Этапы реализации проекта. Постановка проблемы, определение целей и основных задач работы; материальное




1. Организационно - подготовительный

Постановка проблемы, определение целей и основных задач работы; материальное оснащение; проведение организационной и подготовительной работы с детьми и родителями; разработка информационно-методического материала для работы с детьми и родителями.

Формы работы:

1.Создание картотеки стихотворений, загадок о народной игрушке.

2.Подбор информационного материала, создание игр, пособий.

3.Создание мультимедийных презентаций: «Дымковские игрушки», «Русская кукла», «Мастер-класс «Кукла колокольчик».

4. Подготовка анкет для родителей.

Основной

Непосредственная реализация проекта: проведение мероприятий.

Цикл мероприятий с детьми:

· НОД: «Путешествие в прошлое куклы»; лепка «Дымковские лошадки», «Филимоновский петушок»; рисование «Дымковская барышня», «Мы матрешки - расписные крошки»; аппликация «Украсим матрешек»; художественный труд «Обереговая кукла Пеленашка», «Кукла Отдарок на подарок»;

· развлечение «В гости к нам пришла Матрешка»;

· фольклорный праздник «Осенины»;

· обрядовый праздник «Масленица», «Колядки»;

· совместная деятельность воспитателя с детьми: рассматривание иллюстраций и книг о народных игрушках;

· рассказы воспитателя: «Куклы наших бабушек»; «История куклы России»; об игрушках: Рождественский ангел, Кукла Крестец, Мартинички, Берестяная кукла, Кувадка, Лихоманка, Зайчик на пальчик;

· составление описательных и творческих рассказов: «Моя любимая народная игрушка», «Дымковские игрушки и их узоры»; «Красавица Матрешка»;

· беседы с детьми: «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком»; о дымковской игрушке, матрешке, филимоновской и каргопольской игрушке, обрядовых куклах, о куколке пеленашке, кукле на ложке, кукле из полена;

· составление рассказов по мнемотаблицам по темам: «Матрешка», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Каргопольская игрушка», «Тряпичная кукла Кувадка»;

· дидактические игры: «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор», «Наряди матрешку», «Угадай, из чего игрушка сделана»;

· сюжетно-ролевые игры: «Семья », «Магазин»;

· книжная выставка «Народная игрушка»;

· заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке; стихотворения «Матрешки» В.Берестова;

· чтение русских народных сказок: «Василиса Прекрасная; «Терешечка», Морской царь и Василиса Прекрасная»; детских энциклопедий: «Чудо всюду. Мир вещей и машин», «Я познаю мир. История ремёсел»;

· рассматривание книги Н. Курбатовой «Игрушки»;

· слушание русской народной музыки: «Камаринская», «Зимушка-зима»; песен «Коробейники» (музыка народная, слова Н.Некрасова) и колыбельной «У кота, кота, колыбелька золота»;

· танец «Мы веселые матрешки» (слова Л.Некрасовой, музыка Ю.Слонова);

· пение песен: «Матрешки» (слова В.Семернина, музыка Т.Варовиной); «Золотая ярмарка» (слова С.Осиашвили, музыка И.Зубкова); «Мы матрешки» (слова А.Осмушкина, музыка В.Темнова) и народной песни «Матрешки»;

· пальчиковые игры: «Матрёшки», «Куклы», «Дымковские барышни»;

· подвижные игры: «Мы матрешки – расписные крошки», «Раз, два, три к игрушке беги», «Дымковские барышни красавицы»;

· динамические паузы: «Куклы танцуют», «Матрешки - крошки».

Цикл мероприятий с родителями:

· анкетирование родителей «Игрушки в жизни малыша»;

· консультации: «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»;«История возникновения народной игрушки» (с использованием мнемотаблиц);

· оформление буклета «Тряпичная кукла»;

· привлечение родителей к оформлению музея «Русская игрушка»;

· совместная деятельность детей и родителей «Моя матрешка»;

· выпуск фотогазеты «Наш Вернисаж»;

· мастер-класс для родителей «С любовью от мамы».

Цикл мероприятий с социумом: экскурсия в детскую библиотеку, мастер-класс специалистов КВЦ «Вернисаж» «Изготовление семейного оберега», мастер-класс преподавателя детской художественной школы «Каргопольская игрушка».

Итоговый

1.Анализ проектной деятельности (соотнесение результатов с целями и задачами проекта);

2.Презентация результатов проектной деятельности:

- мини – музей «Русская игрушка»;

- развлечение «Ярмарка игрушек»;

- представление проекта «Сказочный мир русской игрушки» на педагогическом совете МБДОУ.

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств: дети испытывают интерес в поиске информации о народной игрушке, истории ее возникновения, задают вопросы. Дети активные, любознательные, интересуются изучением русской народной культуры. Владеют способами изготовления и проявляют самостоятельность в изготовлении игрушек, в случае затруднения обращаются к взрослому. Эмоционально-отзывчивые, выражают чувства гордости к культуре русского народа. Гордятся и уважают мастеров изготовления народной игрушки.

Ожидаемые результаты:

· Повышение интереса к традиционной народной игрушке у детей старшего дошкольного возраста;

· улучшения навыков изготовления народной игрушки из различных материалов;

· расширение представлений детей о разнообразии и роли традиционной русской игрушки, истории ее возникновения;

· повышение компетентности родителей в вопросах истории и культуры русского народа.

Предметом итоговой оценки является – способность рассказать о народной игрушке и показать способы ее изготовления по мнемотаблице.

Диагностика с детьми дошкольного возраста проводится три раза: исходный уровень, сравнительный, итоговый.

При ее проведении определены три уровня выполнения заданий: высокий, средний, низкий, они определены в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания:

· Низкий уровень - предполагает практическое невыполнение задания даже с помощью взрослого.

· Средний уровень - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

· Высокий уровень - выполняет задание самостоятельно.

Результаты выполнения заданий были занесены в диагностические карты, что позволило увидеть динамику развития ребенка, скорректировать индивидуальную работу, наметить перспективу работы.

Заключение:

Мониторинг педагогической деятельности показал, что благодаря участию в проекте у детей расширились представления об особенностях декоративно – прикладного искусства России, сформировался интерес к данной теме. В процессе поисково-познавательной деятельности и использования мнемотаблиц у детей значительно расширились представления о народной игрушке, истории ее возникновения, способах изготовления. Дети называют виды игрушек, могут рассказать, для чего они были нужны в старину, из чего ее можно сделать, и какой материал для этого необходим. Имеют представления, как играли их сверстники раньше и как можно играть с народной игрушкой сейчас, в настоящее время.

Овладели способами изготовления разных видов народной игрушки.

Участие в проекте способствовало успешной социализации ребенка в коллективе, сблизило ребенка с членами семьи в ходе поиска информации и изготовления игрушек.

Проектная деятельность способствовала развитию у воспитанников познавательной активности, творческого воображения, умения решать проблемы, ставить цели, добывать информацию, приходить к результату. Они научились делиться полученными сведениями друг с другом и родителями.

У родителей появилась заинтересованность в возрождении народной культуры своего народа и желание приобретать или изготавливать вместе с ребенком народные игрушки.

Совместная работа объединила педагогов, детей, родителей в реализации проектной деятельности «Чудесный мир народной игрушки».

Вывод:

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ безбудущего. Мы надеемся, что зернышко, посеянное нами в огромное еще не распаханное поле «детской души» прорастет и принесет свои плоды

 

 

Список литературы

1. Батурина, Г.И. Народная педагогика в воспитании дошкольников [Текст]: пособие для педагогов, воспитателей, методистов / Г.И. Батурина, Г.Ф. Кузина. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.

2. Берстенёва, Е. Кукольный сундучок [Текст] / Е. Берстенёва, Н. Догаева. – Белый город, 2010. – 112 с.

3. Богуславская, И.Я. Русская народная глиняная игрушка [Текст] / И. Я. Богусловская. – Л: Искусство, 1975. – 148 с.

4. Воробьёва, О. Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика [Текст] / О.Я. Воробьёва. – Волгоград.: Учитель, 2009. – 140 с.

5. Гаврилова, В.В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Рекомендации, планирование, конспекты занятий [Текст] / В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. – М: Учитель, 2010. – 144 с.

6. Горичева, В.С. Куклы [Текст] / В.С. Горичева. – Ярославль.: Академия развития,1999. – 187 с.

7. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации [Текст]: конспекты занятий / А.А.Грибовская. – М.: Скрипторий, 2003. – 168 с.

8. Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка [Текст] / Г.Д. Дайн. – М.: Сов. Россия, 1987. – 126 с.

9. Зацепина, М.Б. Народные праздники в детском саду [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.: Наука. 2012. – 148 с.

10. Динцес, Л.А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, пути развития [Текст] / Л.А. Динцес. – М.: Знание, 1986. – 86 с.

11. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: программа / О.Л. Князева, М.Д. Маханёва. –М.: Детство-Пресс, 2006. – 304 с.

12. Маёрова, К. Русское народно-прикладное искусство [Текст] / К. Маёрова, К. Дубинска. – М.: Знание, 1990. – 272 с.

13. Некрасова, М.А. Народное искусство в России. Народное творчество как мир целостности [Текст] / М.А. Некрасова. – М.: Совет. Россия, 1983. – 219 с.

14. Попова, О. С. Русские художественные промыслы [Текст] / О. С. Попова. – М.: Знание, 1984. – 144 с.

15. Рафаенко, В.Я. Народные художественные промыслы [Текст] / В.Я. Рафаенко. – М.: Знание, 1988. – 175 с.

16. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство [Текст] / Л.Д. Рондели. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.

17. Сакулина, Н.П. Народное декоративно-прикладное искусство в работе детского сада [Текст]: пособие для воспитателей / Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с.

18. Скоролупова, О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством [Текст]: цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста / О.А. Скоролупова. – М.: Скрипторий, 2000. – 128 с.

19. Флерина, Е.А. Игра и игрушка [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Е.А. Флёрина. – М.: Просвещение,1973. – 250 с.

20. Шайдурова, Н. Традиционная тряпичная кукла [Текст]: учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ и студентов педагогических вузов / Н. Шайдурова. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 176 с.

21. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Г.С. Швайко. – М.:Владос, 2008. – 200 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: