8) и др.

Одним из инструментов определения предложения денег служит прогноз кассовых оборотов, который разрабатывается ЦБ и его территориальными учреждениями по специальной методике. На основании ожидаемых поступлений денег в кассы банков и их целевого использования определяется достаточность или избыток денег, т.е. эмиссионный результат.

Эмиссия денег является результатом спроса и предложения денег. Если в прогнозируемых кассовых оборотах ожидается превышение выплат денег над их поступлениями в кассы банков, то в случае невозможности сокращения денежных выплат предусматривается эмиссия денег.

Для прогнозирования предложения денег некоторые экономисты предлагают использовать денежный мультипликатор:

М = n*В,

где М – денежная масса;

n – мультипликатор;

В – денежная база (чистые денежные обязательства ЦБ);

В = К+А+К11,

К – кредиты ЦБ правительству (размещенные в ЦБ государственные ценные бумаги);

А – чистые иностранные активы ЦБ;

К1 – кредиты ЦБ коммерческим банкам;

А1 – прочие чистые активы.

 

Вопрос 3.

Правительство Российской Федерации, встав на путь экономичес­ких реформ, столкнулось с серьезными экономическими и социально-политическими трудностями. Экономический кризис выразился в рез­ком сокращении производства, значительной безработице и, как след­ствие, в снижении жизненного уровня широких слоев населения. В сфере денежно-кредитных отношений он проявился в затяжной и глубокой инфляции.

Термин «инфляция» (от лат. inflatio - вздутие) означает переполнение сферы обращения избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесценение, и как результат, повышение цен на товары и услуги.

Инфляция как социально-экономическое явление означает пере­полнение каналов денежного обращения обесцененными деньгами, рост цен и перераспределение национального дохода в пользу государства, отдельных групп населения, которые обогащаются за счет спе­кулятивных операций на товарном и денежном рынках.

Возникнове­ние и развитие инфляционных процессов в народном хозяйстве мо­жет быть вызвано как нарушением законов денежного обращения, неоправданным увеличением денежной массы в обращении (инфля­ция спроса), так и повышением цен из-за роста издержек производ­ства (инфляция издержек).

Инфляция спроса – инфляция, проявляющаяся в превышении спроса над предложением, что ведет к росту цен.

К инфляции спроса, как правило, ведут рост военных расходов, бюджетного дефицита, государственного долга, кредитная экспансия банков и усиленное финансирование капиталь­ных вложений в тяжелую промышленность. Возможна и импортируе­мая инфляция, когда осуществляется чрезмерная эмиссия денег для покупки иностранной валюты. Инфляция издержек связана не с денеж­ными, а с производственными факторами, вызывающими рост цен, например со снижением производительности труда, падением произ­водства, ростом издержек производства из-за повышения цен на услу­ги транспорта, коммунальные услуги, повышения заработной платы без соответствующего роста производительности труда. В условиях ин­фляции деньги обесцениваются по отношению к товарам, золоту, ино­странной валюте.

Таким образом, инфляция проявляется в сфере об­ращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроиз­водственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни. Этим и объясняется повышенный интерес экономистов раз­ных стран к проблемам денежного обращения.

Различают также:

- инфляцию предложения – инфляцию, проявляющуюся в росте цен, обусловленном увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов, например, когда предприятия осуществляют крупную модернизацию своих основных фондов;

- административную инфляцию – инфляцию, порождаемую «административно» управляемыми ценами;

- импортируемую инфляцию – инфляцию, вызываемую воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;

Развитие инфляционных процессов в стране проходит несколько этапов, которые отличаются друг от друга степенью проявления инф­ляции. На первом этапе инфляции темпы обесценения денег отстают от темпов роста денежной массы в обращении, поскольку увеличива­ется покупательский спрос на товары и услуги, растут производство, товарооборот, снижается спрос на кредит и замедляется скорость об­ращения денег. В результате происходит экономически обоснованное увеличение денежной массы в обращении, что и сдерживает снижение покупательной способности денег. Дополнительный выпуск денег (или часть его) как бы поглощается сферой обращения, удовлетворяя по­требности рынка в деньгах.

На втором этапе инфляции темпы роста денежной массы начина­ют отставать от темпов обесценения денег. На этом этапе излишне выпущенные деньги уже не стимулируют расширения производства и увеличения товарооборота. Снижение покупательной способности денег порождает недоверие к ним. Происходит «бегство от денег»: бо­ясь дальнейшего обесценения, все, кто имеет денежные накопления, стремятся превратить их в различные материальные ценности. В свя­зи с ускорением обращения денег и сокращения производства потреб­ность в покупательных и платежных средствах снижается, что и ведет к более быстрому обесценению денег по сравнению с темпами их эмис­сии, В.1995 г. в России денежный агрегат М2 совершал около 10,4 обо­рота в год, в 1996 г — 8,7, в 1997 г. — 5 против 1,5—2 оборотов в США.

Темпы роста цен и обесценения денег определяют виды инфляции. В теории денег различают:

· ползучую инфляцию, когда рост цен не превышает 5—10% в год;

· галопирующую инфляцию, когда рост цен составляет от 10 до 100% в год;

· гиперинфляцию, когда годовые темпы роста цен более 100%;

· супергиперинфляцию, когда рост цен составляет более 50% в месяц.

В развитых странах полагают, что в рыночной экономике ползучая инфляция — это необходимое условие дальнейшего расширения про­изводства. В России в условиях перехода к рынку имели место все пе­речисленные виды инфляции. С марта 1990 г. по март 1996.Г. цены в среднем выросли в 4806 раз. По сравнению с 1991 г. хлеб подорожал примерно в 15 тыс. раз, проезд в общественном транспорте — в 40 тыс. раз, звонки по телефону-автомату — в 100 тыс. раз. О развитии инф­ляционного процесса в России за последние семь лет позволяют су­дить данные, приведенные в табл. 2.

Таблица 2 - Развитие инфляционного процесса в России в 1993—2001 гг.

Годы Уровень инфляции, %
  840,0
  215,0
  131,0
  21,8
  11,0
  84,4
  36,5
  12,0
  10,9
   

 

Инфляция отражается на всех сферах социально-экономической жизни общества. Так как национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет свои функции, то она вытесняется иностранной валютой, товарами, различными денежными суррогатами, что наносит народному хозяйству значительный экономический урон: сдержи­вается развитие финансово-кредитных отношений в стране, средства из сферы производства уходят в сферу обращения, снижается эффек­тивность государственного контроля за денежными потоками.

Для этого правительство должно осуществлять мониторинг финансово-экономической ситуации в стране.

Мониторинг – это непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как составная часть управления.

Проблема макрорегулирования экономики и антиинфляционная политика являются наиболее сложными в экономической науке и практике. Условно всю государственную макроэкономическую политику можно подразделить на несколько подвидов:

- бюджетная;

- социальная;

- налоговая;

- ценовая;

- кредитно-финансовая;

- промышленно-инвестиционная;

- внешнеэкономическая;

- эмиссионная.

Бюджетная политика – это основной вид государственной экономической политики, главной задачей которой является определение приоритетов социально-экономического развития страны на конкретно определенный период времени, политика перераспределения полученных от налогов и неналоговых платежей государственных финансовых средств на решение общенациональных задач. Составной частью бюджетной политики является социальная политика, поскольку все социальные выплаты идут из бюджета.

Налоговая политика – это законодательно оформленная система изъятия у производителей товаров части финансовых средств на осуществление всех необходимых государственных функций и решение общенациональных задач.

Ценовая политика – это политика регулирования и достижения сбалансированности между товарным предложением и платежеспособным спросом.

Кредитно-финансовая политика – это политика регулирования посредством кредитной банковской ставки, норм обязательного резервирования темпов и объемов инвестиций в производство товарной массы, а также воздействия на ценовые факторы.

Промышленно-инвестиционная политика – это политика развития промышленно-технологического потенциала страны, обеспечивающая рост ВВП.

Внешнеэкономическая политика – это политика, регулирующая внешнеэкономическую деятельность (с помощью таможенно-тарифных инструментов) и отношения внешнеторгового обмена с целью выравнивания качественных характеристик уровня жизни населения страны за счет экспортно-импортных операций.

Эмиссионная политика – это политика, направленная на регулирование и поддержание (с помощью изменения объема денежной массы в обращении) товарно-денежного равновесия при изменениях в объеме ВВП, т.к. для сохранения равновесия при увеличении количества товаров и услуг количество денег в обращении должно увеличиваться, и наоборот. В случае уменьшения товарной массы ЦБ страны проводит изъятие денег из обращения.

Радикальным способом стабилизации денежного обращения явля­ются денежные реформы. Однако для их успешного проведения в стране должны быть созданы необходимые экономические и полити­ческие условия. План проведения денежной реформы, ее содержание зависят от состояния инфляционного процесса и конкретных возмож­ностей укрепления денежного обращения в стране. Практика знает несколько типов проведения денежных реформ: нуллификация, рес­таврация (ревальвация), девальвация и деноминация.

Нуллификация — ликвидация старой, значительно обесцененной де­нежной единицы и введение новой валюты.

Реставрация — восстановление прежнего золотого содержания де­нежной единицы.

Девальвация — официальное снижение золотого содержания денеж­ной единицы или ее валютного курса.

Деноминация — укрупнение масштаба цен путем «зачеркивания ну­лей».

Не имея объективных предпосылок для проведения денежной ре­формы, Правительство РФ для укрепления денежного обращения, снижения социально-экономической напряженности в стране предпри­нимало и предпринимает различные антиинфляционные меры. К ним относится, п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: