Свобода и ответственность




21.

Смысл человеческого бытия, или человеческой жизни, выражается в тех ценностях, которые реализуют люди в своих поступках. Эти ценности включают идеалы и нормы, которыми руководствуется человек в своей жизни, разделяемые им образцы поведения, его цели и планы, представления о добре и зле, справедливом и несправедливом и т.д. Обладание особой системой ценностей отличает человека от всех других живых существ.

Смысл жизни не дан человеку извне. Каждому человеку он открывается по-разному. Найти общий для всех времен и народов смысл жизни невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными принципами он включает также что-то специфическое, характерное для каждой конкретной эпохи и цивилизации.

Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни. Этот выбор меняется в зависимости от исторических условий существования человека, возрастных особенностей.

Иногда говорят, что смысл жизни состоит в том, чтобы делать людям добро. Это – хороший совет, но он нуждается в существенном прояснении, уточнении понятия добра. Для этого необходима, однако, развитая и являющаяся почти что общепринятой этическая теория. Такой теории нет, нет даже надежды на то, что она вообще когда-либо появится.

Из истории этики известны следующие толкования смысла жизни:

1) гедонизм – жизнь дана человеку, чтобы наслаждаться;

2) аскетизм – жизнь представляет собой отречение от мира ради близости к Богу, но к нему человек способен приблизиться, только став максимально духовным и свободным от грехов мира;

3) этика долга – жизнь как самопожертвование ради высоких идеалов (служение родине, семье, долгу, любви, счастью других людей и т.д.);

4) утилитаризм – жить надо ради пользы, успеха, удовлетворения своих устремлений и потребностей;

5) эвдемонизм – жизнь как стремление к счастью, а счастье – это и есть подлинное назначение человека.

Вопрос о том, что представляет собой то добро, которое следовало бы делать человеку, остается, таким образом, открытым.

 

Свобода и ответственность

Соотношение свободы и ответственности личности – одна из сложных этических проблем. Ожесточенные споры, ведущиеся вокруг проблемы свободы, в нынешнем веке приобрели особую остроту. Техногенная цивилизация не позволяет игнорировать вопрос о выживаемости человечества, но для этого необходимо сочетать свободу и ответственность.

Лозунг свободы восходит к эпохе буржуазных революций XVII–XVIII вв. и формирования философии либерализма. Путь к нему проложила критика различного рода феодальных регламентации. Свобода теперь интерпретируется как основная ценность общества.

Выделяют три основных смысла понятия свободы: 1) свобода действия; 2) свобода желания и 3) свобода разума (мышления).

Свободу действия достаточно легко интерпретировать: человек действует свободно, если никто и ничто ему не мешает. Очевидно, что, живя в демократическом обществе, люди обладают большей свободой действий, чем в тоталитарном государстве. И тем не менее абсолютной свободой действия человек не обладает нигде, так как даже в правовом государстве свобода ограничена законом. Свобода всегда относительна и ограничена, поэтому ее нужно защищать и за нес нужно бороться.

Сложнее обстоят дела с трактовкой свободы желания и свободы разума. Этой теме посвящали свои труды многие философы. Так, Спиноза считал, что "люди заблуждаются, считая себя свободными,...свои действия они сознают, причин же, которыми они определяются, не знают".

Французский экзистенциалист Ж.-П. Сартр не делает различия между бытием человека и его свободой. "Быть свободным, пишет он, – значит, быть проклятым для бытия – свободы". Ему же принадлежит знаменитое выражение: "Мы приговорены к свободе". Согласно Сартру, человек находится в определенной ситуации, в рамках которой он должен сделать соответствующий выбор. Всякого рода принуждение извне не отменит свободу человека, ибо он всегда имеет поле возможностей для своего выбора. Для Сартра свобода – абсолютная ценность.

Не отрицая нравственной ценности свободы, необходимо отметить, что человек не рождается свободным и не обречен на свободу так же, как он не обречен и на рабство. Свобода – это не данность и не способность, свобода – это процесс.

Одна из нравственных задач человека – стремиться к освобождению, понимая при этом, что свобода предполагает понимание реальности и осознание ответственности. Ответственность человека – это обратная сторона его свободы.

Нести ответственность, говорит А. Конт-Спонвиль, значит иметь возможность и желание отвечать за свои поступки. Это значит действовать в рамках своих полномочий, быть готовым к возможным ошибкам и признавать необходимость отвечать за их последствия. Полностью освобождены от ответственности только маленькие дети и умственно неполноценные люди. Может быть, на их примере и видна лучше всего суть ответственности, которую можно определить как цену свободы.

22.

Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Структура деятельности.

Состоит из нескольких уровней:

• психофизиологические функции;

• операции;

• действия;

• деятельности особенные, или особые виды деятельности.

В деятельности выделяют движения и действия. Действие — каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Выполнение движения контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Выполнение предметного действия не ограничивается осуществлением определенной системы движений. Оно включает сенсорный контроль и корректировку движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объектов действия.

В отношении человека с другими людьми осуществляется его деятельность, т.е. в ней выражается личность человека и одновременно она формирует его личность. Возникновение видов деятельности у человека представляет длительный процесс.

В течение первого года на основе развития исследовательского поведения ребенок узнает и знакомится с миром. Затем начинается практическое поведение. Далее развивается коммуникативное поведение — средство, благодаря которому ребенок может удовлетворить свои потребности и желания.

Виды деятельности:

1) игра. Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. Особенность игрового поведения — его целью является сама «деятельность», а не практические результаты, которые достигаются с ее помощью. У ребенка игра — форма реализации активности, т.е. она доставляет ему удовольствие;

2) учение. Научение, или освоение опыта — главный фактор развития ребенка. Деятельность направлена на усвоение определенной информации, форм поведения, но учение возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определенных знаний, умений, навыков;

3) труд — деятельность, направленная на производство определенных общественно-полезных продуктов — материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека — видовое поведение, которое обеспечивает его выживание, использование им сил и веществ природы.

Основные характеристики деятельности — предметность и субъектность.

В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.

Субъектность деятельности выражается в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.

Социализация – это процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс непрерывен, он начинается с момента появления на свет и осуществляется практически всю жизнь индивида, так как мы вынуждены постоянно подстраиваться под изменения, происходящие в окружающей нас социальной реальности. Наиболее интенсивным и насыщенным в функциональном и содержательном отношении процесс социализации является в период детства, так как именно в промежуток времени от рождения до примерно пяти лет, ребенок усваивает навыки членораздельной речи, основные способы специфически человеческого поведения и общения, в данный период закладываются базовые личностные структуры. Психологическим механизмом этого процесса оказывается примерка индивидом на себя тех или иных ролевых технологий: «подражание», «идентификация себя с другим», «принятие роли другого», «имитация» и др.

Первичной социализирующей ячейкой является семья, в миниатюре воспроизводящая все общественные связи и отношения. Значение семьи для формирования личности трудно переоценить, так как именно в ее кругу ребенок получает первый опыт собственной незаменимости и незаменимости другого человека, господства и подчинения, начинает осознавать наличие границы между дозволенным и недозволенным, формирует представление об обществе в целом как горизонте его дальнейшей жизни.

Если семья является институтом первичной социализации, то дальнейшее включение индивида в социально-культурную среду происходит, главным образом, благодаря институту образования. Работа различных воспитательных и образовательных учреждений ориентирована не только на передачу знаний, но и на то, чтобы 1) в определенной мере нивелировать индивида, сформовать его в соответствии с некоторым усредненным, востребованным в данной культуре, образом; 2) подготовить его к выходу в большой социальный «мир» в качестве самостоятельной единицы.

Для обозначения процессов обмена информацией в современной литературе используются два близких по значению, но несинонимичных понятия – коммуникация и общение. Как правило «коммуникация» рассматривается как более широкое понятие, так как оно охватывает не только процессы передачи информации в ситуации непосредственного взаимодействия двух и более участников, но и особенности циркуляции информации в масштабах общества, между различными социальными стратами, от структур власти к электорату и т. д.

Используя термин «общение», как правило подразумевают, что процесс обмена информацией является непосредственным и личностно окрашенным. В числе основных функций общения выделяют контактную функцию, призванную удовлетворить потребность человека в «соприкосновении» с другими людьми, и воздейственную, проявляющуюся в постоянном стремлении человека определенным образом повлиять на своего партнера. Поэтому общение означает не только обмен знаниями, но и взаимное влияние, явно или неявно предполагает ситуацию консенсуса или конфликта.

Важнейшую форму общения представляет собой диалог (полилог), необходимым условием которого является отказ от чисто технической установки отношения к другому человеку как средству для достижения какой-либо цели. Реальной целью человеческой деятельности, коммуникации, культуры может и должен выступать только сам человек во всей совокупности своих сущностных смыслов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: