Итоговая диагностическая работа по теме «Человек и общество» 10 класс




Итоговая диагностическая работа по теме «Человек и общество» 10 класс

Тематическая работа состоит из двух частей, которые различаются по сложности и числу заданий.

Распределение заданий по уровням сложности:

Базовый уровень   Задания 1-9
Повышенный уровень   Задания 10-11

Задания 1 части проверяют следующие умения:

ü определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий;

ü характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты,

ü осуществлять поиск социальной информации,

ü сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия,

ü понимать основные понятия курса, их существенные признаки;

ü умение характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

ü уметь объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов;

ü уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук.

Задания 2 части – требуют анализа представленной информации, объяснение связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументация самостоятельных оценочных суждений, объяснений, выводов.

ü При выполнении заданий данной модели проверяется умение применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Основные вопросы, рассматриваемые в заданиях:

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

2. Понятие истины, её критерии.

3. Системное строение общества: элементы и подсистемы.

4. Основные институты общества.

5. Искусство, как форма духовного производства

6. Роль науки в современном обществе.

7. Религия и её роль в современном обществе.

 

Специфика заданий:

Работа составлена на основе контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и включает задания, проверяющие основные навыки, которые должны быть сформированы у выпускников старшей школы. Проверяются знания по отдельному блоку «Человек и общество».

Проверяемые навыки и умения задания Система оценивания
Определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий Задание 1 1б.
Понимать основные понятия курса, их существенные признаки;   Задание 2 1б.
понимать основные понятия курса, их существенные признаки;   Задание 3 1б.
умение характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; Задание 4 2б.
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия,   Задание 5. 2б.
уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук.   Задание 6 2б.
понимать основные понятия курса, их существенные признаки;   Задание 7 2б.
уметь объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов;   Задание 8 2б.
определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий;   Задание 9 2б.
умение применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Задание 10 3б.
уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук.   Задание 11 3б.
Общее количество баллов 1-11  

 

Отметка по 5-бальной шкале

«2» «3» «4» «5»
0-8 9-13 14-17 18-21

 

ответы

Задания 1 части

                    итого
1 вариант наука                  
2 вариант искусство                  

 

Задания 2 части

1 вариант 2 вариант
Задание 10. Задание 10.
В правильном ответе могут быть названы следующие элементы: 1) тип культуры – элитарная культура; 2) признаки, например: – отражение в произведении авторской индивидуальности; – оригинальность формы и (или) содержания; – использование нарочито субъективной, индивидуально- творческой интерпретации обычного и привычного; – отсутствие ярко выраженного коммерческого характера. (Могут быть названы другие признаки.)   1.Правильно назван тип культуры, указаны три признака, не упомянутых в условии задачи- 3б. 2. Правильно назван тип культуры, указаны два признака, не упомянутых в условии задачи -2б 3. Правильно назван тип культуры, указан один признак, не упомянутый в условии задачи- 1б 4. Правильно назван только тип культуры. ИЛИ Тип культуры не назван (назван неверно) независимо от наличия других элементов ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный- 0б Максимальный балл 3 Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) тип – информационное (постиндустриальное общество); 2) три черты, допустим: – информация (знания) становится ведущим фактором производства; – развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации; – растёт удельный вес «среднего класса»; – созданы необходимые условия для непрерывного образования. (Могут быть названы другие черты.)   Правильно указан тип, названы три черты – 3б Правильно указан тип, названы две черты- 2б Правильно указан тип, названа одна черта ИЛИ Правильно указан только тип- 1б Тип не указан / указан неверно независимо от наличия других элементов ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный -0б Максимальный балл 3
Задание 11. Задание 11.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о видах деятельности, опирающейся на знания курса, например: Основными видами деятельности являются игровая, трудовая, учебная. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о структуре деятельности.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого вида деятельности. Например, особенностью игровой деятельности является действия в воображаемой обстановке. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любой из элементов структуры деятельности.) Максимальный балл 3 Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы: 1) смысл понятия, например: си­сте­ма взглядов, оценок, норм и установок, опре­де­ля­ю­щих от­но­ше­ние че­ло­ве­ка к об­ще­ству и природе, себе самому; (Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу опре­де­ле­ние или объ­яс­не­ние смыс­ла понятия.) 2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о типах (видах) мировоззрения, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, например: Раз­ли­ча­ют обы­ден­ное (житейское), религиозное, на­уч­ное мировоззрение. (Может быть со­став­ле­но дру­гое предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о двух или более типах (видах) мировоззрения.) 3) одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса сущ­ность од­но­го из этих типов, например: Ре­ли­ги­оз­ное ми­ро­воз­зре­ние че­ло­ве­ка опи­ра­ет­ся на веру в су­ще­ство­ва­ние сверхъ­есте­ствен­ных сил и воз­мож­ность об­ще­ния с ними. (Может быть со­став­ле­но дру­гое предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса сущ­ность од­но­го из этих типов). Максимальный балл 3

 

Итоговая диагностическая работа по теме «Человек и общество» 10 класс

1 вариант

Задание 1. Вставьте пропущенный термин

ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Мораль Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости
? Область (сфера) духовной культуры, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности

Задание 2.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) игра; 2) общение; 3) деятельность; 4) труд; 5) познание.

Задание 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой формы познания.

1) ощущение; 2) восприятие; 3) представление; 4) суждение; 5) наблюдение; 6) эксперимент.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Задание 4. Выберите верные суждения о видах знания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Научное знание отличается высокой степенью обобщения и абстрагирования.

2) Художественное знание открывает законы мироустройства, базируется на доказательности информации.

3) Ненаучное знание характеризуется глубоким осмыслением фактов и проникновением в природу изучаемого объекта.

4) Обыденное (практическое) знание формируется на основе жизненного опыта.

5) К ненаучным видам знания относится религиозное, житейское и художественное.

 

Задания 5. Установите соответствие между методами и уровнями научного знания, которые эти методы иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

МЕТОДЫНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А) эксперимент 1) эмпирический уровень

Б) описание 2) теоретический уровень

В) выдвижение гипотез

Г) наблюдение

Д) формулирование законов

 

Задание 6.

В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под

которыми они указаны.

1)Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.

2) Большинство населения занято в сфере услуг.

3) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

5) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

 

Задание 7.

В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение количества учебных предметов

2) сокращение времени изучения естественных наук

3) ориентация на интересы и склонности ученика

4) применение технологий, сберегающих здоровье

5) уделение особого внимания нравственному воспитанию

6)компьютеризация образовательного процесса

 

Задание 8.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Многие исследователи считали, что в социуме должны иметь место такие же жёсткие, как и в природе, независимые от воли людей причинно- следственные ________(А). Предполагалось, что их выявление выступает главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие ________(Б). Но этот подход упрощал многомерную картину ________(В) жизни, оставляя в стороне сознательно- волевую составляющую ________(Г) людей. В XX в. стало формироваться представление о законах-тенденциях, отражающих некоторые объективные процессы общественной жизни».

 

Список терминов:

1) общество

2) специфика

3) природная

4) социальная

5) связь

6) деятельность

7) закон

 

Задание 9.

Ларисе 17 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рост Ларисы ниже среднего.

2) Лариса – честный человек.

3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза.

4) Лариса добрая и отзывчивая.

5) Лариса – внешне привлекательная девушка.

Задание 10.

Известный театральный режиссёр поставил спектакль по пьесе классика русской литературы. Главные роли исполняли популярные артисты. Для усиления драматического характера некоторых сцен использовались спецэффекты. Однако понять и оценить спектакль по достоинству смогли только критики и зрители, знакомые с тенденциями современного театрального искусства. К какому типу культуры может быть отнесена эта театральная постановка? Укажите любые три признака данного типа культуры, не упомянутых в условии задачи.

Задание 11.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: